Учение Живой ЭтикиМузей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
Издательский центр
РОССАЗИЯ
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
МАЙ 2016
Актуально


Подписаться
Другие сайты СибРО


 

Музейная педагогика

Музейная педагогика
в помощь учебно-воспитательному процессу образовательных учреждений


В Новосибирском музее Н.К. Рериха в течение многих лет развивается направление «музейная педагогика». В рамках данного направления реализуются следующие виды деятельности:

Экскурсии для детей:

  • Экскурсии разработаны специально для детей, которые приходят классами и группами детского сада.
  • Встреча обычно начинается с показа небольшого фильма, затем экскурсовод знакомит детей с залами музея.
  • Кроме постоянной экспозиции картин Н.К. Рериха в музее действует выставка минералов, проходят передвижные выставки на различные темы.

Детские праздники в Музее Н.К. Рериха

  • Мероприятия, проводимые 1 сентября и 1 июня, посвящены детям.
  • Готовится специальная программа, каждый час показываются фильмы
  • Вход в музей в эти дни для детей, педагогов и родителей свободный.

Передвижные выставки репродукций картин, экспонирующиеся в музеях, выставочных залах, учебных заведениях:

Н.К.Рерих:

  • «Гималаи»,
  • «Древняя Русь»,
  • «Героическая серия»,
  • «Великие Подвижники Мира»;

С.Н.Рерих:

  • «Пейзажная живопись».

Выставки репродукций картин разных художников:

  • «Русские пейзажисты»,
  • «Великие Полководцы»,
  • «Пейзажи и цветы Алтая»,
  • «Славянские сказы»,
  • «Мифы Древней Греции»,
  • «Мифы и легенды Алтая».

Фотовыставка о космосе

  • «Путь в Нескончаемость».

Сотрудниками музея могут быть проведены открытие выставки или беседы во время её работы.

Издательство РОССАЗИЯ - детям:

Музей Н.К.Рериха - творческий культурный центр, при нём работает издательство, выпускающее книги для взрослых и детей. Например, в серию книг «Вечные ценности» вошли произведения мировой классики, которые могут быть использованы для внеклассного чтения.

Видеофильмы, слайдпрограммы, видеоуроки для детей:

В видеостудии Музея создаются видеофильмы и слайдпрограммы разнообразной тематики:

  • природа – мир – Вселенная;
  • подвижники и великие люди. (Леонардо да Винчи, Суворов и др.);
  • культура и охрана культурных памятников;
  • идеи патриотизма и сохранения мира на Планете.

В них отражены идеи красоты, добра, справедливости и созидания.

Фильмы демонстрируются в концертном зале на третьем этаже Музея. Вместимость зала около 120 человек. Он оснащён акустической системой и видеопроектором.

* Кроме показа фильмов во время экскурсий, в этом зале проходят конференции, концерты, различные творческие встречи. Часто выступают учащиеся консерватории, музыкального училища.

Список видеопрограмм Музея Н.К.Рериха для детей школьного возраста >>>

Посмотреть фильм "Сотрудники Звёзд".
В фильме звучат стихи о Вселенной и Космосе поэта Наталии Дмитриевны Спириной, дети делятся своими мечтами и мыслями о дальних мирах.

Загрузка плеера

Внеклассные занятия на этические и познавательные темы

Среди сотрудников музея есть педагоги с многолетним опытом работы в учебных учреждениях. Ими проводятся внеклассные занятия на различные темы как в музее, так и в школах, например:

  • Светочи Мира, герои и подвижники (Сергий Радонежский, Жанна Д’Арк, Александр Невский);
  • Великие художники (Леонардо да Винчи, А.И.Куинджи и др.);
  • Эпос народов мира (эпос алтайского народа);
  • О чистоте русской речи;
  • Чудеса воды (о чудесных свойствах воды, открытых учёными);
  • О Космосе и Вселенной;
  • Сокровища земли (о природных минералах, их свойствах);
  • Колокол Мира звучит над Планетой и др.

