Сибирское Рериховское Общество            контакты          написать нам          (383) 218-06-71


Мысли на каждый день

Знание будет плодоносно там, где оно может быть воспринято.

Надземное, 245
"Мочь помочь - счастье"

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение
Живой Этики

Сибирское
Рериховское
Общество

Музей Рериха
Новосибирск

Музей Рериха
Верх-Уймон

Сайт Н.Д. Спириной

ИЦ Россазия
"Восход"

Книжный
магазин

Город
мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей:         
Книги:         


Образы просветления. Тибетская живопись танкха

* Фотослайдер листается щелчком мыши, изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

БОДХИСАТТВА МАНЧЖУШРИ

Фото 2

КОЛЕСО САНСАРЫ

Фото 3

ТАНКА ШАМБАЛЫ

Фото 4

МАЙТРЕЙЯ


11.08.2018 К дню рождения Юрия Николаевича Рериха, выдающегося учёного-востоковеда, в Музее Н.К. Рериха состоялось открытие обновлённой экспозиции тибетской живописи. Свою самостоятельную научную деятельность Юрий Николаевич начал, приняв самое активное участие в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом в 1923 – 1928 гг. В Восточных Гималаях. В княжестве Сикким — одном из древнейших очагов буддийской культуры — Юрий Николаевич начал собирать произведения тибетской живописи и продолжал заниматься этим всю жизнь. В 1925 г. в Париже вышла его книга «Тибетская живопись», которая стала первой в мире научной публикацией, посвящённой этой теме.

В экспозиции представлено несколько работ современных непальских художников, выполненных в разных техниках и стилях живописи танка. Одна работа, Колесо Сансары, была подарена Музею художником Николаем Дудко во время его персональной выставки в 2017 г.

Бодхисаттва Манджушри. По цвету фона танка делятся на многоцветные, красные, чёрные, золотые и серебряные; на этой танка центральная фигура и элементы пейзажа изображены на тёмно-синем фоне, что в некоторой степени уникально; возможно, в этом прослеживается влияние современных тенденций. Этим же можно объяснить и обильное использование золота, что сообщает созерцающему радостное и торжественное настроение. Манджушри, один из трёх наиболее почитаемых бодхисаттв, олицетворяет собой мудрость всех будд. Он сидит на лотосовом троне в позе ваджры. В правой руке Манджушри держит меч мудрости, рассекающий тьму невежества. В левой руке на уровне сердца — стебель лотоса, в его раскрытом цветке покоится книга мудрости — Праджняпарамита-сутра. Верующие обращаются к Манджушри с молитвами о вдохновении на изучение наук, о силе понимания и ясной памяти.

В танка Колесо Бытия, или Колесо Сансары (танка подарена музею художником Николаем Дудко), представлено учение о законе Кармы и механизме его реализации, которые Будда Шакьямуни постиг под древом бодхи. Сансара — это перерождение в изменчивом мире материальных явлений, где бесконечно, в различных исторических декорациях, прокручиваются по сути одни и те же сюжеты. В буддизме сансара ассоциируется со всем негативным, что приходится переживать человеку в этом мире, будь то рождение, болезни, старость, страдания, смерть. Противоположным сансаре является понятие нирваны — высшей цели всех живых существ, заключающейся в освобождении от всех негативных переживаний и от влияния закона Кармы.
На танка изображены три концентрические окружности. Во внутреннем круге — свинья, змея и петух, олицетворяющие три базовых переживания — невежество, гнев и страсть, лежащие в основе сансарического существования. Они приводят в движение «колесо бытия». Вокруг них представлены поток перерождений добродетельных людей и фигуры недобродетельных, которых демоны тащат в ад.
Следующий круг разделён, словно спицами Колеса, на пять секторов, где изображаются сцены жизни существ сферы желаний: миры хороших перерождений — богов, асуров и людей — и миры плохих — животных, голодных духов и обитателей ада. Внешний круг (обод Колеса) отображает порядок перерождения и символизирует буддийское учение о причинности (Пратитья самутпада), описываемое 12-ю звеньями цепи происхождения явлений в сансаре. Всё Колесо сжимает клыками и лапами Мара смерти — божество Яма, символизирующее страдание как главное свойство сансарического бытия.
Фигура Будды за пределами Колеса является символом освобождения от плена сансары и пути к нирване — полному освобождению от страданий, раскрытию всего творческого потенциала человека.

Танка Шамбалы. Шамбала в буддийском представлении — священное королевство на Севере, чистая земля, которая, в силу своей чистоты, недоступна для обитателей нашего мира. На танка изображён символический план страны, который уподоблен восьми­лепестковому лотосу. Страна окружена непроходимыми снежными горами. Внешняя область разделена на восемь частей реками, которые сходятся к центральному кругу гор, окружающих возвышенное плато, где расположена столица царства Калапа. В центре на лотосовом троне восседает король Манджукирти, являющийся эманацией Манджушри, потомком царя Сучандры, который получил Учение Калачакра (Калачакра - Круг времени, санскр.) непосредственно от Будды Шакьямуни.
Сведения о Шамбале идут из буддийских легенд XI в. Южной и Центральной Азии и распространены до настоящего времени, занимая важное место в буддийской культуре. Цари этой легендарной страны считаются хранителями Учения Калачакра. Легенда гласит, что, когда в мире наступит период глубокого упадка, царь Шамбалы со своим войском в ходе великой битвы одержит победу над силами зла и невежества и возвратит мир к гармонии и совершенству, и тогда вновь наступит Золотой век Учения.

Майтрейя. Танка выполнена в технике нюльтан (нюль - серебро): на прогрунтованный клеевой массой и мелом холст наносится слой чистого порошкового серебра, а затем при помощи заострённого агата продавливается рисунок. Танка современного непальского художника поражает изяществом линий и лаконичностью выразительных средств, сочетание золота и серебра гармонично выделяет из фона центральный образ и подчёркивает украшающие его детали.
Майтрейя — бодхисаттва, которого Будда Шакьямуни назвал буддой будущего и который явится на землю в конце данного мирового периода. Чтобы подчеркнуть скорое нисхождение Майтрейи с неба, его изображают сидящим на троне с опущенными ногами, как бы готовыми ступить на землю. В левой руке он держит стебель лотоса с распустившимся цветком, на котором находится Колесо — символ Учения Просветлённых, которое он должен будет вновь утвердить в этом мире. Имя Майтрейя переводится с санскрита как «Тот, кто есть любовь».

Статус(ы) выставки

► Работает в Новосибирске

История передвижений выставки

► г. Новосибирск. В постоянной экспозиции
Рассказать друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку