ПАКТ РЕРИХА
Пакт Рериха – юридический документ, целью которого было защитить культурное наследие планеты в мирное время и во время войны.
В основе этого договора лежит гораздо более духовное значение, нежели это явствует из самого текста. Это одно из выражений основной доктрины континентальной ответственности и солидарности, столь важной для настоящего и будущего
Ф. Д. Рузвельт

32-й президент США
1915
Доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу с призывом предпринять меры по охране культурных сокровищ.
Доклад Н.К. Рериха в Императорском Русском Археологическом обществе о плачевном состоянии исторических памятников и о принятии срочных мер по их охране.
1904
Подготовка проекта Пакта и знака для идентификации объектов охраны – Знамя Мира. В Нью-Йорке создан Постоянный Комитет для продвижения идеи Пакта. Н.К. Рерих выдвинут на Нобелевскую премию мира.
1929
История Пакта Рериха
Текст проекта с обращением Н.К.Рериха к правительствам и народам всех стран опубликован в прессе и разослан по всему миру. Проект Пакта представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций и передан на рассмотрение Международной комиссии интеллектуальной кооперации. Создаются Комитеты Пакта в Париже и Брюгге (Бельгия).
1930
1931
Созыв Первой Международной Конференции Знамени Мира в Брюгге: разработан план пропаганды идей Пакта в учебных заведениях, установлены контакты с Международным комитетом по делам искусства и с оргкомитетом конференции по ограничению вооружений.
Проведение Второй Международной конференции в Брюгге: принято решение о признании Пакта международным документом.
1932
1933
Третья конференция в Вашингтоне: утверждение постоянного комитета Пакта и Знамени Мира.
Подписание договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)» представителями Панамериканского союза в Белом Доме США. Утверждение в рамках договора знака для идентификации объектов охраны – Знамя Мира.
1935
Подписание Пакта Рериха президентом США Ф. Рузвельтом в Белом доме
Заседание 2-й Международной конференции за Пакт Рериха в Брюгге
Участники 2-й Международной конференции за Пакт Рериха в Брюгге
Экспозиция выставки, организованной во время 2-й Международной конференции за Пакт Рериха в Брюгге
Здание Музея Николая Рериха в Нью-Йорке по адресу 310 Riverside Drive
Открытие первой Международной конференции за Пакт Рериха в Брюгге
Источник информации:
Пакт Рериха. Знамя Мира \ Автор-составитель Н.Д.Спирина. — Новосибирск: Издательсккий центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2013. — 24 с.
Текст пакта
Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), подписанный в Белом Доме представителями двадцать одной американской республики, 15 апреля 1935 года:

Высокие Договаривающиеся Стороны, в стремлении придать официальную форму положениям Резолюции, одобренной 16 декабря 1933 г. всеми государствами, представленными на Седьмой международной конференции американских государств в Монтевидео, которая рекомендовала правительствам американских государств, которые еще не подписали Пакт Рериха, инициатором которого выступил Музей Рериха в Соединенных Штатах, присоединиться к этому Пакту, направленному на всемирное признание флага, рисунок которого уже хорошо известен, в целях обеспечения сохранности оказавшихся в опасности всех недвижимых памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности, приняли решение заключить соответствующий договор для внедрения в жизнь уважения и защиты сокровищ культуры в военное и в мирное время и договорились о нижеследующем:

СТАТЬЯ I

Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и защитой воюющих сторон.

Таким же уважением и защитой пользуются сотрудники вышеназванных учреждений. Такое же уважение и защита распространяются на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время.

СТАТЬЯ II

Нейтралитет, защита и уважение, которые должны быть предоставлены памятникам и учреждениям, упомянутым в предыдущей статье, признаются на всех территориях как объекты суверенитета каждого из подписавшихся и присоединившихся государств, независимо от государственной принадлежности указанных памятников и учреждений. Соответствующие правительства согласны принять внутреннее законодательство своих стран, предусматривающее необходимые меры для гарантии такой защиты и уважения.

СТАТЬЯ III

Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье первой, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кружками в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

СТАТЬЯ IV

Правительства государств, подписавших настоящий договор и присоединившихся к нему, одновременно с подписанием договора или присоединением к нему направляют в Панамериканский союз перечень памятников и учреждений, на которые желательно распространить защиту, предусмотренную настоящим договором.

При уведомлении правительств о подписавшихся и присоединившихся сторонах Панамериканский союз направляет им перечень памятников и учреждений, упомянутых в данной статье, а также информирует другие правительства о любых изменениях в указанном перечне.

СТАТЬЯ V

Памятники и учреждения, указанные в статье первой, перестают пользоваться привилегиями, предусмотренными в настоящем договоре, в случае их использования в военных целях.

СТАТЬЯ VI

Государства, не подписавшие настоящий договор в момент его открытия для подписания, могут в любое время подписать его или присоединиться к нему.

СТАТЬЯ VII

Документы по присоединению, а также по ратификации или денонсации настоящего договора хранятся в Панамериканском союзе, который уведомляет об их получении другие государства, подписавшие настоящий договор или присоединившиеся к нему.

СТАТЬЯ VIII

Настоящий договор может быть денонсирован в любое время любым из государств, подписавших или присоединившихся к нему, при этом денонсация вступает в силу через три месяца после уведомления о ней других государств, подписавших настоящий договор или присоединившихся к нему.


Образец апостиля (печати, которая подтверждает на международном уровне законность документа)
Документ получил известность и широкий отклик среди мировой общественности. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта Рериха. Проект был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.

В 1961 году на конференции ООН в Гааге была принята «Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Документ составлен на четырех языках – английском, испанском, русском и французском. Для многих исследователей видна преемственность Гаагской конвенции и Пакта Рериха в правовом отношении. Гаагскую конвенцию подписали представители 37 государств.

Одно из важнейших значений Пакта заключается в том, что он направлен на полную ликвидацию войн. Призыв Николая Рериха «Мир через
Культуру» является идейной основой Пакта, который, по сути, направлен на достижение одной из важнейших целей человечества – установление мира во всем мире.
Знамя мира имеет много общего с символом Красного Креста, идея создания которого также первоначально не была воспринята всерьез, и только на Женевской конференции в 1864 году он получил международное признание. Такая аналогия встречается в высказываниях самого Николая Рериха:
Знамя мира
Знамя мира — символ Пакта Рериха, амарантовая окружность с тремя кругами посредине на белом фоне. Есть много версий того, что оно обозначает. Согласно наиболее распространенным, три круга символизируют Религию, Искусство и Науку как проявления культуры или прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом вечности.
Почтовая открытка «Выставка исторических городов» Брюгге. Июль–октябрь 1932 г.
«Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье», — говорил художник.
Делегаты Второй международной конференции, посвященной Пакту Рериха. Брюгге. Август 1932 г.
Источник информации:
Рерих Н.К. Конвенция Знамени Мира // Твердыня Пламенная. Нью-Йорк, 1932. С. 355
Юнеско
В 1976 году ЮНЕСКО приняло Рекомендацию об участии и вкладе народа в культурную жизнь. Осуществленные культурные проекты Рериха, и в целом его творчество, созвучны международным актам ЮНЕСКО.

Николай Рерих считал, что искусство, наука, духовность, а иначе говоря, красота и знание должны проникнуть в жизнь народа и тем самым преобразить ее. Он писал: «Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем...».
По мнению художника, культура — двигатель развития. Важность культуры обозначена и в актах ЮНЕСКО. Например, в Рекомендации о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ, в Конвенции об охране нематериального культурного наследия в Международной конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения и других.
Made on
Tilda