Возможные темы для внеклассных занятий:

  • Мировые религии, древние культуры и цивилизации.
  • Культура и мир – «Священные оплоты человечества».
  • «Осознание Красоты спасёт мир».

Патриотическое направление, связанное с «Колоколом Мира».

При Музее Рериха в 2009 году выстроена по инициативе и при участии администрации города Арка «Колокол Мира», и Новосибирск присоединился к международной миротворческой акции «Колокол Мира в День Земли». В России это пока единственное капитальное сооружение с действующим Колоколом Мира.

Колокол звучит по торжественным датам: День Земли, День мира, День Победы, День города, День знаний. К нему приходят целыми классами школьники, гости города, молодожёны. Со школьниками у Колокола проходят беседы о мире, созидании и любви к Отечеству.

В праздничные дни в мероприятиях, которые проводятся у Колокола администрацией города, участвуют мэр города, иностранные делегации, космонавты, ветераны войны, выступают музыкальные коллективы.

Приглашаем учебные заведения к сотрудничеству!

Адрес Музея Н.К.Рериха в Новосибирске: Ул.Коммунистическая, 38

Тел. 223-27-55 (видеостудия, издательство, выставочный отдел)

Написать письмо через форму обратной связи сайта

Презентация о музейной педагогике


Статьи по теме из журнала «Восход»

  • 07.01.2015 Сказка об одной Тайне
    Хотя наша история будет действительно об одной Тайне, но всё-таки начнём её с того, что мы до сих пор не знаем, кем же он был — этот маленький Грэн? Имел ли он родителей? Да и был ли он обычным ребёнком? Мы даже не знаем, сколько ему было лет, хотя могло оказаться, что не так уж и мало. Однако выглядел он весьма юно, поэтому имя «маленький Грэн» ему очень подходило. Самое необычное, что отличало Грэна от других, это его способность путешествовать не только по нашему — земному — миру, но и между мирами. Сколько существует миров — никто не знает, но это точно, что их много, очень много...
  • 28.01.2015 СЫН КОСМОСА
    Светили звёзды на небе, одна другой ярче — много звёзд. Летали между ними быстрые кометы, стараясь своими огромными светящимися хвостами не задеть ни одной из множества прекрасных звёзд. Вращались галактики — огромные спирали, населённые бесчисленным количеством созвездий, рождались и новые галактики, очень красивые, разные, ведь ничто в Космосе не повторяется. Иногда проносилась по небосводу падающая звезда — это сам Космос посылал её принести помощь туда, где в ней очень нуждались...
  • 30.11.2015 ШАГИ НОВОГО ВЕКА
    Приветственное слово на школе-семинаре «Дети и Живая Этика». 24 – 26 июня 1994 г.
    Год назад мы положили начало небывалому делу — преподаванию Живой Этики детям. Мы дерзнули на это в силу явно созревшей необходимости. Сегодня мы собрались здесь, чтобы узнать, как мы продвинулись в этом небывалом деле за год. Причём теперь насыщенность времени во много раз увеличилась, события уплотнились до предела выносимости. Буквально каждый день приносит нечто новое, такое, какого ещё не бывало и прогнозировать которое нам не дано. Шаги наступающего Нового века становятся слышнее с каждым днём, с каждым часом; они раздаются всё грознее и радостнее.
  • 10.06.2015 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЕЕВ. «Ощущение нужности Мира и тебя в Мире»
    Международная акция «Музейная ночь», пришедшая в Россию чуть больше десяти лет назад, быстро приобрела популярность. Майским субботним вечером музеи продляют свою работу допоздна, а при возможности и до утра, встречают гостей специальной программой. По этому примеру уже третий год проходит и апрельская «Библионочь». Музей Н.К. Рериха участвует в акции с 2009 года. В нынешнем мае программа праздника как бы объединила музейные и библиотечные мотивы.
  • Знамя Мира над Уймонской долиной. Март, 2014 26.04.2014 ПУСТЬ СИЯЕТ ЗНАМЯ МИРА!
    Иногда, проходя по Музею Н.К. Рериха, можно наблюдать такую картину: посреди зала стоит стайка малышей, чуть ли не вплотную прижавшись к экскурсоводу. Дружно подняв головы, они впервые в жизни смотрят на белое полотнище с тремя красными сферами в окружности. Удивлённо разглядывают они это самое доброе в мире Знамя, которое защищает всё лучшее, что есть на Земле.
    Каждый экскурсовод сам решает, как именно рассказать детской аудитории об этом Вселенском символе...
  • Сухомлинский 01.01.2014 16:59:00 «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ». К 95-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского. Часть 2
    В.А. Сухомлинский оставил большое литературное наследие. В книге «Рождение гражданина» отразился опыт тридцатилетней деятельности выдающегося педагога. Василий Александрович делится здесь своими мыслями о том, как воспитать у ребёнка интерес к знанию и стремление к красоте, как научить его трудиться с радостью и вызвать желание стать высоконравственным человеком.
  • 23.11.2013 «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ». К 95-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского
    А.А. Резванцева, Л.А. Толстихина, Л.Ф. Кашеутова
    В этом году, юбилейном для великого педагога В.А. Сухомлинского, в Музее Н.К. Рериха в рамках педагогической секции СибРО состоялось две встречи, посвящённые этому выдающемуся человеку и его наследию. Предлагаем вашему вниманию часть выступлений, прозвучавших на этих встречах (приводятся в сокращении).
