Н.К. Рерих. СЫНЫ НЕБА ДОЧЕРИ ЗЕМЛИ. 1919
Холст, масло. 127,5 x 132,5
Университет Брандайса. Уолтем. США
Развитие темы неба с его вечным движением и неповторимым богатством образов можно проследить в целом ряде живописных полотен Рериха.
Годами носил художник в своей памяти великолепие небесной битвы, накапливая новые и новые наблюдения, и почти без всякой подготовки выразил их на полотне. Тема неба становится одной из любимых тем Рериха; трудно найти художника, у которого небо было бы трактовано так разнообразно и богато, так убедительно и глубоко жизненно.
«Среди первых детских воспоминаний, — пишет Рерих, — прежде всего вырастают прекрасные узорные облака. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных...
Прекрасна и небесная синева, особенно же когда на высотах она делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой… И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение, беспредельное делает и мысли возвышенными.
Были картины "Звёздные руны", и "Звезда героя", и "Звезда Матери Мира", построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными.
Люди определенно делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют... А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых дней его уже предполагается несказуемая по красоте своей небесная книга...»
Н.К. Рерих. «Небесное зодчество»
«Тема ожидания Священных знаков звучит в картине Н.К. "Дочери Земли", известная также под другим названием "Сыновья Неба — дочери Земли".
Почти всё пространство картины занимает огромная, массивная скала. У тёмного входа в пещеру сидят 4 женщины. А вдалеке открывается пока ещё закрытый от них яркий и светлый мир; призывно голубеет речка, словно светлая тропинка, зовущая вдаль. Но женщины глядят лишь вокруг себя, их позы безжизненны, руки и взгляды опущены к земле. И лишь одна из них встрепенулась и всё существо устремилось ввысь: там, среди клубящихся розово-лиловых облаков, она увидела могучего воителя. Призыв Сына Неба услышала одна из дочерей Земли. И, как всегда, понять содержание картины во многом помогает и композиция, и колорит картины.
С одной стороны — коричневатые цвета женских фигур, чёрная пещера, тёмно-зелёные каменистые уступы, с редкими ярко-синими пятнами, — и горящие розовые и пурпурные краски неба, — такое противопоставление говорит само за себя». Н. Кочергина. "У рубежа"
Назад в раздел