Прошлое
Прошлое
«Пора уже понять, какое место занимает старина в просвещенном государстве. Пусть памятники стоят не страшными покойниками, точно иссохшие останки. Пусть памятники не пугают нас, но живут и вносят в жизнь лучшие стороны прошлых эпох»
Н.К. Рерих //
Восстановления. 1908 г
Прошлое
В 1899 году в одной из своих статей Николай Константинович Рерих пишет о низком художественном уровне современных предметов обихода и декоративных украшений и предлагает обратиться к произведениям мастеров далекого прошлого. Как образец он приводит свои рисунки кресел, стульев, отдельных деталей мебели, в которых были использованы мотивы чудских древностей, взятых из публиковавшихся в то время трудов известных археологов.
Источники информации этой страницы:
1). РЕРИХ И ТАЛАШКИНО. III. «Братство, сродство душ...» \ Автор: Кочергина Наталья. — «Восход»
№ 7 (135), Июль, 2005

2). Знамя Мира и Пакт Н.К.Рериха \ Автор: В. Моргачев

3). Археологические раскопки Н.К.Рериха 1899 года в Порховском уезде Псковской губернии \ Автор: А. В. Семёнов.

4). Н.К.Рерих и Вышневолоцкий край \ Автор: В. Л. Мельников. — «Делфис» №15 (2/1998)
Археологические
раскопки
Николай Рерих не только вдохновлялся трудами археологов, но и сам еще с раннего детства проявлял интерес к полевым исследованиям и занимался археологией на протяжении всей жизни. Он производил раскопки курганов и древних городищ в разных местах России, сопровождал свои исследования опросами крестьян, изучением местных обычаев, преданий, поверий и сказаний.


В 1899 году Николай Рерих проводил раскопки в Порховском уезде Псковской губернии. Результаты экспедиции были одобрены Русским археологическим обществом, а отчетная статья Рериха с рисунками автора была напечатана отдельным изданием. Во время этой экспедиции художник сделал много рисунков — не только курганов, но и пейзажей.
Находясь в Ярославской губернии, Николай Рерих провел археологические раскопки Сарского городища под Ростовом Великим. Во время раскопок были обнаружены предметы X века: железные ножи и дужка, фрагменты гребня и другое. Сегодня коллекция найденных Рерихом вещей (25 номеров) хранится в фондах Отдела истории первобытной культуры Эрмитажа.


В 1904 году Рерих обнаружил древнее поселение на берегу озера Зиряево в Вышневолоцком уезде. Недалеко от остатков древнего поселения он начал раскопку невысокого кургана. Под дерном был обнаружен слой булыжников, а ниже – кострище. Но работу пришлось прекратить по требованию управляющего имением, на земле которого находилось городище.


Н.К. Рерих. Маршрут экспедиции по Порховскому уезду
Находки из раскопок Н.К. Рериха на Сарском городище в 1903 г.
Лялинское городище в Вышеволоцком уезде Тверской губернии (1904 г.) Рисунок Н. Рериха
листайте
Николай Рерих также проводил раскопки в Новгородской губернии, в областях древних Деревской и Бежецкой пятин Великого Новгорода. Здесь наиболее важным является открытие курганов каменного века, в которых вместе с предметами этого периода, найдены янтарные поделки в огромном количестве (267 предметов). Эта первая подобная находка на севере России.

Янтарные подвески, обнаруженные Н.К. Рерихом в курганах в окрестностях с. Кончанского
В 1904 году на озере Пирос, которое находится на границе Тверской и Новгородской губернии, Николай Рерих сделал значительные находки орудий и гончарства, датированные первым веком до н. э., таким образом исследовав каменный век. Все найденные вещи были выставлены на годичной выставке древностей Императорской Археологической комиссии.


Антропоморфные фигурки из кремня со стоянок каменного века, найденных Рерихом на озёрах
Кликните на
заголовок
Николай Рерих раскапывал курганы, собирал находки, много путешествовал и читал в учёных обществах рефераты о своих изысканиях. Нередко он мог вообразить сцену события из прошлого только по имеющимся археологическим находкам. Художник сам создавал орнаменты и формы строго в стиле ископаемых предметов.

Осматривая древнюю роспись, Рерих каждый раз убеждался в том, что люди отошли от традиций и красоты старины. В своих дневниках он писал, что всюду процветают нелепый штамп и опошленная форма. Памятники старины, по его мнению, должны стать вдохновением для будущих поколений, а для этого необходимо сохранять культурное наследие и поднимать тему важности истории.

В 1903 году Николай Константинович в рамках поездки по древним русским городам прибыл в Смоленск. Город интересовал художника богатыми памятниками старины, но кроме знакомства с архитектурой он планировал также поездку в Талашкино — имение княгини Марии Клавдиевны Тенишевой.

Мария Тенишева, известная меценатка и покровительница искусств, устроила городок, в котором под руководством мастеров трудились народные умельцы, возрождая исконные русские ремёсла.

«Храмы, музеи и памятники строятся не для современников, а для будущих поколений»
М.К. Тенишева
Начиная с 1893 года, имение являлось крупнейшим художественным центром России, сыгравшим огромную роль в истории русского искусства.

Задачей княгини было создать новый русский стиль, вдохновленный стариной. Вскоре она приступила к созданию своих учебно-художественных мастерских — столярной, резной, керамической, красильной, рукодельной и мастерской для работ по эмали.

Художественные и философские искания Рериха в те годы были связаны с мечтами о новом искусстве, способном преобразить их жизнь. Именно это художник нашел в Талашкино.
Смоленские резчики по дереву всегда славились своей искусной ажурной работой. Под руководством опытных мастеров дело быстро окрепло. Вскоре здесь стали изготавливать всё, что можно было сделать из дерева: мебель, предметы домашнего обихода, свирели, балалайки и многое другое.
Резьба талашкинских мастеров по рисункам художника Малютина Сергея Васильевича, члена художественного объединения «Мир искусств»
В городке также работала красильная мастерская, где на основе различных способов покраски тканей разрабатывались новые виды красок, которые отличались естественными тонами.
Николай Константинович высоко оценивал стремления княгини. Понимая важность образования и воспитания в целом, она строила школы и театры, в которых, прежде всего, обращали внимание на русскую культуру. В учебных планах значительное место отводилось рисованию, пению и ремёслам. Для этих занятий были приглашены мастера — столяры, резчики по дереву, гончары, швеи, вышивальщицы, кружевницы. Тенишева хорошо понимала творческие замыслы Рериха, и это стало основой их совместных художественных проектов.

«На рубеже двух исторических миров — старой, патриархальной Руси и молодой, грядущей России, жаждущей обновления, — русские художники оглянулись назад, на родные святыни...».
Обращение художника и княгини, а также других их современников к ценностям старины можно описать фразой художественного критика С. Маковского:
Made on
Tilda