  • 24.08.2013 Притчи, поучительные истории из книги Н.К. Рериха «Сказки, легенды, притчи»
    ...Звучит рассказ об одном пятилетнем тибетском мальчике, который неоднократно, неудержимо уходил в какой-то свой дом. Малыш одевался как бы в дорогу. Привязывал себе на спину запас пищи и священную книгу, а затем находил удобный момент исчезнуть из дому. Когда же бросались его искать, то находили идущим по горным тропинкам. Его пробовали возвращать домой. Ему говорили, что он должен вернуться в дом свой. Но мальчик уверял, что он именно идёт в свой настоящий дом, что дом, где он жил до сих пор, не его дом и что он должен спешить в свой настоящий дом, где он должен остаться. Мы проезжали это место как раз во время четвёртого ухода этого мальчика и не знаем, чем это кончилось в будущем.
    Во всяком случае, это было какое-то непреодолимое влечение, и, весьма возможно, что если оно осталось бы невыполненным, то малыш засох бы, как цветок без влаги. Изумительно было наблюдать, что пятилетний мальчуган так серьёзно толковал о своём настоящем доме, в который он должен дойти.
  • 26.04.2013 «Наша главная задача — формировать человека Будущего»
    Заседание педагогической секции, прошедшее 22 декабря, было итоговым в 2012 году. Первая часть встречи была посвящена школе будущего: каким будет человек новой эпохи, какая система воспитания сможет подготовить к ней детей — эта тема волнует сегодня всех.
    Ведущая Людмила Александровна Толстихина открыла встречу такими словами: "Говоря о школе будущего, мы пытаемся приложить наши мечты к жизни и понимаем, что в этих школах будут обучаться совсем другие дети. Их воспитание и обучение потребуют новых методов — старые приёмы, вроде бы проверенные, сейчас уже не срабатывают или не дают желаемых результатов. Авторитарные методы уходящего века не годятся, нам нужно искать новое в методике, взяв из прошлого всё лучшее. Мы говорим о педагогике Света, значит, и методы нужно найти исключительно светлые".
  • 26.04.2013 ШКОЛА*
    «Нововведения во всех областях науки и в школах необходимы. Со старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. С одной стороны, надо искоренить все ненужные нагромождения, с другой — нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя современные достижения. Слишком много лет проходит сейчас, пока достижения лабораторий, исследования и открытия доходят до школы и народа. Нужно при школах устроить информационные отделы с популярным изложением новейших достижений».
  • 03.04.2013 ПРАЗДНИК ТВОРЧЕСТВА
    1 и 2 марта в клубе села Верхний Уймон (Респуб­лика Алтай) прошла ставшая уже традиционной весенняя выставка детских художественных изделий «Города Мастеров» — учебного центра, организованного Сибирским Рериховским Обществом для обучения сельских детей прикладным ремёслам. В настоящее время развиваются пока два направления: резьба по дереву и урало-сибирская роспись. Занятия по резьбе ведёт ученик В.Н. Лихачёва Владимир Романов — местный житель, недавно вернувшийся из армии. Урало-сибирской росписи детей обучает сотрудница СибРО Ирина Ивановна Сереброва.
  • С.Н. Рерих. ДЕВОЧКА ИЗ ПЛЕМЕНИ ГАДДИ. 1942 25.11.2012 16:00:00 ДЕТЯМ О ЗАКОНЕ КАРМЫ
    Помочь детям обрести твёрдые жизненные основы — одна из важнейших задач воспитания. Исключительно важно, чтобы личность стремилась быть нравственной не благодаря внешним запретам или принуждениям, а в силу собственного внутреннего влечения.
    Как дать детям начальное представление об основных космических законах, в частности о законе кармы, как пробудить в них желание творить добро — об этом шёл разговор на заседании педагогической секции в Музее Н.К. Рериха 29 сентября 2012 года.
  • 24.02.2012 «ВЕЛИКИЙ ЗАКОН ЧЕЛОВЕЧНОСТИ»
    Коснёмся идеи воспитания детей с помощью коллектива — так называемых коммун. Слово "коммуна" появилось в средневековье, это были горожане, которые поклялись стоять насмерть, но добиться для своего города свободы от власти феодала. То есть "коммуна" — это союз людей, верных друг другу и какой-то высокой цели.
  • 28.01.2012 КУЛЬТУРА — ПОЧИТАНИЕ СВЕТА
