Сибирское Рериховское Общество                контакты          написать нам

Мысли на каждый день

Лестница восхождения есть мера великодушия, значит, великодушие может быть постигаемо ежедневно.

Мир Огненный, ч.2, 280
"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
ОКТЯБРЬ 2017


Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение
Живой Этики

Сибирское
Рериховское
Общество

Музей Рериха
Новосибирск

Музей Рериха
Верх-Уймон

Сайт Н.Д. Спириной

ИЦ Россазия
"Восход"

Книжный
магазин

Город
мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей:         
Книги:         

Николай Рерих. Гималаи


Художественное наследие Рериха, насчитывает свыше семи тысяч работ. Многие свои картины художник объединял в серии или сюиты. Пожалуй, самая грандиозная из них — серия «Гималаи». В работах этой серии Николай Константинович запечатлел ледники Каракорума, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озёра и бурные реки. Во многих картинах запечатлены горные монастыри, храмы, высеченные в скалах на большой высоте. Художник создавал их в течение многих лет. Только во время Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Рериха в 1923-1928 годах, художником создано более 500 картин,посвящённых Гималаям. Сам художник называл эти работы «панорамой азийских просторов». Они своего рода живописные страницы путевого дневника, где реальные гималайские пейзажи наполнены духовным опытом художника. Горы представились ему вечным, неиссякаемым источником, который облагораживает и возвышает душу, устремляет людей к подвигу, вводит в мир прекрасного. «Ни один художник не писал горы так, как мой отец, — вспоминал его младший сын Святослав Николаевич, — его Гималаи излучают на нас всё своё несравненное богатство света, красочности, невыразимое величие, высокие мысли...». Синий цвет — любимый цвет многих полотен художника. Обычно в горных пейзажах первый план художник рисует в тёмных тонах, но чем выше горы, тем они светлее, а дальние вершины кажутся уже совсем прозрачными. Так и душа человеческая — если она  привязана к земному, то затемнена земными мыслями и чувствами, а устремлённая к высоким идеалам, к Свету, напитывается им и сама становится светоносной.

Этюды гималайских гор Николая Рериха, освещённые солнцем, окутанные облаками, покрытые снегом, одинокие, величественные, погружённые в синеву ночи стали мощной симфонией цвета, созданной высшим напряжением духа художника. Рерих пишет горы в разное время года, в разное время дня. «Где ещё можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями, когда синева интенсивней сапфиров, когда из далёкого-далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни», — писал художник.
Картины написаны темперой, дающей воздушность и звучность тонов. Эта техника позволила Рериху добиться особой глубины цвета, эффекта просвечивающих красочных слоёв. Картины так насыщены оттенками красок, что кажутся горящими и сияющими. Они открывают красоту горного мира Востока, дух Гималаев, где Космос в едином потоке сливается с планетой.
Известный рериховед Наталья Дмитриевна Спирина, вдохновлённая горными пейзажами Рериха, посвятила им стихотворение:

«Стаи туч, и ливень грозовой,
И туман проходят под Вершиной;
Ей знаком пространственный покой,
Солнца луч не затемнится мглой,
Звёздный свет не скроет дым долины;
      И миры в космической дали
     Говорят с Вершиною земли».

За высочайшее мастерство и убедительность в передаче зовущей красоты и духа Гималаев — этих вечных стражей Индии — Рерих был назван непревзойдённым Мастером гор. «Нигде нет такого сверкания, такой духовной насыщенности, как среди этих драгоценных снегов» — писал Николай Константинович.
  
Среди сверкающего великолепия гималайских снегов Н.К. Рерих ощущал себя полномочным духовным представителем русского народа. Его жизнь, его творчество стали своеобразным мостом между двумя странами. Он писал: «Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые Священные Гималаи. Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением».