Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Состояние сознания является лучшим показателем всех эпох и всех человеческих направлений.
Мир Огненный, ч.3, 364

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Памятные даты
Новости

5 сентября — день памяти Б.Н. Абрамова 5 сентября — день памяти Б.Н. Абрамова

5 сентября — день памяти Бориса Николаевича Абрамова (1897 - 1972) — духовного ученика великого художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха. Долгие поиски смысла жизни привели его к Учителю и к Учению Живой Этики.

В 1940-е годы Борис Николаевич стал воспринимать приходящие из пространства мысли и записывать их. Послав записи Елене Ивановне Рерих, он получил от неё ответ, подтверждающий их Высокий Источник.

До конца своих дней Б.Н. Абрамов вёл эти Записи, которые спустя несколько десятилетий стали известны как «Грани Агни Йоги». В них мы находим слова и о самом Борисе Николаевиче, и о значении его Записей.

«Сын мой, изумительнейшую и редчайшую способность имеешь мысли, посылаемые Владыкою, ясно и чётко запечатлевать. Эту способность цени. Равных себе мало найдёшь среди смертных и можешь считать, недаром достался этот великий дар духа» (1956 г., 674).

«Пиши. Каждая записанная мысль будет вкладом в Сокровищницу накоплений человеческого духа. Многие хотели бы писать, но неоткуда черпать. Ты же имеешь неиссякаемый Источник Мудрости Учителя, откуда тебе черпать право дано» (1958 г., 697)



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

Читать статьи журнала "Восход" по теме:  ЛАМПАДА ПУСТЫНИ

СЕНТЯБРЬ 2023
1 сентября – День Знаний. 
5 сентября – день памяти Бориса Николаевича Абрамова (1897 – 1972). 
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы (православная традиция).
21 сентября – Международный день мира. 
21 сентября – День воинской славы России. Годовщина Куликовской битвы (1380). 
28 сентября – день рождения Конфуция (551(?) – 479 до н.э.), китайского философа, основателя конфуцианства, ставшего основой государственности Китая.



2 сентября – день создания Комитета Пакта и Знамени Мира в Харбине (1934). 
9 сентября
– день рождения Л.Н. Толстого (1828 – 1910), великого русского писателя.
9 сентября – Всемирный день Красоты. 
13 – 15 сентября – Первая международная конференция в Брюгге, посвящённая Пакту Рериха (1931). 
17 сентября –  165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского (1857 – 1935), основоположника космонавтики, представителя философии русского космизма. 
22 сентября – день рождения М.К. Чюрлёниса (1875 – 1911), литовского художника, поэта, композитора. 



5 сентября – день памяти Матери Терезы (1910 – 1997). 
17 сентября – день памяти св. пророка Моисея (XVI – XV вв. до н.э.). 
24 сентября – день памяти Парацельса (1493 – 1541), немецкого алхимика, врача, философа эпохи Возрождения. 
30 сентября – день памяти св. вмч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (православная традиция). 


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

16 августа — день рождения Ю.Н. Рериха 16 августа — день рождения Ю.Н. Рериха

16 августа — день рождения Юрия Николаевича Рериха (1902 – 1960), учёного-востоковеда, путешественника, общественного деятеля.

