Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Нужно знать прежде, чем мочь. Нужно мочь прежде, чем являть.
Зов, 01.04.1922

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Женская серия
Н.К. Рерих. Мать Чингиз-хана. 1933



Н.К. Рерих. МАТЬ ЧИНГИЗ-ХАНА. 1933
Холст, темпера. 46,0 x 79,0
Государственный музей искусства народов Востока.
Россия. Москва

«Когда я писал картину «Мать Чингиз Хана», вспоминал из биографии Чингиза, как однажды все друзья от него отшатнулись, и мать говорила ему: "Помни, сын, что лишь тень твоя тебя сопровождает". Мысли об одиночестве, может быть, наполняли сердце одинокой наездницы».
Н.К. Рерих. Письмо В.Ф. Булгакову от 17.02.1938 г.

Картина написана на сюжет, взятый из истории древней Монголии XII века. Имя матери Чингиз-хана было Олунь-Эке, т. е. "великая". Монгольские хроники называли ее "женой чести, совета, разума и холодной решимости". Ей удалось не только упрочить политическую власть сына, но и, выйдя замуж за Минглит-Эчиге, которого монголы почитали за святого, сделать Тимучина религиозным вождем своего народа.
"Николай Рерих". Альбом репродукций.
Москва: Издание главного управления Гознака, 1970

Как отмечает «Сокровенное сказание», Оэлун отличалась необыкновенной красотой. В те далекие годы монгольские девушки не выбирали себе мужей. Отцы или случай решали их судьбы. Девушек похищали или отбивали силой. Отец Чингисхана, по имени Есугей-багатур, вождь родового племени Борджигинов, вёл свою родословную от самой прародительницы монголов Алан-Гоа. Оэлун же происходила из племени Олхонут. Она была сосватана за Чиледу, брата вождя соседнего племени Меркитов,которого любила, но Есугей отнял её силой..

Поначалу она металась, рыдая от горя и безысходности, но потом смирилась со своей судьбой и стала верной женой Есугея. Он занимал высокое положение в племени, а главное — с любовью и заботой относился к ней. Жизнь Оэлун наладилась и стала спокойной. Оэлун уверенно держала бразды правления в доме.

Мать Чингисхана, также как и её сын, остаются уникальным явлением в истории монголов. была первой женщиной, описанной в летописях, которая восстала против старых порядков в кочевом обществе.

После смерти мужа — этому тяжелейшему периоду жизни Оэлун, её материнскому подвигу посвящены самые проникновенные страницы «Сокровенного сказания». В нём описывается, как подоткнув юбку и твердо закрепив на голове шапку, женщина благородных кровей с заостренной палкой в руке без отдыха выкапывала корни трав и клубни саранки, собирала дикие плоды с деревьев и кустов по склонам Бурхан-Халдуна. «Дикие лук и чеснок ели сыновья благородной матери, пока не стали правителями». Находясь в суровых условиях, Оэлун воодушевляла детей своим примером и стала для них образцом мужества. Она не допускала пессимизма и всё время повторяла детям: «Трудолюбивый не может умереть с голода».

Оэлун воспитывала детей на героическом эпосе… Темуджин жадно слушал мать, он старался запомнить все древние сказания. Так, благодаря матери, в мечтах юного Чингисхана возник образ идеального хана — обьединителя монголов. Темуджин никогда не забывал уроки матери и её огромные заслуги. Даже в зрелые годы он всегда прислушивался к её мнению. Мать была для него святыней.
Информация с сервира:http://www.proza.ru/about/






Назад в раздел