Н.К. Рерих. КЛАД ЗАХОРОНЕННЫЙ. 1947
Холст, темпера. 91,5 х 153,0
Государственный музей искусства народов Востока.
Россия. Москва
«В сказках Рериха нашли своё отражение большинство созданных им синтетических образов-мифологем, получивших мировое признание и входящих в сокровищницу вековых образов...
В сказке Н.К. Рериха "Клады" изложено предание о народных обычаях захоранивать сокровища. По стилю текст её напоминает повествование искателя кладов, владеющего тайными сведениями о кладах, народных приметах, верованиях, оберегах, заклинаниях: "В подземной Руси много добра схоронено. Русь берегите… Про всякого человека клад захоронен. Только надо уметь клады брать. Неверному человеку клад не дастся. Пьяному клад не взять. Со скоромными мыслями к кладу не приступай. Клад себе цену знает. Не подумай испортить клад. Клады жалеть надо. Хоронили клады не с глупым словом, а с молитвою либо с заклятием.
Картина написана в последний год жизни художника — 1947».
Л.П. Засорина. "Сборник материалов научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха".
«Искусство Рериха оптимистично по своей природе, однако иногда звучат в нём и другие интонации — печали, трагизма. В самом деле, разве человечество откликнулось в должной мере на его страстный призыв служению Свету, внесению Красоты в жизнь каждого дня? Услышан ли был его голос в защиту культуры, когда полыхала война? Признан ли был он у себя на Родине, где вершил судьбы "вождь всех народов"? Такая трагическая нота прорвалась в одной из его последних картин — "Клад захороненный" (1947).Однако художник верил, что рано или поздно вскроются глубины, и то прекрасное, что было заложено им в искусстве, как нить Ариадны, приведёт и к осознанию его пророческих заветов».
Е.П. Маточкин. "Н.К. Рерих и русский космизм".
«В одной из последних работ Рериха "Клад захороненный" (1947) воде заповедано хранить послание для будущего». Е.П. Маточкин. "Сборник материалов научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха".
С.Н. Рерих, посылая эту картину на выставку 1973 года, писал: «Я пришлю картину "Клад захороненный." Сколько в ней глубокого смысла, сколько в жизни Н.К. именно этого "клада захороненного". — До времени!"»
Захороненный клад — символ всех знаний и духовных накоплений человека-творца, сокрытых до того срока, когда люди будут готовы понять и принять их.
На картине изображён глухой фиорд, где прячет клад одинокий человек, приплывший сюда на лодке. «Захороненный клад — это скрытая правда жизни. Все подступы к ней загородила злая колдунья (“нойда” — в карельской и скандинавской мифологиях — “колдунья”), но люди получают Приказ разыскать этот клад» П.Ф. Беликов.
Прекрасным описанием картины могут быть стихи
Н.К. Рериха:
Где скалы древние свой вековой покой
в воде, как в зеркале, недвижной отражают,
Там кто-то бережно заботливой рукой
под воду клад бесценный опускает.
Свидетелями будут скалы и вода
и розовые облака в небе высоком.
Там будет он лежать несчётные года,
пока не подойдут завещанные сроки.
Назад в раздел