Н.К. Рерих. ЧЕЛОВЕЧЬИ ПРАОТЦЫ (ЧАРА ЗВЕРИНАЯ). 1943
Холст, темпера. 85,0 x 156,0
Государственный музей Рерихов. Россия, Москва
«Сколько прекрасных сказаний от самых древнейших времён утверждает значение божественных созвучий. В назидание всем поколениям оставлен миф об Орфее, чаровавшем зверей и всё живущее своею дивною игрою. Даже змеи при музыке оставляют свое злобное намерение. Даже дикий як становится мирным и даёт людям молоко своё, если они подойдут к нему с песней. Поучительно сообразить сколько прекрасных подвигов человеческих осталось бы несовершёнными, если бы они не были сопровождены пением и музыкой…» (Н.К. Рерих. «Твердыня пламенная»).
«Через всё творчество Рериха проходит тема единства всего живого на земле, тема братства и родства всего со всем, понимаемого великим художником-мыслителем как основной закон жизни. Выразительно и глубоко эта тема воплощена в картине "Праотцы человечьи…"
На холме сидит музыкант, славянский Орфей… Вся природа замерла, слушая дивные звуки. Поднимаясь к горизонту, далеко уходят голубые и лиловые дали, пробуждающие чувство восторга перед необозримыми просторами земли».
Журнал «Восход». 2005. № 7.
«В летний день, по муравным холмам, залегли бурые медведи послушать игреца на жалейке — и чудится, что поёт не свирель, а солнечный, весёлый голос всей земли, зовущий
к жизни и травы, и воды и всякого зверя, и всякого человека» (Сергей Эрнст).
«Эта торжественная стройность рериховских линий внутренней связью напоминает ритмический строй былинного повествования... все линии в его произведениях как бы повторяют благоговейное движение руки, благословляющей мир... В дыхании бесконечности... заключается высшее достижение его творчества» (Ю. Балтрушайтис).
«Рерих не отображал сегодняшний день и не воскрешал былую декоративность. Рерих учил. Учил обращением к многовековому прошлому народа, к его далёким корням, к легендам и преданиям. Рерих смело раздвигал временные рамки и показывал то далекую первобытность, то древних славян, их языческие верования, их с трудом угадываемую жизнь, их красочные праздники, обряды, одежды. Жизнь народа была неразрывно связана с природой, и эта связь тоже подчеркнута художником.
В отличие от всех своих современников и предшественников Николай Константинович снабжал свои картины и рисунки необычными по значимости и глубине подписями. Его подписи не просто обозначали содержание картины, а выходили далеко за пределы изображённого, уводили в раскрывающийся мир широких обобщений и ассоциаций. На холмике юноша в холщовом одеянии играет на свирели... Картина названа "Человечьи праотцы"; зритель, прочтя название, замечает вокруг этого славянского Орфея тихо лежащих медведей, завороженных музыкой. Целые тома рассуждений о первобытном тотемизме не заменят того ощущения сродства звериных и человеческих душ, которое возникает при сочетании картины и углубляющей её нехитрое содержание надписи» (Б.А. Рыбаков).
«Сюжетом для картины послужил миф об Орфее,
от игры которого вся природа преображалась и оживала. "Иногда Н.К. Рерих воплощает движение природы
не в водах, камнях и облаках, а в другом, столь же сильном и столь же непосредственном цветке природы —
человеке: в летний день по муравным холмам залегли бурые медведи послушать игреца на жалейке. И чудится, что поёт не свирель, а солнечный, весёлый голос всей земли, зовущий к жизни и травы, и воды, и всякого зверя, и всякого человека» (А. Бенуа).
Назад в раздел