Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
…Понятие служения есть решение задачи жизни.
Надземное, § 305

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Богатырский фриз
Н.К. Рерих. Соловей-разбойник. 1910



Н.К. Рерих. СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК. 1910
Холст, темпера. 203,0 х 336,5
Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург

В древнерусском эпосе самой распространённой и популярной является былина о победе Ильи Муромца над Соловьём-разбойником Согласно народным преданиям, Соловей-разбойник — «исполин сверхъестественных сил».
То он «сидит на дубах, сражает проезжих людей громким свистом; то просто разбойник; живёт он в лесах, в лесах тёмных Брынских [то есть Брянских], сидит на деревьях...». Одолел его Илья и привёз в стольный град Киев, к самому князю Владимиру.

Былина
«Сидит за рекой Соловей-разбойник на трёх дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползёт...
Услышал Соловей конский скок, привстал на дубах, закричал страшным голосом: "Что за невежа проезжает тут, мимо моих заповедных дубов? Спать не даёт Соловью-разбойнику..."
А Илья, минуточки не мешкая, натянул тугой лук, спустил калёную стрелу, небольшую стрелу — весом целый пуд.
Взвыла тетива, полетела стрела, угодила Соловью в правый глаз, вылетела через левое ухо. Покатился Соловей из гнезда, словно овсяный сноп...».

Н.К. Рерих показал на картине кульминационный момент — поражение Соловья-разбойника стрелой, пущенной Ильёй Муромцем. Как пишет академик Д.С. Лихачёв, в Никоновской летописи есть рассказ о поимке «славного разбойника, нарицаемого Могута», отдалённо напоминающего Соловья-разбойника. Приведённый ко двору Владимира, этот Могута встал перед князем, «вскрича зело, и многы слёзы испущая из очию», заклялся не заниматься разбоем». Видимо, в стародавние времена было немало таких разбойников, грабивших людей на прямоезжих дорогах — более прямых, но и более опасных. Очищение дорог от разбойников приравнивалось народом к подвигу.


Назад в раздел