Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира. Ответит этому качеству только такая же любовь.
Аум, 80

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Настоящее познание. Подборка высказываний Льва Толстого



Настоящее познание. Подборка высказываний Льва Толстого

15.05.2012

Подборка Максима Орлова,
д. Горваль Гомельской области (Беларусь).

Настоящее познание (...) даётся сердцем, то есть любовью. Мы знаем то, что любим, только. 1

Нельзя заставить ум разбирать и уяснять то, чего не хочет сердце. 2

Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего! 3

Разум есть сознание своей жизни и познания её смысла и назначения и отыскивания путей, по которым человек может исполнить это назначение. Ум есть способность видеть отношение явлений между собою и может видеть цели не разумные. Разум для достижения своих целей всегда пользуется умом, но ум может быть употребляем для целей совершенно не разумных. 4

...Орудие ума, данное нам для разрешения задач, поставленных разумом, мы приняли за всю совокупность наших познавательных способностей и хотим умом, действующим только в области пространственных и временных условий, решать вопросы духовные, внепространственные и вневременные, о том, что' должно и не должно, вопросы, решаемые очень легко разумом, если мы только верим в него, а не ставим на его место одно из его проявлений. 5

Китайцы говорят: мудрость в том, чтобы знать, что ты знаешь то, что знаешь, — и знаешь, что не знаешь, чего не знаешь; я прибавляю к этому: ещё бо'льшая мудрость знать, что нужно знать и чего можно не знать, и что знать прежде и что после. 6

Я не буду искать объяснения всего. Я знаю, что объяснение всего должно скрываться, как начало всего, в бесконечности. Но я хочу понять так, чтобы быть приведённым к неизбежно необъяснимому; я хочу, чтобы всё то, что необъяснимо, было таково не потому, что требования моего ума неправильны (они правильны, и вне их я ничего понять не могу), но потому, что я вижу пределы своего ума. Я хочу понять так, чтобы всякое необъяснимое положение представлялось мне как необходимость разума же, а не как обязательство поверить. 7

Человеческая мудрость не заключается в познании вещей. Есть бесчисленное множество вещей, которых мы не можем знать. Не в том мудрость, чтобы знать как можно больше. Мудрость человеческая в познании того порядка, в котором полезно знать вещи; она состоит в умении распределять свои знания соответственно степени их важности. 8

...Я думал об этом нынче ночью. Как бы существует такой один мешок, в который положены две вещи разные: одна — познание внешнее, и другая — сознание внутреннее. (...) Много людей есть таких, у которых очень развито познание внешнее, но совершенно отсутствует сознание внутреннее. То есть нельзя сказать, совершенно отсутствует: оно есть, но оно вытесняется познанием внешним. И это познание внешнее особенно ценится. Удивляются человеку, как он много знает, и на этом основании заключают, что он очень умный. 9

...Воображаемое знание уничтожает инстинктивные, блаженнейшие первобытные потребности добра в человеческой натуре. И кто определит мне, что свобода, что деспотизм, что цивилизация, что варварство? И где границы одного и другого? У кого в душе так непоколебимо это мерило добра и зла, чтобы он мог мерить им бегущие запутанные факты? У кого так велик ум, чтоб хотя в неподвижном прошедшем обнять все факты и свесить их? И кто видел такое состояние, в котором бы не было добра и зла вместе? И почему я знаю, что вижу больше одного, чем другого, не оттого, что стою не на настоящем месте? И кто в состоянии так совершенно оторваться умом хоть на мгновение от жизни, чтобы независимо сверху взглянуть на неё? Один, только один есть у нас непогрешимый руководитель, всемирный дух, проникающий нас всех вместе и каждого как единицу, влагающий в каждого стремление к тому, что должно. 10

...Высшая мудрость и истина есть как бы чистейшая влага, которую мы хотим воспринять в себя. (...) Могу ли я в нечистый сосуд воспринять эту чистую влагу и судить о чистоте её? Только внутренним очищением самого себя я могу до известной чистоты довести воспринимаемую влагу. (...)

