Н.К. Рерих. ЗЛОВЕЩИЕ.
Серия «Начало Руси. Славяне (и варяги)». 1901
Xолст, масло. 104,0 х 233,5
Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
«В 1901 — 1902 годах Рерих пишет картину "Зловещие", в которой пейзаж из натурного и исторического перерастает в пейзаж философский, заключающий глубокие обобщения. Тема воронов, "вещих птиц", зародилась у художника в статье "На кургане". Вороны, "свидетели истории", птицы сказок и народных легенд, изображены здесь на фоне древнего городка-крепости.
Расширяя тему, художник коренным образом меняет композицию картины: отбрасывая всю верхнюю часть изображения с городком, оставляя лишь воронов. Изменяется и характер пейзажа, он становится символическим: вдали на прибрежных камнях сидят мрачные птицы - вороны, позади их - обобщённые очертания курганов и далёких островов. Сумрачная атмосфера Балтийского моря, его суровая поэзия усиливает символическое звучание темы "вещих птиц", предрекающих события.
Художник много работал над силуэтами воронов, сделал несколько карандашных и акварельных набросков первоначальной композиции. Для пейзажа он использовал гуашь "Камни" (Астраханская картинная галерея). Но характерно, что заимствованные из другой работы элементы пейзажа органически сливаются с "внутренним образом" картины, который возникает как результат длительных наблюдений и широкого обобщения природы Севера и средней полосы России. Примеры использования отдельных элементов пейзажа, взятых с натуры, встречаются у Рериха и позже. Например, в картине "Никола" (1916, Киевский музей русского искусства) камни на переднем плане целиком переписаны с этюда».
Б.А. Смирнов-Русецкий.
«Русский пейзаж в творчестве Рериха».
Назад в раздел