    В ноябре 2011 года в Музее Н.К. Рериха прошло очередное заседание педагогической секции, на котором состоялся разговор на тему, как говорить детям о Культуре. Начинался этот разговор словами Николая Константиновича Рериха: «Если от колыбели слышать о добре, то ведь оно и останется руководящим началом».
  • 28.10.2011 «ПЕДАГОГИКА СВЕТА»*
    В любом деле есть первопроходцы, их ответственность велика, а в деле воспитания нового поколения тем более. Наталия Дмитриевна взяла на себя такую ответственность. Она заложила основы педагогики Света.
  • АНГЕЛЫ — ВЕСТНИКИ СВЕТА И ДОБРА
    Вся наша Вселенная — от малой былинки до огромных галактик — наполнена жизнью, которая пульсирует в каждом атоме и каждом луче света, подчиняясь разумным и вечным Законам. В космических просторах встречается бесчисленное множество непостижимых для нашего сознания форм жизни. Несомненно, что где-то существуют такие прекрасные Миры, которые мы можем представить себе только в самых высоких мечтах.
    Давайте приоткроем одну из страниц великой Книги Жизни — той Книги, где хранятся знания обо всей Вселенной, и прикоснёмся к миру удивительных Небесных существ — Ангелов.
  • «Ко всей Вселенной мы причастны»
    «Неведомые, с вами говорю!» — такими словами начинается одна из поэтических жемчужин Наталии Дмитриевны Спириной. Эти стихи обращены ко всем тем, кто готов откликнуться сердцем на призыв поэта «в сиянье Красоты облечь наш мир земной».
    Размышления детей, которые впервые соприкоснулись со стихами Наталии Дмитриевны, глубоки и неподдельны. Искренняя вера молодых жителей нашей планеты в Добро и Красоту, в одухотворённость Природы и братство людей, в единство всего живого во Вселенной, стремление к идеалу, к прекрасным и благородным целям позволяют их душам ощутить созвучие с высокой поэзией автора.
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ
    25 сентября в Музее Н.К. Рериха состоялось занятие педагогической секции Сибирского Рериховского Общества на тему «Милосердие и сострадание в свете Учения Живой Этики». Собравшись в каминном зале Музея Н.К. Рериха, педагоги, родители, экскурсоводы обсуждали сложные вопросы: как воспитывать в детях сострадание и можно ли этому научить? что важнее — самому стремиться проявлять его в жизни или говорить о милосердии с детьми? как учить детей проявлять высокие духовные качества, зная о собственных несовершенствах?..
  • МЕДВЕДЬ. Сказ о Святом Сергии
    Звук отдалённо напоминал стук дятла, но в нём было что-то особенное и непривычное. Что-то новое вторглось в лесную жизнь. Медведь решил разведать. Он лениво поднялся и не торопясь, вперевалку, пошёл по направлению звука. По мере его продвижения к цели стук раздавался всё громче и отчётливее. Наконец медведь вскарабкался на холм, деревья стали редеть и расступаться. Осторожно просунув морду сквозь заросли кустарника, он увидел на открывшейся перед ним небольшой поляне необычную картину. Над свежесрубленным большим деревом стоял, нагнувшись, Человек с топором в руке и обрубал ветки, очищая ствол.
  • «МИР — ЛУЧШЕЕ, ЧТО ЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ»
    В наше непростое время в адрес молодёжи зачастую можно услышать нелестные слова. Но, пообщавшись с юными философами из школ Новосибирска, мы убеждены: если есть такие дети, то будущее нашей страны светло и прекрасно!
  • ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО на школе-семинаре «Дети и Живая Этика»
    В июне 1993 года Сибирским Рериховским Обществом была проведена первая общественно-научная педагогическая школа-семинар «Дети и Живая Этика». Около 250 человек из 40 городов и сёл России и стран СНГ собрались в Новосибирске, чтобы обсудить животрепещущие проблемы воспитания в детях красоты слов, поступков и мыслей и обменяться опытом. В последующие годы было проведено ещё три школы-семинара. Наталия Дмитриевна Спирина считала, что «каждая крупица принесённого опыта работы с людьми будущего века бесценна в перспективе её роста и развития»...
  • «Огромная благодарность за служение Великому и Вечному...»
