Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Не уходите от жизни, ведите себя верхним путем.
Зов, 24.03.1920

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Русское
Н.К. Рерих. Поморяне. Утро. 1906



Н.К. Рерих. ПОМОРЯНЕ. УТРО. 1906
Xолст, темпера. 165,0 х 285,0
Горловский художественный музей. Украина

Картина «Поморяне. Утро» тематически примыкает к большому циклу произведений Н.К. Рериха «Начало Руси. Славяне». В этом произведении, звучащем гимном природе и людям, отразилось миропонимание художника, устремлённого к гармонии и высоким идеалам добра.

У картины «Поморяне. Утро» имеется парная работа — «Поморяне. Вечер» (1907). Во второй половине 1900-х годов эти картины экспонировались на выставках русского искусства в Париже, где их впервые увидел Николай Гумилёв. О том, как он понял их скрытый смысл и объединяющую идею, поэт рассказал в одном из своих писем в Россию: «На полотне "Поморяне. Утро" — северный пейзаж, но уже восход солнца, и вместо финнов — славяне. Великая сказка истории, смена двух рас, рассказана Рерихом так же просто и задумчиво, как она совершилась давным-давно среди жалобно шелестящих болотных трав».

«На фоне красивого северного пейзажа изображены поморяне — одно из древних западно-славянских племён, живших на берегах прибалтийского Поморья. Бархатом густой травы покрыт широкий берег моря, поросший вековыми соснами. Мягкий свет северного солнца золотит бревенчатые строения славянского посёлка, стволы сосен и огромные стога. "Величавое спокойствие природы ласково объемлет простую жизнь людей, от раннего утра занятых размеренной, неторопливой деятельностью: на воде белеют паруса, юноши охотятся на птиц... женщина гуляет с ребёнком по берегу моря", убелённый сединами старец погружён в размышления, "и над всем плывут сказочные жемчужные облака".

Жизнь этих людей "проста, спокойна и чиста, как само утро. Они свободны и радостны", они живут в ладу друг с другом, с соседями и с природой. Даже сцена охоты не нарушает этой гармонии: юноша, склонившись к убитой птице, по обычаю древних, просит у неё прощения за то, что вынужден был лишить её жизни.
Пейзаж с уходящим вдаль пространством, нежные сине-зелёные краски, передающие прохладу и свежесть северной природы, рождают чувство глубокого покоя и тихой радости, разлитой в мире».
Журнал "Восход". 2009. № 6.

«Картина "Поморяне. Утро"… полна спокойствия, торжественности, значительности. Художник посвящает её далёкому прошлому, стремясь увековечить его… ведь это прошлое не потеряло значения ни для настоящего, ни для будущего. Рерих писал: "Если наши художники в достаточной степени придут навстречу учёным, то недалеко то время, когда будут создаваться подобные типичные изображения древней жизни, значительные для науки, не проходящие бесследно для глубочайших тайников души... Незачем подчёркивать, какое огромное влияние имеют такие произведения на развитие национального самосознания"».
А.Д. Алёхин. «Творческий метод Н.К. Рериха».

        


Назад в раздел