  «...НА СТРЕМИТЕЛЬНОМ ВЗЛЁТЕ ВОЛНЫ»*

Семья Рерихов явила нам пример того, как надо идти по жизни, озаряя «этот тернистый путь светом своей мудрости и знания и направляя его к звёздам».
Эта статья расскажет о творческом пути старшего сына Рерихов — Юрия Николаевича. По словам его матери, Елены Ивановны, он был человеком многих дарований. Она писала: «...разносторонность в знаниях сына при большой даровитости — совершенно исключительное явление, и здесь [в Индии] его очень оценили… Но никто ещё не мог оценить всего размаха его знания, хотя и приходится слышать, что Юрий Николаевич не знает ещё сам, какую мощь даёт ему знание!»
Николай Константинович прозорливо усмотрел в старшем сыне будущего учёного-востоковеда и начал готовить его к этой деятельности.
                                                                         Путь к заветной мечте
К 17 годам Ю.Н. Рерих уже знает латинский, греческий, многие европейские языки. Свободное владение ими открыло ему доступ к европейской востоковедческой литературе.
В Англии, в Школе восточных языков индоиранского отделения Лондонского университета, он изучает персидский язык и санскрит (1919 – 1920). Его успехи были столь значительны, что директор школы, британский востоковед Денисон Росс, продолжал интересоваться учёбой талантливого юноши и после перевода Юрия в Гарвард, в Америку, куда он вместе с родителями переезжает в 1920 году и продолжает учёбу в университете на отделении индийской филологии.
Гарвардский университет Ю.Н. Рерих окончил в 1922 году со степенью бакалавра индийской филологии. Своё образование он завершает в Парижском университете, Сорбонне (1922 – 1923), получив учёную степень магистра индийской словесности. К 21 году Ю.Н. Рерих был уже прекрасно подготовленным учёным-востоковедом, которому не хватало лишь широкого поля деятельности. Экспедиция в Азию, задуманная Н.К. Рерихом ещё в 1913 году, сложилась ко времени завершения образования Юрия Николаевича во Франции, откуда осенью 1923 года вся семья отправилась в Индию.
                                                                     Центрально-Азиатская экспедиция
Экспедиция началась в Сиккиме, где Рерихи пробыли более года, знакомясь в монастырях с древним буддийским искусством. Была собрана богатейшая коллекция танок — тибетских икон. Итогом их изучения стала монография Юрия Николаевича «Тибетская живопись». Данный труд является одним из наиболее значительных по буддийской иконографии.
Среди напряжённой полевой работы Ю.Н. Рерих вёл дневник, который лёг в основу его книги «По тропам Срединной Азии». Длительное пребывание экспедиции среди тибетских племён дало Юрию Николаевичу возможность стать единственным в мире специалистом по тибетским диалектам. Именно знание тибетского и монгольского, а также древних восточных языков, таких как санскрит, пали и другие, позволило ему понять искусство и мировоззрение народов, жизнь которых он изучал.
Ю.Н. Рериху были особенно интересны сказания о Гесэр-хане — герое монголо-тибетского эпоса. Благодаря знанию местных языков и наречий Юрию Николаевичу удалось записать различные версии «Гесэриады» непосредственно от сказителей.
По завершении Центрально-Азиатской экспедиции (1928) исторические, археологические, этнографические и другие находки Рерихов исчислялись тысячами. Обширные научные материалы требовали систематизации и обработки. Вскоре родилась идея создания для этой цели научно-исследовательской станции.
                                                                                 Город Знания
24 июля 1928 г. Рерихи основывают в Дарджилинге [Восточные Гималаи, Индия] Институт Гималайских исследований «Урусвати», который в декабре этого же года был перебазирован в долину Кулу [Западные Гималаи, Индия]. Его почётным президентом-основателем стала Елена Ивановна Рерих. Для осуществления таких грандиозных планов требовался не только талантливый организатор, но прежде всего учёный с именем, известным в научных кругах. Им стал Юрий Николаевич Рерих. В ту пору ему было 26 лет, и для него начался новый период деятельности.
Научная деятельность Института продолжалась с 1930 по 1942 год. В очень короткий срок были собраны богатейшие ботаническая и зоологическая коллекции. Одной из задач Института «Урусвати» было проведение научных исследований в области местной фармакопеи.
Большое значение придавалось археологии. Было запланировано и изучение космических лучей, «дающих человечеству новые ценнейшие энергии».
Деятельность Ю.Н. Рериха в Институте «Урусвати» не ограничивалась организаторскими функциями. Его исследования в области тибетологии и буддологии, монголоведения и индологии, результаты филологических, историко-культурных и археологических изысканий уже в 1930-е годы прочно утвердили его имя в ряду выдающихся востоковедов.
Очень значительными оказались исследования Ю.Н. Рериха по тибетологии. На основе собранных им лингвистических материалов он работает над фундаментальным тибетско-английским словарём с санскритскими эквивалентами важных буддийских терминов, включая также слова, заимствованные из китайского, монгольского, хинди, урду, персидского и других языков.
Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями (в 11 томах) будет выпущен Институтом востоковедения АН СССР уже после ухода из жизни его автора, в 1980 – 1990-е годы.
Среди трудов Ю.Н. Рериха особое место занимают работы по истории Тибета. Его перевод фундаментального трактата тибетского учёного XV века Гой-лоцзавы Шоннупэла «Голубые Анналы» («Синяя Летопись») по истории средневекового Тибета (из 15 книг) и комментарии к нему стали значительным вкладом в историческую литературу.
События Второй мировой войны приостановили деятельность Института, так как все международные связи были нарушены, однако научная работа Ю.Н. Рериха продолжалась.
                                                                                   На Родине
В августе 1957 года, при содействии Н.С. Хрущёва, Ю.Н. Рерих смог осуществить желание родителей — вернуться на Родину.
Местом работы Ю.Н. Рериха в Москве стал Институт востоковедения Академии наук СССР, где ему пришлось столкнуться с жёстким аппаратом чиновников, но, несмотря на препятствия и неимоверные трудности, за два с половиной года он сумел сделать то, на что у других ушла бы целая жизнь.
Вот что писал он Святославу Рериху о своей работе: «Дела мои развиваются. Вывешен приказ о назначении заведующим сектора философии и истории религий (Индии). Присудили степень доктора филологических наук. Кроме того, открывается сектор в Институте Китаеведения и приглашают "по совместительству" туда. Затем Ленинградский университет (периодически), Институт в Улан-Удэ... и Монголия. Как всё это совместится, ещё не знаю, но размах есть. В Ленинграде встреча была очень тёплая, а выступление в Географическом обществе окончилось ovation [аплодисментами]. ...Для "Большой Советской Энциклопедии" написал статью о буддизме».
«Много отчётных собраний по Академии Наук. Три раза в неделю читаю лекции, кроме того, много организационной работы».
Особой заботой Ю.Н. Рерих окружил молодых аспирантов, которым преподавал тибетский и санскрит.
Юрий Николаевич возобновил знаменитую серию «Библиотека Буддика», основанную академиком С.Ф. Ольденбургом в 1897 году. Был научным редактором книг, среди которых сборник древних изречений Будды — «Дхаммапада», переведённый с пали В.Н. Топоровым.
«...Задача, с которой Юрий Николаевич приехал на Родину, была гораздо шире чисто научной сферы и заключалась в том, чтобы дать импульс к формированию нового сознания у соотечественников, подвести их к тем новым идеям и путям, которые он почерпнул в источнике великой восточной мудрости. И эту задачу он выполнил через возвращение Родине принадлежащего ей всего духовного богатства семьи Рерихов: картин, книг, — и тем самым заложил фундамент будущих достижений». Эту работу он вёл параллельно с научной: организовывал выставки картин отца, добивался публикации его трудов, проводил лекции о его творчестве.
Первая выставка открылась в Москве 12 апреля 1958 года. «Грандиозный успех, — сообщал Юрий Николаевич Святославу Рериху. — Ежедневно тысяч пять посетителей...».
11 мая 1960 года в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась персональная выставка Святослава Рериха, в организации которой участвовал Юрий Рерих. А 21 мая он ушёл с земного плана, ушёл неожиданно для всех. По словам П.Ф. Беликова, «жизнь Юрия Николаевича не знала спадов, и покинул он её на стремительном взлёте волны».
Нирмал Сингх, директор Института тибетологии в Гангтоке, говорил, что Ю.Н. Рерих не знал границ в области познания, но он «как человек был даже ещё более велик, чем Юрий Николаевич Рерих как учёный».
«Эрудиция Юрия Николаевича была настолько глубокой, всеохватывающей, что рядом с ним никого нельзя было поставить, — вспоминает его ученица В.С. Дылыкова-Парфионович. — Я даже не могу найти слов... чтобы выразить, какое впечатление производил Юрий Николаевич на всех окружающих своими познаниями. При всём том ему были свойственны необычайная скромность, отсутствие каких-либо амбиций, чувства превосходства. Он щедро и благожелательно отдавал всем сокровища своего ума и знаний и делал это как-то очень естественно, без намёка на какое-либо менторство».
Те, кому посчастливилось сотрудничать с Юрием Николаевичем или быть его учеником, отмечали многогранность его облика, который трудно было охватить целиком. «Среди многих сеятелей Он знал, что Поле и Познающий Поле — Едины. И Его посев был шире широкого».
  *Автор статьи Н.Ф. Василькова (текст дан в сокращении).


 Список использованной литературы:

1. Беликов П.Ф. Непрерывное восхождение. Т. 1. М., 2001.
2. Дылыкова В.С. Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. М., 2002.
3. Рерих Е.И. Письма. Т. 1, 8, 9. М., 1999, 2008, 2009.
4. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1999.
5. Рерих С.Н. Письма. Т. 2. М., 2005.
6. Рерих Ю.Н. Письма. Т. 1, 2. М., 2002.
7. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999.
8. Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 4. Новосибирск, 2011.
9. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Вып. 1 – 11. М., 1983 – 1993.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

12 августа - день рождения Елены Петровны Блаватской 12 августа - день рождения Елены Петровны Блаватской


Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия, служение Общему Благу, делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества. Такой была миссия Елены Петровны Блаватской.

Прошло 132 года с тех пор, когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать её жизнь, которую можно назвать подвигом.

Е.П. Блаватская родилась 12 августа 1831 г. на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепр), в аристократической семье. Бабушка по материнской линии, княжна Елена Павловна Долгорукая (в замужестве Фадеева), принадлежала к одному из самых древних русских родов, восходящих к Рюрику.

Мать Блаватской Елена Андреевна Ган была талантливой писательницей, её даже называли «русской Жорж-Занд». Она ушла из жизни рано, не достигнув 25 лет, оставив двух малолетних дочерей.

Походная жизнь отца Елены Петровны, офицера-артиллериста, лишала его возможности самому воспитывать дочерей, и воспитание их взяла на себя бабушка Е.П. Фадеева. Она была доброй и прекрасно образованной женщиной, владела в совершенстве пятью иностранными языками, углублённо занималась естественными науками, замечательно рисовала.

Светлое детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей, в раннем детстве — в общении с природой на Украине, а затем — в средней полосе России и на Кавказе.

Блаватская с детства имела Высокого Покровителя, который являлся ей в сновидениях, в моменты опасности для жизни появлялась незримая помощь. Она предчувствовала своё предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет при встрече со своим Покровителем.

В 17 лет начинаются её странствия по разным странам и городам.

Первая встреча Е.П. Блаватской с Великим Учителем состоялась в Лондоне в 1851 году. Вся дальнейшая её жизнь — это непрерывное сотрудничество с Учителем с целью сдвига сознания людей посредством передачи им сокровенных знаний Востока, необходимость которых слагалась всеми особенностями данной эпохи.

Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству, но на Востоке к этому отношение иное. В 1886 г., подтверждая публикации Блаватской о Махатмах, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором подтверждали Их существование.

Последний период жизни Е.П. Блаватской, который она, начиная с 1873 года, провела последовательно в Америке (1873 – 1878), Индии (1878 – 1884) и Европе (1884 – 1891), был настолько известен, что его можно проследить день за днём во всех подробностях.

В 1875 году в Нью-Йорке Блаватской было основано Теософское общество, председателем его стал полковник Г. Олькотт — преданный сотрудник Елены Петровны, а сама она заняла скромную должность «секретаря для связи с корреспондентами».

Были определены цели Теософского общества: 1. Создание ядра всеобщего братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи. 2. Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения. 3. Исследование необъяснённых законов природы и психических сил, скрытых в человеке.

В Америке Елена Петровна создаёт своё первое произведение — «Разоблачённая Изида» в 2 частях. В нём около 1500 страниц. Начата книга в 1876 году, издана — в 1877-м.  

Знания, даваемые человечеству Великими Учителями через Е.П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», — это Откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, о вечности и периодичности Бытия, об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная.

Изида символизирует собой Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова (разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, это часть тех знаний, которые были даны человечеству для ускорения его продвижения по пути эволюции.

«Тайная Доктрина» — труд в 2 томах — создавался с 1884 по 1891 год. В первом томе повествуется о происхождении миров, излагается, как развивался наш земной шар и его низшие царства до появления на нём человеческой формы; во втором — об эволюции человека. Первый и второй том были переведены с английского языка на русский Е.И. Рерих.

Елена Ивановна пишет, что своим недоверием и преследованиями люди убили Е.П. Блаватскую и не дали ей возможности завершить свою миссию — «она не смогла написать третий том…» «Третий том "Тайной Доктрины", как он собран Безант, является сборником статей, оставшихся после Блаватской, неопубликованных и даже не просмотренных ею окончательно».

Пробыв в Америке пять с половиной лет, Блаватская приехала в Индию и основала в Адьяре Теософское общество, которое во многом способствовало возрождению буддизма и индуизма в этой стране. Теософское движение оказало индусам великую услугу, возвращая им их же духовные ценности.

Влажный климат Индии оказался вредным для здоровья Елены Петровны, и в 1884 г. ей пришлось окончательно переехать в Европу.

По приезде в Европу Блаватская избрала местом жительства тихий Вюрцбург, потом Остенде, а с 1888 до 1891 год она жила в Лондоне. Жизнь её после отъезда из Индии полностью была посвящена работе над «Тайной Доктриной», которую она считала делом своей жизни.

Пять лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий, мученичеством, но несмотря на это работала она по 12 часов в сутки, не давая себе отдыха среди дня. А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были ученые, писатели, репортёры и простые люди.

Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А. Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А. Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогали ему в его творчестве.

«Факелы клеветы» очень ярко освещали путь Е.П. Блаватской — клеветники и невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных писем, предательство облагодетельствованных ею людей — всё пришлось перенести этой мученице за Свет и Истину.

8 мая 1891 года Е.П. Блаватская ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом, — как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь.

Е.И. Рерих писала: «Подвиг её был велик. Одинокая, всеми преследуемая, всеми и во всём подозреваемая, без средств, без знания языка прибыла она в Америку, чтобы явить миру прекраснейшее Сокровенное Учение, дать впервые религиозно-философский синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним. Кто не преклонится перед нею, принявшей на себя такой подвиг среди бездны невежественных отрицаний, подозрений и гонений? Истинно, она была мученицей за уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и разлагающего материализма. Но это мученичество сплело ей новый прекрасный ВЕНЕЦ. Пошлём ей наше восхищение, нашу признательность и нашу любовь».

Текст составлен на основе Учения Живой Этики, писем Е.И. Рерих, выступлений Н.Д. Спириной, биографического очерка Е.Ф. Писаревой «Елена Петровна Блаватская», книги С. Крэнстон «Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения».


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

2 августа 2023 — день рождения Б.Н. Абрамова 2 августа 2023 — день рождения Б.Н. Абрамова

Б.Н. Абрамов родился 2 августа 1897 года в Нижнем Новгороде, в семье военного, потомственного дворянина Н.Н. Абрамова. C отличием окончил Нижегородский дворянский Александровский институт, поступил на юридический факультет Московского университета, но был вынужден оставить его в связи с семейными обстоятельствами. Прошёл курс обучения в Кронштадтском военно-морском училище.

В годы Гражданской войны Б.Н. Абрамов эмигрировал в Китай. Жил в Харбине, работал в химической лаборатории, в организациях Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), сек­ретарём и заведующим студенческим клубом в Христианском союзе молодых людей, преподавал русский язык в Харбинском политехническом институте. Бориса Николаевича привлекали философские учения Востока, и он глубоко изучал их.


В 1934 году, во время научной экспедиции, в Харбин прибыл Николай Константинович Рерих вместе с сыном Юрием. Встреча с Рерихом определила всю дальнейшую судьбу Б.Н. Абрамова. Николай Константинович стал для него духовным наставником. Так долгие поиски смысла жизни привели Бориса Николаевича к Учителю и Учению Живой Этики.

После отъезда Н.К. Рериха в Индию Б.Н. Абрамов продолжает общение с ним и его женой Еленой Ивановной через пе­реписку.

Всю жизнь Б.Н. Абрамов ведёт напряжённую духовную работу по изучению Живой Этики, самосовершенствованию и передаче накопленных знаний ученикам. Борис Николаевич стал воспринимать приходящие из пространства мысли и записывать их. Е.И. Рерих указала на Высокий Источник этих сообщений. До конца своих дней Борис Николаевич вёл Записи, которые спустя несколько десятилетий стали известны читателям как «Грани Агни Йоги».

В 1959 году, выполняя указание Рерихов, Б.Н. Абрамов возвращается на Родину. Он провозит через границу книги Учения, свои Записи, переписку с Рерихами. Последние годы жизни Бориса Николаевича прошли в городе Венёве Тульской области, где его посещали друзья и ученики, приезжавшие из других городов России.

5 сентября 1972 года Б.Н. Абрамов ушёл из жизни.

Борис Николаевич был человеком высочайшей культуры и не только любил и хорошо знал литературу, музыку, живопись, но и сам писал стихи и рассказы, рисовал, сочинял музыку.

Рассказы Б.Н. Абрамова необычны и увлекательны, в них говорится о справедливых и прекрасных законах жизни, которые раскрываются человеку, готовому их принять.

Поэзия Бориса Николаевича, как и всё его творчество, поднимает сознание над земной обыденностью и устремляет в бесконечные Обители Красоты. «Возвышенность, необъятность и особая красота изложения отличают его стихи от всех других поэтических произведений, известных нам» (Н.Д. Спирина).

Творчество Б.Н. Абрамова наполнено стремлением передать красоту и одухотворённость окружающего нас мира, помогает понять подлинные ценности бытия.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

Читать статьи журнала "Восход" по теме:  ЛАМПАДА ПУСТЫНИ

1 августа - день рождения Преподобного Серафима Саровского 1 августа - день рождения Преподобного Серафима Саровского

1 августа — День Преподобного Серафима Саровского

«Кто такие подвижники, к светоносной плеяде которых принадлежит и святой Серафим? Живая Этика поясняет: "Только отказавшиеся сознательно от личного и перенёсшие сознание в понятие эволюции мира могут в Нашем понимании называться подвижниками". В чём же заключается эволюция мира? В осуществлении Основ. В претворении их в себе и через себя в других. Невозможно научить людей вечным законам Бытия, не пройдя через них самому. (...) Продвижение есть подражание. Для подражания нужны живые образцы, конкретные примеры; не бесплотные ангелы, а такие же люди, как мы, из плоти и крови, но перешагнувшие через эту плотскую оболочку, преодолевшие её своим духом. Земные ангелы и небесные человеки, живущие на земле и пребывающие на небесах. Они на наших глазах делают невозможное возможным и учат нас этому же. Тех из нас, кто стремится жить, а не прозябать, расти, а не увядать, осмыслить свою жизнь и возрадоваться ей».

«Учение о стяжании даров Духа Святого как цели нашей жизни было важнейшим моментом учения преподобного Серафима. Стяжание, то есть приобретение, Духа Божия есть капитал, благодатный и вечный. Средства к стяжанию: молитва, бдение, пост, милостыни и другие добродетели. Но более всего даёт эти дары молитва, "потому что она как бы всегда в руках наших, как оружие для стяжания благодати Духа". Сам Серафим пребывал в постоянной молитве, что бы он ни делал. И сам он был средоточием чрезвычайных даров Святого Духа».