Высшая мудрость основана не на одном разуме, не на тех светских науках физики, истории, химии и т.д., на которые распадается знание умственное. Высшая мудрость одна. Высшая мудрость имеет одну науку — науку всего, науку, объясняющую всё мироздание и занимаемое в нём место человека. Для того, чтобы вместить в себя эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому прежде, чем знать, нужно верить и совершенствоваться. И для достижения этих целей в душе нашей вложен свет божий, называемый совестью. (...)

Погляди духовными глазами на своего внутреннего человека и спроси у самого себя, доволен ли ты собой. Чего ты достиг, руководясь одним умом? Что ты такое? (...) Довольны ли вы собой и своей жизнью? (...) [Если нет], так измени её, очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость. 11

Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший в своей душе; мысль же чужая, воспринятая только умом и памятью, не влияет на жизнь и уживается с противными ей поступками. 12

Вера должна во мне самостоятельно вырасти. Христос, Будда, Кант могут только помогать. 13

Помощь от общения с людьми и чтения книг, разумеется, есть, но всё ничто, если нет в душе источника воды живой. То наборная вода, а то ключевая. И потому я всегда того мнения, что если можно иметь общение и книги, то это очень хорошо и надо пользоваться этим, но важности в этом нет. Важно одно — это внутренняя работа над собой, состоящая, главное, в соблюдении чистоты своей жизни, в избавлении себя от всякого рода пьянства — вина, женщин, тщеславия и всякой суеты, в соблюдении себя чистым сосудом. Если только душа человека чиста, то бог поселяется в ней. Бог наполняет всё, и если вынешь из души то, что не божье, то бог наполнит её, и наполнит в той мере, в которой вынуто не божье. 14

Всякое приобретённое знание не принадлежит тому, кто усвоил его, а всем тем, кому оно может быть нужно. Этому естественно следуют все владеющие знанием (всегда есть потребность сообщить его) и те, которые ищут его. Противодействуют этому общению те, дела которых совершаются во мраке. 15

Ум возникает только из смирения. Глупость же - только из самомнения. Как бы сильны ни были умственные способности, смиренный человек всегда недоволен — ищет; самоуверенный думает, что всё знает, и не углубляется. 16

...Думает, что если он знает, какие на солнце пятна, то он всё знает, а он не знает самого главного: чем движется жизнь. 17

...Наука и искусство без религиозной основы — вздор и зло. 18

Единственная действительно нужная наука, единственное нужное знание есть знание того, что' я должен делать, как я должен жить, чтобы прожить жизнь наилучшим образом. Все так называемые научные знания, не ведущие к ответу на этот основной вопрос, не нужны. 19

...Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств главнейшее есть искусство избегать зла и творить добро с наименьшей, по возможности, затратой усилий. 20

Знания без религиозно-нравственной основы ничего не значат. Я представляю себе знания как трубу: если она направлена к свету — она собирает, концентрирует свет, а если её направить в сторону, то она ни к чему не нужна. 21

Люди отрицают всякую науку, самую сущность науки — определение того, в чём назначение и благо людей, и это отрицание науки называют наукой. 22

В чём бы ни полагали люди своё назначение и благо, наука будет учением об этом назначении и благе, а искусство — выражением этого учения. 23

Много ли железа и какие металлы в солнце и звёздах — это скоро узнать можно; а вот то, что обличает наше свинство, — это трудно, ужасно трудно... 24

То, что должно бы быть основою всех знаний, если не единственным предметом знания — учение нравственности — стало для некоторых не лишённым интереса предметом, для большинства "образованных" — ненужной фантазией отсталых, необразованных людей. 25

Вы ведь знаете, как я себе представляю знания? В виде сферы, из центра которой идут радиусы. Они могут быть бесконечны. Для верности формы сферы нужно, чтобы радиусы были одинаковы. 26

Люди нашего времени гордятся своей наукой. То, что они гордятся так ею, лучше всего показывает то, что она ложная. Истинная наука тем и познаётся, или, скорее, несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается. А что наука ложная, в этом нет никакого сомнения. Не в том, что то, что она исследует, неверно, а в том, что это не нужно: некоторое относительно, в сравнении с тем, что важно и не исследовано, а многое и совсем не нужно. И я твёрдо уверен, что люди поймут это и начнут разрабатывать единую истинную и нужную науку, которая теперь в загоне — НАУКУ О ТОМ, КАК ЖИТЬ. 27

...Область знания ... всего человечества так многообразна — от знания, как добывать железо, до знания движения светил, — что человек теряется в этой многочисленности существующих и в БЕСКОНЕЧНОСТИ возможных знаний, если у него нет руководящей нити, по которой бы он мог располагать эти знания, распределять их по степени их значения и важности. Прежде чем человек познает что бы то ни было, он должен решить, что этот предмет познания важен для него и важнее и нужнее, чем те другие бесчисленные предметы познания, которыми он окружён. Прежде чем изучать что-нибудь, человек решает уже, для чего он изучает этот предмет, а не остальные. (...)

...Высшая мудрость людей всегда состояла в том, чтобы найти ту руководящую нить, по которой должны быть расположены знания людей: какие из них первой, какие меньшей важности. (...) С тех пор, как существует человечество, всегда, у всех народов являлись учителя, составляющие науку в этом тесном смысле: науку о том, что нужнее всего знать человеку. Наука эта всегда имела своим предметом знание того, в чём назначение и потому истинное благо каждого человека и всех людей. Эта-то наука и служила руководящей нитью в определении значения всех других знаний.

Такова была наука Конфуция, Будды, Моисея, Сократа, Христа, Магомета и других... (...)

...Без науки о том, в чём назначение и благо человека, не может быть никаких настоящих наук и искусств, ибо предметов наук и искусств БЕСЧИСЛЕННОЕ количество (я подчёркиваю слово бесчисленное, так как понимаю его в точном значении); и без знания того, в чём состоит назначение и благо всех людей, нет возможности выбора в этом бесконечном количестве предметов, и потому без этого знания все остальные знания и искусства становятся, как они и сделались у нас, праздной и вредной забавой. 28

[Люди на] исследования явлений материального мира направляют все свои умственные силы и очень удивляются тому, что чем больше они узнают того, что им не нужно знать, тем больше остаётся не узнанного ими. И хотя очевидно, что по мере их исследований область того, что им остаётся узнать, становится всё шире и шире, предметы исследования всё сложнее и сложнее, и самые приобретаемые ими знания неприложимее и неприложимее к жизни, это нисколько не смущает их, и они, вполне уверенные в важности своих занятий, продолжают исследовать, проповедовать, писать и печатать, и переводить с одного языка на другой все свои большей частью ни на что не пригодные исследования и рассуждения.29

Главное заблуждение людей науки в том, что они думают, что существует мир, а не я, не сознание человека. 30

Приёмы естественных наук, основывающих свои выводы на фактах, - самые ненаучные приёмы. Фактов нет. Есть наше восприятие их. И потому научен только тот приём, который говорит о восприятии, о впечатлениях. 31

Они, учёные ... делают некоторое определённое дело и нужное, они собирают, сличают, компилируют всё однородное. Они, каждый из них, справочная контора, а их труды справочные книги. (...) Cataloque raisonne'* и экстракты из книг — полезны, но их воображение, что этими компиляциями, собраниями, каталогами они увеличивают знание, в этом комическое заблуждение. Как только они выходят из области компиляций, они ВСЕГДА врут и путают добрых людей. 32

* Толковый указатель (франц.)