    В начале этого года мне представилась возможность осуществить поездку в Ярославль к давним друзьям, работающим в тесном контакте с Сибирским Рериховским Обществом и фактически являющимся нашими представителями в своём городе. Краткие публикации о работе этой группы уже появлялись в журнале «Восход», а сейчас, побывав у них и «один раз увидев», мы понимаем, что необходимо рассказать полнее об их очень результативной культурно-просветительной деятельности. Думаем, что опыт ярославцев будет полезен многим, и в первую очередь тем, кто подобную работу только начинает или стремится к этому.
  • ТРУД, ПРИБЛИЖАЮЩИЙ МЕЧТУ
    Все юные резчики, несмотря на загруженность в школе, постоянно трудятся — не только во время учебного года, но и на каникулах. Усердно оттачивают своё мастерство Иван Казанцев, Владимир Романов, Анатолий Клименко, Владимир Иванов. Они начали с самых простых работ, а сейчас уже украшают резьбой навесные шкафы, большие блюда и сундучки.
  • Открытие Дома культуры в селе Верхний Уймон
    27 ноября в Верхнем Уймоне состоялось важное и радостное событие — долгожданное открытие сельского Дома культуры после основательного ремонта, в результате которого клуб засиял свежими красками и обрёл новую жизнь. В 2006 году сотрудники СибРО решили помочь уймонцам и отремонтировать клуб своими силами и средствами...
  • ДАР
    Открывая в журнале страничку детского творчества, предварим её словами из Учения Живой Этики: «Пусть дети чаще возносятся мечтами туда, где им будет хорошо». «Пусть дети почуют, что они уже могут самостоятельно творить прекрасное. Среди каждого обихода можно наблюдать взлёты детской мысли». Как радостно, когда ребёнок может почувствовать, «что можно и должно сотворить нечто необычное и кому-то полезное».
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «...Неделима область духа от физических законов»
    Физика — это наука о природе, а что есть природа, как не сама жизнь. Следовательно, законы физики есть отображение законов жизни на материальном плане, а значит, если провести аналогию и обобщение, то с помощью этих законов можно показать реальность основ Учения Живой Этики и подвести детей к их пониманию. Приучая учеников мыслить в таком направлении, можно постепенно научить их самостоятельно находить аналогии, и для них физика станет наукой понимания действительности.
  • «ПОХОД ИГОРЯ»
    Во время Второй мировой войны Николай Константинович Рерих трудится над созданием ряда картин, которые можно объединить в героическую серию: «Александр Невский» (1940), «Богатыри проснулись» (1940), «Ковка меча» (1941), «Победа» (1942), «Настасья Микулична» (1943). В 1942 году он написал картину «Поход Игоря».
  • ГОРЯЧЕЕ АЛТАЙСКОЕ ЛЕТО–2008
    Изнуряющая жара, стоявшая этим летом на Алтае, никак не сказывалась на потоке посетителей Музея Рериха. В некоторые дни число экскурсантов достигало 190 человек. Иногда в Музее и летнем выставочном павильоне одновременно работали четыре экскурсовода. Картина, обычная для летнего сезона и повторяющаяся из года в год: у ворот во дворе стоят спортивные велосипеды, лежит гора рюкзаков. Вдоль улицы — вереница машин: здесь и транспорт туристических компаний, гружённый специальным снаряжением, и комфортабельные автобусы, доставившие иностранных туристов, а уж микроавтобусы и легковые автомобили сменяют друг друга с утра до позднего вечера.
  • НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК АЛТАЯ
    Перед зрителями проходит парад участников празд­ника. Его открывает делегация Горно-Алтайска, столицы Республики Алтай, во главе колонны — мэр города Виктор Александрович Облогин. Под аплодисменты зрителей проходят делегации Майминско­го, Турачакского, Чемальского, Улаганского и других районов, возглавляемые руководителями админи­страций. В Республике Алтай один город и десять районов, и все прислали своих представителей на Эл Ойын.
  • АЛТАЙСКИЕ ВСТРЕЧИ
