Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Что может быть возвышеннее, нежели устремление ко благу и добру?
Надземное, § 850

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Женская серия
Н.К. Рерих. Песнь утра. 1920



Н.К. Рерих. ПЕСНЬ УТРА. 1920
Декоративное панно.
Холст, темпера. 235,2 x 122,0
Музей Николая Рериха. США. Нью-Йорк

ПЕСНЬ УТРА

Посмотри — наступает восход!
На Востоке полоска зари.
Посмотри!
Слышишь ли — возвещает
Приход звон серебряный тихо вдали.

Слышишь ли? Пробудись!
Первый луч не проспи.
Все лампады для встречи зажглись.
Пробудись!

Поднимись! Новый день наступил.
К Солнцу ввысь как стрела устремись.
Поднимись!
Вознесись!
                                Н.Д. Спирина

В 1920 году, будучи в Лондоне Рерих создаёт сюиту «Сны мудрости». В этой сюите обращают на себя внимание монументальные панно «Песнь потока» и «Песнь утра», «в которых с предельной ясностью проявляется осмысление изобразительного языка настенной живописи Аджанты и традиционной миниатюры Индии. Прообразом второй части диптиха, картины "Песнь утра", послужила... могольская миниатюра. В Ворчестерском музее искусств (штат Массачусетс, США) хранится миниатюра XVII века "Девушка с оленем". Она выполнена в традиции раджпутской школы (княжество Гулер)… Сходство этой миниатюры с картиной "Песнь утра" заметно во всём — в общей композиции, фигурах девушки и оленя (точнее, винторогой антилопы гарна, эндемика Индостана), даже в форме облаков. Надо отметить, что, вообще, этот сюжет — девушка с оленем — один из классических сюжетов индийской миниатюры и "каноническое" живописное воплощение рагини Тоди. Классическая музыка Индии, её раги и рагини, имеют своё давно устоявшееся художественное лицо.

Идея ассоциировать музыку с живописью, видимо, уникальна для индийского искусства, а перевод определённого музыкального тона в живописное изображение принято считать одним из высших достижений мастеров индийской миниатюры. Рагини Тоди — девушка, страдающая от безнадёжной любви (или покинутая возлюбленным). Олень, выражающий ей своё восхищение и предлагающий дружбу, — символическое выражение поддержки героини («наики») в её печали. Он самый добрый среди животных, он олицетворяет детскую невинность. Девушка традиционно изображается с утончёнными чертами лица, высоким лбом и миндалевидными глазами, свидетельствующими… о способности к бесконечному ожиданию.
Вполне вероятно, что эта связь между музыкой и живописью привлекла внимание Рериха. Ведь не случайно он называл серии своих картин «сюитами».
П.И. Крылов. "Индийский путь".



Назад в раздел