«Почему великий святой — Серафим Саровский — называл себя "убогим Серафимом"? Только из скромности и смирения? Отнюдь нет. Он в духе предстоял перед своим Пресветлым Иерархом — Царицей Небесной, по сравнению с Которой он чувствовал себя убогим. Если кто-то превозносится, значит, он не "предстоит". И молится не Богу, но себе. Он может делать вид, что служит и поклоняется Высшему, но на самом деле он выше себя никого не видит, хотя и не признаётся в этом».

«Дух Святой может войти только в чистое вместилище, и Серафим добивался и достиг этой чистоты, которая есть освобождение от всего личного, физического и астрального, что замутняет воды познания. Он был беспощаден к себе в выборе пути: или — или. Временное или вечное. Нетленное или смертное».

«В Житии говорится, что сам Серафим в жизни сей как бы уже не существовал, весь изменившись в любовь к Богу, став живым пламенником, горящим светильником и носителем небесного огня на земле. Сила молитвы его была такова, что сама собой зажигалась лампада в его келии, и не раз видели его во время молитвы стоящим в воздухе».

«Всякого, праведника и изболевшего грехами, трепещущего перед святостью его грешника, богача-вельможу и бедняка, — он одинаково встречал земным поклоном, часто целовал посетителям руки. Как ни много бывало у него посетителей, никто не отходил от него неудовлетворённым: он часто одной фразой, одним словом охватывал жизнь человека, наставлял его на нужный путь. Святой образ его действовал так сильно, что иногда перед ним плакали гордые, самонадеянные люди, пришедшие к нему лишь из любопытства. С людьми же, искавшими его для пользы духовной, искренно стремившимися к спасению, — старец был особенно ласков».

«Серафим учил распознавать качество возникающих в себе мыслей. Он говорил: "Когда человек примет что-либо божественное, то в сердце радуется, а когда дьявольское, то смущается..." Хотя бы дьявол и "представлял мысли благородные, однако сердце всё чувствует какую-то неясность и волнение в мыслях"».

«Учение Серафима о дарах Святого Духа, о их стяжании или накоплении и растрате дано в мощном и подробном изложении применительно к нашей земной жизни и нашей эпохе в Учении Агни Йоги, Живой Этике. Там близко и понятно для нашего поколения говорится о великом Ауме, о психической энергии, которая есть Дух Святой, которая есть любовь и устремление, которая есть всё. Этой всеначальной энергией проникнуто всё, от атома до звезды, и всё движется ею. Она "теплее огня и питательнее хлеба", она "панацея от всех болезней". Ею исцеляются и исцеляют других. На примере великого чудотворца Серафима мы видим, что возможно тому, кто накопил в изобилии дары Святого Духа. Всеначальная энергия может применяться решительно во всех случаях. Любовь к Богу и устремление к служению ближним открыли Серафиму "провод к потоку Благодати", дары которой он щедро и безотказно раздавал и людям, и всем тварям».

«К каждому, приходившему к нему, Серафим обращался со словами приветствия: "Радость моя", видя в нём частицу Бога, Которому он непрестанно поклонялся и обращался. И скончался он в молитвенном устремлении к Небу, стоя на коленях.

Ты умер, стоя на коленях,
В молитве к Небу устремясь,
Ни жизнь, ни смерть прервать не смели
Любви Божественную связь».

Составлено по выступлениям Н.Д. Спириной


Великий Путник идёт по пустыне, оставляя следы на песке. По этим следам идут следующие за Ним. Постепенно ветер заметает эти следы, и путь теряется в песках обыденности и забвения. Тогда приходит другой Путник и вновь прокладывает путь к Восходу. И снова повторяется то же. Но не устают Великие Путники, старшие Братья человечества, приходить и вести за собой. Иначе погибнут люди в пустыне невежества и будут погребены в песках безвозвратно вместе со своими делами земными, ненужными на пути в Беспредельность.

Н.Д. Спирина


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

АВГУСТ 2023
1 августа – день рождения преп. Серафима Саровского (1754 (1759) – 1833).
2 августа 126 лет со дня рождения Бориса Николаевича Абрамова (1897–1972).
12 августа – 192 года со дня рождения Елены Петровны Блаватской (1831–1891).
16 августа 121 год со дня рождения Юрия Николаевича Рериха (1902–1960).



1 августа – день рождения преподобного Серафима Саровского. В этот же день в 1903 году  состоялось обретение мощей и канонизация святого, а в 1991 году – повторное всенародное прославление преподобного Серафима.
16 августа
– день памяти Шри Рамакришны (1836–1886), выдающегося подвижника Индии, утвердившего на основе своего духовного опыта единство религий мира.
29 августа –161 год со дня рождения М. Метерлинка (1862–1949), бельгийского писателя, драматурга и философа.