...Свойственная настоящей науке деятельность не есть изучение того, что случайно заинтересовало нас, а того, как должна быть учреждена жизнь человеческая, — те вопросы религии, нравственности, общественной жизни, без разрешения которых все наши познания природы вредны или ничтожны. 33

Если бы хоть 1/10 тех сил, которые тратятся теперь на предметы простого любопытства и практического применения, тратились на истинную науку, учреждающую жизнь людей, то у большей половины теперь больных детей не было бы тех болезней, от которых вылечивается крошечная часть в клиниках и больницах; не было бы воспитанных на фабриках худосочных, горбатых детей, не было бы, как теперь, смертности 50 процентов детей, не было бы вырождения целых поколений, не было бы проституции, не было бы сифилиса, не было бы убийства сотен тысяч на войнах, не было бы тех ужасов безумия и страданий, которые теперешняя наука считает необходимым условием человеческой жизни. 34

Если бы благо было действительно критериумом наук и искусств, никогда изыскания точных наук, совершенно ничтожные по отношению к истинному благу человечества, не приобрели бы того значения, которое они имеют; и особенно не приобрели бы такого значения произведения наших искусств, едва лишь годные на то, чтобы рассеять скуку праздных людей. 35

Знание и наука — разница. Знание — всё, наука — часть. Так же, как разница между религией и церковью. 36

Науки человеческие всё подразделяют — чтобы понять, всё убивают — чтобы рассмотреть. В святой науке всё едино, всё познаётся в своей совокупности и жизни. 37

Отчего безграмотные люди разумнее учёных? Оттого, что в их сознании не нарушена естественная и разумная постепенность важности предметов, вопросов. Ложная же наука производит это нарушение. 38

Что теперь считается наукой, то будет считаться в будущем отклонением деятельности ума от здравого смысла. 39

В знании важно не количество знаний, даже не точность их (потому что совершенно точных знаний нет и никогда не будет), а разумная связность их: то, чтобы они со всех сторон освещали мир. Вроде того, что бывает в постройках. Постройка может быть великолепна или бедна: зимний дворец и шалаш, но и то, и другое — разумные постройки только тогда, когда они защищают со всех сторон от непогоды и дают возможность жить в них и зимой, и летом; но самые великолепные три стены без четвёртой или четыре без крыши или без окон и печи много хуже бедной хаты, в которой можно укрыться и не задыхаться и не мёрзнуть. То же и в научных знаниях, теперешних знаниях учёных в сравнении с знаниями безграмотного крестьянина-земледельца. Эта истина должна быть основой воспитания и образования. Расширять знания надо равномерно. 40


1 Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти томах. - Москва, 1960-65, т.17, стр.438.

2 20-томник, т.20, стр.43.

3 20-томник, т.4, стр.397.

4 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. - Москва, 1928-1958, т.68, стр. 201-202.

5 ПСС, т.68, стр.199.

6 20-томник, т.20, стр.152.

7 20-томник, т.16, стр.156.

8 20-томник, т.18, стр.23-24.

9 Гусев, стр.155.

10 20-томник, т.3, стр.31.

11 20-томник, т.5, стр.81.

12 20-томник, т.20, стр.252.

13 Маковицкий Д.П. Яснополянские записки. - Москва, "Наука", 1979, "Литературное наследство", кн.1, стр.400.

14 Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. В 2-х т. - Москва, 1978, т.2, стр.337-338.

15 20-томник, т.20, стр.203-204.

16 20-томник, т.20, стр.273.

17 Гусев, стр.72.

18 20-томник, т.19, стр.398.

19 Маковицкий, кн.4, стр.87.

20 ПСС, т.64, стр.95.

21 Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. - Москва, 1959, стр.201.

22 20-томник, т.16, стр.365.

23 20-томник, т.16, стр.373.

24 20-томник, т.12, стр.169.

25 20-томник, т.20, стр.374.

26 Маковицкий, кн.3, стр.427.

27 20-томник, т.20, стр.249.

28 20-томник, т.16, стр.364-365.

29 20-томник, т.12, стр.430-431.

30 20-томник, т.20, стр.285.

31 20-томник, т.20, стр.170.

32 20-томник, т.19, стр.361.

33 20-томник, т.15, стр.223.

34 20-томник, т.15, стр.224.

35 20-томник, т.18, стр.23.

36 20-томник, т.20, стр.425.

37 20-томник, т.5, стр.203.

38 20-томник, т.20, стр.276.

39 Маковицкий, кн.3, стр.113.

40 20-томник, т.20, стр.289.