Н.К. Рерих. ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ. 1901
Холст, масло. 85,0 х 112,5
Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва
Ещё в 1899 году, когда Николай Константинович совершил поездку по водному пути «из варяг в греки», у него сложился сюжет картины «Заморские гости». Он написал её в 1901 году, находясь в Париже и вспоминая о родине. В этом произведении проявилось замечательное мастерство Рериха — колориста и мастера композиции.
Интересно, что картина «Заморские гости» вошла в каталог персональной выставки Рериха под названием «Заморские гости. Народная картина». В основу этой яркой, пронизанной солнцем работы, несомненно, легло обращение к традициям народного искусства — к росписи, декоративности лубков, что сближает её с творениями русских иконописцев и мастеров прикладного искусства.
Сюжет картины взят из скандинавских саг. В них рассказывается, как с наступлением весны отправлялись молодые викинги на ладьях в далёкое плавание посмотреть на жизнь людей в чужих краях... «Плывут полунощные гости, — пишет Рерих. — Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек спустилась на волны… Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом-драконом… Все ладьи резьбой изукрашены». И эти берега с их свежей зеленью, и белые чайки, и город на холме, обнесённый крепостной стеной, — всё в картине полно внутренней силы, красоты, всё «Русью пахнет».
В 1902 году на выставке, проходившей в Академии художеств, картину «Заморские гости» приобрёл император Николай II для Царскосельского дворца. В настоящее время она хранится в Третьяковской галерее.
Назад в раздел