Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Лишь малое сознание отрицает, но дух огненный всеобъемлет.
Мир Огненный, ч.3, § 269

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Русское
Н.К. Рерих. Славяне на Днепре. 1905



Н.К. Рерих. СЛАВЯНЕ НА ДНЕПРЕ. 1905
Картон, темпера. 67,0 x 89,0
Государственный Русский музей
Россия. Санкт-Петербург

«На венской выставке была картина Рериха "Славяне на Днепре", и надо было посмотреть, какой громадный интерес возбуждало в публике это художественное произведение по силе своего письма!»
«Николай Рерих в русской периодике. 1891–1918». Вып. 4.

В картине «Славяне на Днепре» «художник показывает духовную, созидательную жизнь древних славян, их постижение сил природы, их труд, защиту родной земли. Определённая символичность заключена и в колорите картины, где преобладает красный цвет, связанный с образами Огня и Солнца».
Л.В. Короткина. «Николай Константинович Рерих».

«Важным источником творческого почерка Н. Рериха была археология. Еще совсем юным Н. Рерих участвовал в раскопках древних поселений славян. Позже художник писал: "Для того, чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо погрузить зрителя в минувшую эпоху, а для этого…художнику надо изучать древнюю жизнь, проникаться ею, пропитываться насквозь". И действительно, образы, созданные Н. Рерихом, ведут нас в самые дали безликого прошлого, вглубь доисторического бытия, к истокам народной судьбы. "Какую бы эпоху Н. Рерих не воспроизводил... мысль его хочет глубины и опоры на пламенный дух... веков", – писал С. Маковецкий.

Картина погружает зрителя в языческие времена славян, во время сбора дани княжеской дружиной. У крутого берега Днепра стоят готовые к отплытию расписные ладьи с причудливыми резными украшениями. Подняты тяжёлые, словно высеченные из дерева, паруса. Идёт деловитая размеренная погрузка товара. У самой кромки воды выстроились вооружённые воины, происходит посадка в особую ладью, предназначенную для охраны судов. Высоко над рекой в капище – множество людей, столпившихся вокруг идолов. Они просят защиты и помощи у своих суровых богов, молятся за сородичей, отправляющихся в долгое и, порой, опасное, полное неожиданностей путешествие. Вдали, на фоне узкой полоски неба, теплятся дымки незатейливых жилищ южного славянского племени.
Вся картина проникнута духом славянской культуры, аними-стическими и тотемистическими представлениями древних предков. Преобладание в картине охристого цвета освещает картину образами Огня и Солнца, так почитаемыми на Руси. В композиции картины используются отдельные принципы древнерусской живописи, позволяющие художнику со всей искренностью утвердить этическую значимость изображенного сюжета». (Из коллекции Государственного Русского музея)

«Картина “Славяне на Днепре” из серии “Начало Руси. Сла-вяне” написана в период, когда художник интенсивно работал над картинами из древнейшей русской истории.
Небольшое полотно Рериха воспринимается, как значитель-ное монументальное произведение. Художник использует гармонию насыщенных звучных чистых цветов: красного, зе-лёного, охристо-жёлтого; чётко прорисовывает контуры предметов. Композиция разворачивается вверх по плоскости картины, подчиняясь строгому спокойному ритму.

В русской летописи XII века говорится о том, что с давних времён берега реки Днепра были заселены племенем полян: “Имели они свои обычаи и законы своих отцов, и предания”. В картине изображена одна из сторон жизни языческих славян – сбор дани княжеской дружиной.

У крутого берега Днепра стоят готовые к отплытию распис-ные ладьи с причудливыми резными украшениями. Подняты тяжёлые, словно высеченные из дерева, паруса. Идёт дело-витая размеренная погрузка товара» (Ф. Тарасов. Тюмень).




Назад в раздел