Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
…Лишь тонкое восприятие даст тонкое понимание.
Мир Огненный, ч.3, § 120

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Театрально-декорационное искусство
Н.К. Рерих. Весна священная. 1945



Н.К. Рерих. ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ. 1945     
Эскиз к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная»  
Холст, темпера. 56,5 x 122,0    
Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург

«"Весна священная", балет музыку для которого написал Игорь Стравинский. Вот как рассказывает об этом балете сам художник:"Во втором акте, который называется "Великая жертва", на сцене нагромождены холмы, пещеры, целый лабиринт их; на вершине одного из холмов — группа девушек сплетается в священных танцах и играх, которые оканчиваются тем, что одну из девушек ждёт обречение в жертву...». "Вечернее время". 1913. N 365.

«Блестящие победы Красной Армии пробудили за рубежом громадный интерес ко всему русскому, и у проживавшего в США балетмейстера Л. Мясина возникла мысль возобновить некоторые русские постановки. Он обратился к Николаю Константиновичу с просьбой принять участие в их оформлении.

«Получив от художника эскизы, Мясин написал ему в 1944 году: "Дорогой Николай Константинович, сердечно благодарю Вас за присланные эскизы "Князя Игоря"...
Теперь у меня явилось сильное желание возобновить также "Весну Священную". Моя первая мысль была воспользоваться материалом, который был сделан в 1929 году Лигой Композиторов, но, к сожалению, его больше не существует. Могу ли я попросить Вас сделать новые эскизы?" Николай Константинович исполнил пять эскизов декораций к "Весне Священной" и шесть к "Князю Игорю". Уже после смерти художника они использовались в конце пятидесятых годов для постановок русских балетов в стокгольмской "Королевской опере", в парижском театре "Гранд-Опера" и миланском "Ла Скала"».

«Письмо Мясина поясняет появление в 1945 году полотна Рериха "Весна Священная". По композиции картина близка ранее исполненному эскизу для "Снегурочки". Девушки водят хоровод. Их белые одежды, расшитые красными узорами, контрастно выделяются на изумрудном фоне. Головы украшены венками из полевых цветов. Золотом цветов испещрен холм, где находится жертвенный камень. На нём фигура "избранницы" с цветочной гирляндой в руках. Яркие блики солнечных лучей скользят по пригоркам и верхушкам деревьев. В правом нижнем углу — группа музыкантов и поселян, нарядно одетых в белое с красным. Всё это создаёт величественную картину ликования людей и природы. Священная весна, весна победы над тёмными силами, весна надежд, весна радости и возрождения. Этим произведением Рерих отметил окончание Великой Отечественной войны, светлый праздник всего человечества».
П.Ф. Беликов, В.П. Князева. «Николай Константинович Рерих».

«В 1945 году, в год Победы, Рерих создаёт "Весну священную". Это не только русская весна, это — триумф всего человечества, дожившего до окончания войны. Девушки кружатся в хороводе, украшенные венками
из одуванчиков, в центре их — избранница с гирляндой так же весенне-золотистых цветов, руки и взор её устремлены к солнцу. Юноши играют на свирели, в общем действе участвуют и старцы. Праздник вечного обновления, природа в весеннем уборе из жёлтых цветов, в юном ликовании устремляется в радужную даль». Р. «Рудзитис. «Космические струны в творчестве Рериха».



Назад в раздел