Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Вся эволюция зиждется на утончении.
Беспредельность, 774

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Русское
Н.К. Рерих. Сходятся старцы. 1898



Н.К. Рерих. СХОДЯТСЯ СТАРЦЫ. 1898
Холст, масло. 153,8 х 281,0
Частная коллекция. Россия. Санкт-Петербург

В 1898 году Рерих завершил новую картину, запланированную в рамках его славянского цикла, — «Сходятся старцы». 

Вот как раскрывает художник содержание этой картины в своей былине:

За дальним Перуновым озером,
В заповедном от дедов урочище
Стоит над яром высокий дуб.
Любил Сварожич то дерево,
А славяне ильменские чтут его.
Место вокруг дуба утоптано.
Горит под дубом святой огонь,
К дубу сходятся родичи:
«Стоять ли земле без хозяина?»
Старцы земли Новагорода
Сойдутся под дубом раскидистым.
Ворон на дубе не каркает,
На небе заря разгорается —
Скоро Ярило покажется —
Засияет, блеснёт красно солнышко —
И проснётся земля Святорусская.

«Недалеко от деревни Озёртицы, близ которой были вскрыты курганы разной древности от X до XIV в., — писал Н.К. Рерих, — мне было указано место и остатки корней огромного дуба. Как говорят, прежде этот дуб пользовался уважением всего края; по исконному обычаю окружные деревни собирались к нему по праздникам. Здесь водились хороводы и даже вершились общие дела... Как слышно, дуб был не менее 12 вершков; при сравнительной редкости этого дерева в нашем краю и крайне медленном росте его в этом предании можно видеть следы очень древнего обычая».

«В глухой предрассветный час у священного дуба сошлись предводители родов решать судьбы “своих людей”. В сумраке не видно лиц, не видно никаких “развлекающих” деталей, и вся картина полна сгущённого, чуть жуткого настроения. Примечательно и её письмо — тёмные, широкие, как бы небрежные мазки, набросанные с импрессионистическим чутьём…» (С. Эрнст «Н.К. Рерих»). 

 В статье художника и критика 1890-х годов М. Далькевича, посвящённой картине «Cходятся старцы», автор пишет: «Такие картины прямо и непосредственно действуют на душу зрителя, и впечатление, производимое ими, отличается силой и цельностью… Характерной в этом отношении является самая значительная картина на выставке — "Сходятся старцы" г-на Рериха. Это не жанр, не историческая картина и тем более не пейзаж, хотя и по внешности и по настроению она заключает в себе элементы всех этих родов живописи: это просто высокохудожественное произведение, свидетельствующее о крупном таланте автора» (Е.И. Полякова. «Николай Рерих»).



Назад в раздел