Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Мудрее, чем в жизни, не бывает, и жизненные уроки очень болезненны, но, вероятно, потому они все же в конце концов заучиваются.
Рерих Е.И. Письмо от 21.09.1937

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Легенды
Н.К. Рерих. Клад захоронённый. 1947



Н.К. Рерих. КЛАД ЗАХОРОНЕННЫЙ. 1947
Холст, темпера. 91,5 х 153,0
Государственный музей искусства народов Востока.
Россия. Москва

«В сказках Рериха нашли своё отражение большинство созданных им синтетических образов-мифологем, получивших мировое признание и входящих в сокровищницу вековых образов...
В сказке Н.К. Рериха "Клады" изложено предание о народных обычаях захоранивать сокровища. По стилю текст её напоминает повествование искателя кладов, владеющего тайными сведениями о кладах, народных приметах, верованиях, оберегах, заклинаниях: "В подземной Руси много добра схоронено. Русь берегите… Про всякого человека клад захоронен. Только надо уметь клады брать. Неверному человеку клад не дастся. Пьяному клад не взять. Со скоромными мыслями к кладу не приступай. Клад себе цену знает. Не подумай испортить клад. Клады жалеть надо. Хоронили клады не с глупым словом, а с молитвою либо с заклятием.
Картина написана в последний год жизни художника — 1947».
Л.П. Засорина. "Сборник материалов научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха".

«Искусство Рериха оптимистично по своей природе, однако иногда звучат в нём и другие интонации — печали, трагизма. В самом деле, разве человечество откликнулось в должной мере на его страстный призыв служению Свету, внесению Красоты в жизнь каждого дня? Услышан ли был его голос в защиту культуры, когда полыхала война? Признан ли был он у себя на Родине, где вершил судьбы "вождь всех народов"? Такая трагическая нота прорвалась в одной из его последних картин — "Клад захороненный" (1947).Однако художник верил, что рано или поздно вскроются глубины, и то прекрасное, что было заложено им в искусстве, как нить Ариадны, приведёт и к осознанию его пророческих заветов».
Е.П. Маточкин. "Н.К. Рерих и русский космизм".

«В одной из последних работ Рериха "Клад захороненный" (1947) воде заповедано хранить послание для будущего». Е.П. Маточкин. "Сборник материалов научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха".

С.Н. Рерих, посылая эту картину на выставку 1973 года, писал: «Я пришлю картину "Клад захороненный." Сколько в ней глубокого смысла, сколько в жизни Н.К. именно этого "клада захороненного". — До времени!"»

Захороненный клад — символ всех знаний и духовных накоплений человека-творца, сокрытых до того срока, когда люди будут готовы понять и принять их.

На картине изображён глухой фиорд, где прячет клад одинокий человек, приплывший сюда на лодке. «Захороненный клад — это скрытая правда жизни. Все подступы к ней загородила злая колдунья (“нойда” — в карельской и скандинавской мифологиях — “колдунья”), но люди получают Приказ разыскать этот клад» П.Ф. Беликов.
Прекрасным описанием картины могут быть стихи
Н.К. Рериха:

Где скалы древние свой вековой покой
в воде, как в зеркале, недвижной отражают,
Там кто-то бережно заботливой рукой
под воду клад бесценный опускает.
Свидетелями будут скалы и вода
и розовые облака в небе высоком.
Там будет он лежать несчётные года,
пока не подойдут завещанные сроки.


Назад в раздел