4 августа – день памяти святой Марии Магдалины (православная традиция).
9 августа – день памяти святого Пантелеймона-целителя (III – нач. IV в.). 
19 августа – Преображение Господне (православная традиция).
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы  (православная традиция).


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

29 июля - день рождения Павла Фёдоровича Беликова 29 июля - день рождения Павла Фёдоровича Беликова
Среди почитателей Николая Константиновича Рериха мало найдётся людей, которым не было бы знакомо имя Павла Фёдоровича Беликова (1911-1982). Неутомимый собиратель и исследователь, популяризатор наследия семьи Рерихов, он сделал невероятно много для того, чтобы имя Николая Рериха в нашей стране было поднято на должную высоту.
Его главной чертой, по определению Наталии Дмитриевны Спириной, была абсолютная преданность Делу Рерихов. Именно эта преданность помогла ему выполнить всё предназначенное.



Н.Д. СПИРИНА, Л.А. АНДРОСОВА.
ПАВЕЛ ФЁДОРОВИЧ БЕЛИКОВ — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА Н.К. РЕРИХА

(сокращенный вариант)

П.Ф. Беликов родился 29 июля 1911 года в г. Нарва в Эстонии. Образование получил в Ленинграде.
С 1932 года принимал деятельное участие в литературных организациях, выступал с докладами, печатался в местных газетах и журналax, давал библиографические обзоры советских книг. В 1937 году возглавил советское представительство «Международной книги» в Эстонии.

Будучи по характеру работы в курсе советской научной востоковедческой литературы, помогал Николаю Константиновичу Рериху и его сыну Юрию приобретать интересующие их книги. В Индии, тогда ещё британской колонии, распространение советских книг было ограничено колониальными властями.

Личное знакомство с членами семьи Рерихов, переписка с ними во многом определили жизненный путь П.Ф. Беликова. С середины 1930-х годов его основные интересы сосредоточились на творчестве и культурной и общественной деятельности Н.К. Рериха. Тогда же было положено начало сбору различных материалов о нём. В настоящее время архив, собранный П.Ф. Беликовым, составляет около 4 тысяч документов, статей, фотографий, отображающих с наибольшей полнотой творческую деятельность семьи Рерихов.

В 1968 году П.Ф. Беликовым была опубликована первая библиография литературных трудов Н.К. Рериха. Позднее в соавторстве с искусствоведом В.П. Князевой Беликовым была написана первая полная биография Н.К. Рериха, изданная в серии «Жизнь замечательных людей» и переведённая впоследствии на бенгальский, непальский, румынский и литовский языки. Для юбилейного издания к 100-летию со дня рождения великого художника был написан биографический очерк и подготовлена подборка из его «Листов дневника». П.Ф. Беликов осуществляет редактирование сборника «Рерих. Жизнь и творчество», изданного в 1978 г., куда он даёт три своих статьи. Он консультирует фильм «Рерих», созданный на киностудии «Киевнаучфильм».

В 1970-е годы статьи и очерки П.Ф. Беликова появляются во многих сборниках и альманахах. Среди них «Страны и народы Востока», «Контекст», «Памятники Отечества», «Прометей» и другие. В это же время им читается множество докладов о жизни и творчестве семьи Рерихов в Академии художеств СССР, в московском и новосибирском Домах учёных, в Русском музее, в обществе «Знание», на Рериховских чтениях в Новосибирске. Павел Фёдорович начал, но не успел закончить книгу о жизни и творчестве Святослава Рериха.

Большую помощь оказал Павел Фёдорович в установлении контактов с бывшим Институтом гималайских исследований Рерихов «Урусвати», обеспечивал всеми необходимыми материалами и документами, вёл постоянную переписку со Свято­славом Рерихом, был его доверенным лицом и секретарём во время пребывания С.Н. Pepиха в Советском Союзе.

Своими знаниями и мыслями Павел Фёдорович широко и щедро делился. Особенно много почитателей его многостороннего дарования было среди молодёжи. На прекрасных обликах членов семьи Рерихов воспитывал он молодое поколение.

Приобрести в интернет-магазине:


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

18 июля - день Преподобного Сергия Радонежского 18 июля - день Преподобного Сергия Радонежского

Н.Д. Спирина

Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском*

Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения духа, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь.

В последние годы о Преподобном Сергии стали говорить и писать не только как о великом святом, но и крупнейшем государственном деятеле XIV века, сыгравшем решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.

Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу...

Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое — воплощено,
Неслышное — громов звучнее.

И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке, на благо всей планеты!1

«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. Он — Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его».

