Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Добрый человек тот, кто творит добро. Сотворение добра есть улучшение будущего.
Мир Огненный, ч.2, 286

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


ПРОТОШАМАНЫ АЛТАЙСКИХ ГОР. (Основные положения)




09.11.2009

В.Д. КУБАРЕВ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск

К проблемам происхождения и эволюции шаманизма обращались многие российские учёные, но особое внимание вопросам генезиса сибирского шаманизма уделял в своих публикациях А.П. Окладников. Он считал, что «в антропоморфных изображениях отчётливо проявляется обширный комплекс идей, связанных с образами шаманов, с получением шаманского дара». Шаманизм как систему взглядов на окружающий мир и мифоритуальных действий рассматривали учёные Мартынов, Дэвлет и Маннай-оол, полагая, что его зарождение в Сибири произошло уже в неолите.

История народов Центральной Азии ещё во многом остается для нас загадочной и таинственной, но проникнуть вглубь тысячелетий помо­гают листы «каменных книг» — наскальные рисунки. Они занимают в древностях особое место, являясь бесценным источником для изучения духовной и материальной культуры древних алтайцев. Это — живописные повествовательные рассказы наших предков о своей жизни, обрядах и зарождающейся мифологии. Некоторые «каменные полотна» являются настоящими произведениями первобытного искусства.

Одной из проблем изучения петроглифов остаётся «расшифровка», то есть прочтение содержания рисунков. Многие из них остаются непонятными до сегодняшнего дня. Очевидно, это объясняется тем, что мировосприятие древнего человека разительно отличалось от нашего современного мировоззрения, а также тем, что многие первобытные представления об окружающем мире сильно трансформированы или даже утрачены.