Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем.
Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии»

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Архитектурная серия
Николай Рерих. Архитектурная серия


Большой раздел в творчестве Рериха составляют архитектурные этюды, выполненные художником в 1903-1904 годах во время большого путешествия с женой Еленой Ивановной по городам, богатым памятниками старины. Это была своеобразная «поездка за стариной». Рерих поставил перед собой задачу изучить древнерусскую архитектуру различных эпох и школ. «Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Каждый город открывал перед Рерихом свои сокровища, каждый памятник по своей исторической значимости был достоин воспроизведения…» (В.П. Князева). Художником была создана большая живописная серия, насчитывающая около 90 произведений. Эти произведения запечатлели грандиозную каменную летопись страны, в которой увековечилось величие духа её народа-строителя, воспелось самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Российскими Елисейскими Полями» назвал эти этюды Сергей Эрнст, один из биографов художника.«Можно сказать, что до Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей... архитектуры, — пишет русский писатель Сергей Маковский. — ...На его холстах... монастыри, крепостные башни и соборы — окаменелые легенды древности...» «Что за фантастические привидения — эти забытые великаны русского зодчества, эти внушительно-странные соборы с огромными, низко надвинутыми главами, затейливыми крылечками и узорною росписью стен! Сколько загадочной печали в их обветшалом величии, в тяжёлых очертаниях их каменной брони! Вспомнишь об них и не верится, что они всё ещё живы, что под их сводами раздаётся церковное пение, и в башнях колоколен гудят, как прежде, призывные медные звоны... Точно видел их когда-то во сне, точно слышал об них в старой-старой сказке». «Художественные достоинства этюдов не должны закрывать для нас и большое общественное значение их, ибо они явились одним из первых сильных голосов, прозвучавших защитой древнего национального достояния России, защитой её старого искусства, её души, которой грозят необъятные полчища лжи, забвения и уничтожения» (С. Эрнст. «Н.К. Рерих»). В 1904 году эти работы были показаны на специальной выставке «Памятники художественной старины», которая состоялась в Школе Общества поощрения художеств и имела большой успех. Архитектурные этюды Рериха — не только выдающиеся произведения искусства и исторические свидетельства, запечатлевшие облик прекрасных творений древнерусского искусства. Они имели огромное общественное значение, являясь мощным призывом к сохранению памятников культуры. Впервые во всеуслышание, с широким обсуждением в прессе, мощно прозвучало слово Н.К. Рериха о сохранении русских святынь. Так было положено начало тому движению, которое впоследствии привело к созданию выдающегося документа ХХ века — Пакта Рериха и Знамени Мира. По стечению обстоятельств почти вся архитектурная серия Н.К. Рериха была продана с торгов за границей. Впоследствии часть этих картин была приобретена почётным президентом музея Н. Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе. В 1974 году она передала их в дар Государственному музею искусств народов Востока в Москве. Архитектурные этюды Н.К. Рериха представляют собой большую ценность ещё и потому, что многие запечатлённые художником памятники погибли в годы Великой Отечественной войны.