Совсем молодым ушёл он в глухие леса и поселился там в полном одиночестве.

Началось всё с крохотной кельи и такой же часовенки, которые одинокий молодой отшельник вырубил в дремучем лесу и стал, как говорили тогда, «спасаться», то есть возвышать свою бессмертную душу над всем земным и смертным.

Сначала к нему приходили только звери. Пришёл и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился.

Ему с Тобою было хорошо!
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом духа мы зовём.

Он слов не знал. Но сердце зверя знало —
Кто друг ему и кто его поймёт,
Краюшку хлеба с лаской принесёт
И в облике мохнатом у'зрит брата2.

Затем потянулись и люди, уже за хлебом небесным, духовным, без которого умирает от голода душа. Они тоже строили кельи и подвизались в молитве и труде. Искали они и духовного учительства. И Сергий стал, сам того не желая, наставником братии, а затем и настоятелем Обители.

Но он продолжал трудиться, по словам жития, «как раб купленный», делал сам всю чёрную работу и тем подавал пример воспитания в труде.

Николай Рерих говорит: «Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию...»3

«Преподобный Исаак Сирин сказал: ''Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются''»4.

«Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость»5.

Сергий запрещал братии просить подаяние, но жить только от своего труда. Сам он явил пример этого, когда, оставаясь три дня без пищи, предложил одному из своих учеников, который хотел пристроить сени к своей келье, сделать это за несколько кусков гнилого хлеба, который сам ученик не мог есть. Тот вынес ему этот хлеб, но Сергий сначала построил ему сени и только потом взял за работу эту плату.

«Слухи о его подвижническом житии, — пишет Е.И.Рерих, — скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления»6.

...Туда притекали люди,
Туда приходили звери,
Туда прилетали птицы
За помощью и теплом —

И всем несло исцеленье,
И всем несло вспоможенье
Великое Сердце-Солнце,
Сокровищница Любви!7

«На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою лишь живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника»8.

Е.И.Рерих отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему.

Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия»9.

Преподобный установил суровые правила дисциплины в своей Обители. Так, после вечерни каждый должен был творить молитву и заниматься ручным трудом, чтобы руки не были праздны. И когда Преподобный обходил ночью кельи, слышал празднословие, то лёгким ударом в оконце подавал знак. «Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося»10.

«Всё это даёт нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введённая им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания»11.

Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали. Итак, что из жития Преподобного можем мы взять для подражания? Создание Обители или победа над полчищами врагов нам не представляется возможным. Но мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение и служение ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их помощь.

Если мы не начнём пытаться это делать, как мы приблизимся к Сергию и чем почтим Его? Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», — говорят Они.

Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна, но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними.

Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания.

Подражание есть почитание в действии.

Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам.


* По тексту радиобеседы, 1990 г.

1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 111.
2 Там же. С. 112.
3 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2005. С. 25.
4 Там же.
5 Там же. С. 27.
6 Там же. С. 38.
7 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. С. 115.
8 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. С. 39.
9 Там же. С. 49.
10 Там же. С. 44.
11 Там же. С. 43–44.



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

ИЮЛЬ 2023
18 июля День Преподобного Сергия Радонежского (1314 – 1392) (обретение мощей), "Данного России Воеводы", духовного Защитника и Покровителя России.
29 июля
– 112 лет со дня рождения П.Ф. Беликова (1911 – 1982), крупнейшего рериховеда, биографа семьи Рерихов.



1 июля – Всемирный день архитектуры.
4 июля – день памяти Свами Вивекананды (1863 – 1902), выдающегося индийского мыслителя, религиозного реформатора, ученика Шри Рамакришны.
7 июля – день рождения Иоанна Крестителя, пророка, предтечи и крестителя Иисуса Христа.
8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности.
14 июля  день рождения Г.Р. Державина (1743 – 1816), русского поэта, государственного деятеля.
15 июля – день рождения Х.Р. Рембрандта (1606 – 1669), нидерландского художника.
17 июля – день памяти Андрея Рублёва (1360/1370 – 1430), русского иконописца, духовного ученика Преподобного Сергия Радонежского.
25 июля – день памяти Фомы Кемпийского (1379/1380 – 1471), голландского подвижника, автора сочинения «О подражании Христу».
30 июля – Международный день дружбы.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:


Памятные даты 21 - 30 из 46
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


Дорогие друзья! Содержание этой страницы постоянно обновляется.
На ней  вы можете найти подробное описание памятных дат на ближайшие дни.
Если вы зашли сюда по чьей-то ссылке и не нашли информацию об интересующем вас человеке или событии, скорее всего, нужный вам текст можно найти на других страницах сайта. Воспользуйтесь формой поиска в правом верхнем углу страницы.