Н.К. Рерих. ГОРОДСКИЕ СТЕНЫ ИЗБОРСКА (БАШНИ). 1903
Холст, масло. 63,5 х 50,8
Частное собрание
«Перед нами большею частью постройки ранней русско-византийской эпохи — зодчество, ещё не определившееся в ясно очерченные формы… уходящее корнями в даль славянского язычества. Можно сказать, что до Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей примитивной архитектуры. Её линии, лишённые красивой изысканности византийствующего стиля в XVII-м столетии, казались грубыми, и только. Художник научил нас видеть.
На его холстах эти монастыри, крепостные башни и соборы — окаменелые легенды древности, величавые гробницы времени. Низко надвинуты огромные главы. Стены изъедены мхами. Хмурые глыбы кирпичей громоздятся друг на друге, кое-где оживлённые лепным орнаментом и остатками росписи. Годы проходят. Они стоят, как гигантские каменные иероглифы, крепко вросшие в землю — символы веков».
Сергей Маковский. «Золотое руно». 1907. № 4.
Назад в раздел