Н.К. Рерих. ЗОРОАСТР (ЗАРАТУСТРА). 1931
Холст, темпера. 76,0 х 117,0
Государственный музей искусства народов Востока.
Россия. Москва.
Картина «Зороастр» посвящена великому иранскому пророку, основателю религиозно–философской системы зороастризма (огнепоклонничества; Х–VII вв до н.э.). «Зороастризм оказывал влияние на различные системы индийской философии, на магометанство и даже на христианство» (П.Ф. Беликов).
В основу учения Зороастра были положены три добродетели: добрая мысль, доброе слово и доброе действие.
«Романтикой мифологии овеяна картина «Зороастр». В неустанных бдениях проходит жизнь Учителя Зороастра. Перед заходом солнца он появляется на высокой скале и выливает из чаши на землю огонь жизни» (Н.К. Рерих).
«…На вершине высокой скалы Старец держит в руках пламенную чашу и изливает из неё огонь на землю. Лаконично и проникновенно передаёт на этом полотне художник значение великой миссии иранского Учителя и пророка древности Зороастра. И его ли одного? Не все ли великие духовные Учителя приносили во мрак человеческого существования свет огня Знания, Мудрости и Любви?! “Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся” (Евангелие от Луки, 12:49,51). Огонь возгорался в сердцах и сознаниях людей, в свете его они начинали видеть путь свой и постигать своё назначение на земле» (Н.Д. Спирина).
К картине Н.К. Рериха «Зороастр»:
Рукою щедрой Проливаешь Свет
Высоких несказуемых планет
На мрак земной — и будет побеждён,
И навсегда с Земли исчезнет он.
(Н.Д. Спирина)
Назад в раздел