Н.К. Рерих. ОРЛИННОЕ ГНЕЗДО. 1931
Холст, темпера. 74,2 х 117,0
Индийский дом искусств в Бенаресском
индуистском университете, в Варанаси
«Тибет — страна, которой довелось оставаться в изоляции в течение Средневековья и даже в Новое время, —
это уникальное хранилище древностей. Центральное положение, занимаемое Тибетом в Азии, и его высокогорный характер сделали эту страну своего рода реликва-
рием древних культурных традиций Индии, Китая и Центральной Азии...
Здания монастырей на неприступных горных утёсах вызывают удивление смелостью и феноменальным мастерством древних зодчих. Лаконичные, простые формы архитектуры органически сливаются с горными вершинами, составляя с ними одно целое» (Ю.Н. Рерих).
«На этой картине мы видим ступу — древнейший памятник буддийского искусства, пришедшего из Индии. Ступы удивительно украшают ландшафты Тибета. По архитектуре ступы несколько отличаются друг от друга. Обычно они окрашены в белый цвет и очень символичны. В те времена, когда было запрещено антропоморфное изображение Будды, ступа символизировала просветление, то есть самого Будду. В настоящее время они символизируют весь космос.
Как правило, ступы располагаются не только перед монастырями, но и на караванных путях и в других местах. Созидаются они обычно на местах кремаций знаменитых духовных деятелей, высоких лам и святых. Туда вкладываются пророчества, молитвы, пожелания, реликвии буддийского мира, в прежние времена там хранились мощи святых».
Валл Маргарита. Журнал "Восход". 2010. № 6-7.
Назад в раздел