Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Вся эволюция зиждется на утончении.
Беспредельность, 774

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Русское
Н.К. Рерих. Человечьи праотцы. 1911



Н.К. Рерих. ЧЕЛОВЕЧЬИ ПРАОТЦЫ (ЧАРА ЗВЕРИНАЯ). 1943
Холст, темпера. 85,0 x 156,0
Государственный музей Рерихов. Россия, Москва

«Сколько прекрасных сказаний от самых древнейших времён утверждает значение божественных созвучий. В назидание всем поколениям оставлен миф об Орфее, чаровавшем зверей и всё живущее своею дивною игрою. Даже змеи при музыке оставляют свое злобное намерение. Даже дикий як становится мирным и даёт людям молоко своё, если они подойдут к нему с песней. Поучительно сообразить сколько прекрасных подвигов человеческих осталось бы несовершёнными, если бы они не были сопровождены пением и музыкой…» (Н.К. Рерих. «Твердыня пламенная»).

«Через всё творчество Рериха проходит тема единства всего живого на земле, тема братства и родства всего со всем, понимаемого великим художником-мыслителем как основной закон жизни. Выразительно и глубоко эта тема воплощена в картине "Праотцы человечьи…"
На холме сидит музыкант, славянский Орфей… Вся природа замерла, слушая дивные звуки. Поднимаясь к горизонту, далеко уходят голубые и лиловые дали, пробуждающие чувство восторга перед необозримыми просторами земли».
Журнал «Восход». 2005. № 7.

«В летний день, по муравным холмам, залегли бурые медведи послушать игреца на жалейке — и чудится, что поёт не свирель, а солнечный, весёлый голос всей земли, зовущий
к жизни и травы, и воды и всякого зверя, и всякого человека» (Сергей Эрнст).

«Эта торжественная стройность рериховских линий внутренней связью напоминает ритмический строй былинного повествования... все линии в его произведениях как бы повторяют благоговейное движение руки, благословляющей мир... В дыхании бесконечности... заключается высшее достижение его творчества» (Ю. Балтрушайтис).

«Рерих не отображал сегодняшний день и не воскрешал былую декоративность. Рерих учил. Учил обращением к многовековому прошлому народа, к его далёким корням, к легендам и преданиям. Рерих смело раздвигал временные рамки и показывал то далекую первобытность, то древних славян, их языческие верования, их с трудом угадываемую жизнь, их красочные праздники, обряды, одежды. Жизнь народа была неразрывно связана с природой, и эта связь тоже подчеркнута художником.

В отличие от всех своих современников и предшественников Николай Константинович снабжал свои картины и рисунки необычными по значимости и глубине подписями. Его подписи не просто обозначали содержание картины, а выходили далеко за пределы изображённого, уводили в раскрывающийся мир широких обобщений и ассоциаций. На холмике юноша в холщовом одеянии играет на свирели... Картина названа "Человечьи праотцы"; зритель, прочтя название, замечает вокруг этого славянского Орфея тихо лежащих медведей, завороженных музыкой. Целые тома рассуждений о первобытном тотемизме не заменят того ощущения сродства звериных и человеческих душ, которое возникает при сочетании картины и углубляющей её нехитрое содержание надписи» (Б.А. Рыбаков).

«Сюжетом для картины послужил миф об Орфее,
от игры которого вся природа преображалась и оживала. "Иногда Н.К. Рерих воплощает движение природы
не в водах, камнях и облаках, а в другом, столь же сильном и столь же непосредственном цветке природы —
человеке: в летний день по муравным холмам залегли бурые медведи послушать игреца на жалейке. И чудится, что поёт не свирель, а солнечный, весёлый голос всей земли, зовущий к жизни и травы, и воды, и всякого зверя, и всякого человека» (А. Бенуа).



Назад в раздел