    В конце школьных каникул из Горно-Алтайска в Верхний Уймон приехал Министр культуры Республики Алтай Владимир Егорович Кончев с Алтайской студией мальчиков, которой он руководит, а также танцевальная группа «Хрусталёк» из Усть-Коксы. Много личного времени уделяет он воспитанию юных талантов и привитию молодёжи интереса к культурным традициям алтайского народа. Открывая концерт, Владимир Егорович сказал о необходимости сохранения всего лучшего, что создано народом. Отмечая особое значение Уймонской долины, он сообщил, что решением правительства Республики Алтай в Усть-Коксинском районе будет постоянно, раз в два года, проводиться межрегиональный фестиваль «Родники Алтая».
  • ЗАМЕТКИ ОБ АЛТАЕ
    Какая была тишина, когда они смотрели видеофильм студии СибРО «Жизнь Космоса»! Затем обсуждали увиденное. Детей восхитили красота и гармония, царящие в Космосе. На вопрос, как они считают, есть ли жизнь на других планетах, — ответили дружно, не задумываясь: «Есть!» На некоторое время наступила тишина, и в этой тишине раздался тихий, задумчивый голос мальчика: «Хотя учёные об этом ничего не говорят». «А вот об этом скажете вы, — говорю им. — Когда подрастёте, наука шагнёт далеко вперёд, усовершенствуется техника и вы будете летать на другие планеты, изучать законы Космоса и обязательно обнаружите жизнь, другие цивилизации». И в широко распахнутых глазах я увидела готовность хоть сейчас лететь на любые планеты.
  • «ПОНЕСЁМ ВЕСТЬ О КРАСОТЕ...»
    Летом минувшего года сотрудники Музея Н.К.Рериха в Новосибирске познакомились с материалами о Борисе Николаевиче Абрамове, собранными в Венёве, и тогда ясно почувствовалось, что город, давший приют Борису Николаевичу в последние одиннадцать лет его жизни, прочно входит в планы культурной деятельности Сибирского Рериховского Общества и его филиалов.
  • ЗИМНЕЕ ЧУДО АЛТАЯ
    Летят стремительно дни, наполненные работой и впечатлениями. С утра надо наколоть дров, истопить несколько печей, наносить воды, приготовить обед и не снижать ритма основного труда и в Музее, и в подшефном сельском клубе, где производится ремонт.
  • НАШИ ПОМОЩНИКИ
    Н.Д.Спирина говорила, что нужно рассказывать детям про Ангелов, Святых и Подвижников, дети должны знать примеры из Их жизни, что детям всё это очень близко и понятно, если с ними говорить на их языке, показывая прекрасные изображения, созданные великими художниками. В 2000 году в издательстве СибРО вышла книга «Силы Небесные», составленная Н.Д.Спириной. В том году Наталия Дмитриевна часто говорила об Ангелах и Их помощи нам, о том, что Ангелы — это наши ближайшие помощники и посредники между нами и самым Высшим.
  • КЛЮЧ В СТРАНУ КУЛЬТУРЫ И ЗНАНИЯ
    Наша Рериховская группа продолжительное время работает с выставками репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов в областной филармонии г. Ярославля. Как-то на выставке ко мне подошла женщина и спросила: «Не можете ли вы побывать в нашей школе? Мы находимся далеко от города, возможности вывезти детей куда-либо у нас нет. А нам очень понравилась ваша выставка». Это была директор одной из сельских школ под Ярославлем. Мы откликнулись, и вот уже два года я веду в школе уроки истории Культуры, для которых были отданы классные часы.
  • ДРУГА СЕРДЦЕ ЗНАЕТ
    Семён сочиняет стихи, а несколько лет назад он заговорил о «Четвердии» — стране, откуда он пришёл на Землю. «Он давно говорит, что он — ''четвердиец'', это очень красивая страна, где много гор. Семён постоянно рассказывает ''четвердийские истории''». Некоторые истории Семён записывает в тетрадь, сопровождая рисунками. Их тематика самая разнообразная — в них говорится о замках, о волшебных свитках, о восстании, которое вызвало извержение магмы; мальчик рассказывает и о «четвердийском» языке, на котором он когда-то разговаривал и на котором имя мамы звучит совсем не так, как на русском.
  • Здравствуй, «АЛТАЙ»!
    Во время репетиции и подготовки к концерту происходит знакомство с сотрудниками Музея; многие из них впервые видят алтайские музыкальные инструменты, и ребята с удовольствием знакомят с ними всех желающих. На вопрос «на каком инструменте вы играете?» — мальчишки отвечают: «на всех», — и начинают перечислять: топшуур, ядаган, икили, ко-мус, шоор, кабас — и с готовностью показывают, как они звучат. Вся сцена концертного зала заполнилась инструментами для предстоящего выступления.
  • ГОЛОСА ДРУЗЕЙ
  • «МЫ ВСЕ ИДЁМ ВМЕСТЕ...»
    Вести с мест.
    ...В декабре мы открыли две выставки — в селе Алтайском и селе Ая. В краеведческом музее с. Алтайского открыта выставка акварелей А.П.Веселёва, которая очень тепло была встречена местными жителями. За четыре года сотрудничества с музеем сельчане уже привыкли, что здесь периодически проходят культурные мероприятия. За это время к музею был пристроен выставочный зал Н.К.Рериха. Недалеко от села находится знаменитый курорт Белокуриха, откуда часто приезжают отдыхающие, чтобы посмотреть местные достопримечательности. Этим летом в Алтайском побывал министр культуры России А.С.Соколов. Он познакомился с музеем, залом Рериха. Позднее А.С.Соколов в своём телеинтервью упомянул об этом посещении.
  • «Мы приходим к миру Красоты»
    Н.Д.Спирина говорила, что начинать воспитание красоты «можно с тех простых средств, которые у нас под рукой». Вначале мы с детьми рассмотрели предметы, сделанные руками: вышитые салфетки, шаль с яркими красными цветами. Дети любовались этими вещами, трогали их. Потом они стали находить цветы и цветочные узоры на окружающих предметах: на одежде, расписных столиках, фарфоровых тарелочках, и было видно — им интересно. Красота, сотворённая людьми, их радовала.
  • ЗАВЕРШАЯ ГОД
    Завершился ещё один год нашей совместной работы — очень трудный, необыкновенно напряжённый, но во многом победный для наших общих дел 2006 год. Ежемесячно на наших встречах — «круглых столах» — мы рассказывали о работе СибРО и Музея Н.К.Рериха. Кратко подведём итог тому, что сделано за этот год.
  • МАГНИТ АЛТАЯ
    Не миновали нас и работники телевидения. Приезжала съёмочная группа Центрального телевидения за материалами для своей передачи. Через некоторое время появилась ещё одна группа от частного канала, возглавляемая достаточно известной телеведущей, собирающей материалы для авторской передачи. К сожалению, вопросы и одних и вторых были такого рода: «Рерихи искали Шамбалу, как вы полагаете, они нашли её? Могли они найти её на Белухе? Почему внезапно экспедиция была вынуждена покинуть Верхний Уймон?». Увидев наши недоумённые лица, они настойчиво продолжали: «А давайте пофантазируем на эту тему! Ну почему невозможно, давайте попробуем!». Грустно было видеть, что люди, имеющие выход на самую широкую аудиторию, считают возможным говорить о Рерихе, не познакомившись с его трудами. Думаем, им будет нетрудно найти тех, кто с удовольствием захочет «фантазировать» на предложенные темы, а потом эти мнения прозвучат в эфире и будут многими приняты как достоверные сведения.
  • «Формировать человека Будущего»
    Мы должны всеми силами думать о том, чтобы сохранить мир на Земле, думать о молодом поколении и воспитывать тех, кто придёт нам на смену. Это чрезвычайно важно, потому что нужно иметь кадры. Но часто как бывает: всё подготовлено, а кадров нет. Нужна замена, что-то нужно передать, а подходящего человека нет. Поэтому нужно прежде всего создавать молодые кадры. И мне хотелось бы, чтобы в Сибири были школы, которые подготавливали новое поколение. У нас в Бангалоре есть одна такая школа. Это школа имени Ауробиндо Гхоша. Она была основана в 1967 году последователями его идей. Я всегда интересовался её просветительской работой...
  • ЗДРАВСТВУЙ, АЛТАЙ!
    ...И вот наступило солнечное утро — морозно, трава белая от инея. Ждём. Уже слышны детские голоса: это первая группа шестилеток, они идут парами — важные. Синие тапочки (бахилы), которые мы им надевали поверх обуви, удивили их; сидя на лавке, они радостно шелестели ножками.
        После просмотра видеофильма «Зелёные гости» дети оживились, теперь можно идти к картинам. Говорим о Сергии-Строителе: слушают внимательно, смотрят радостно и задают много вопросов. Детские глаза часто видят гораздо больше, чем мы думаем, и вопросы их неожиданно глубоки. Благодаря детям, Музей наполнился особым ощущением радости, Он как бы ждал этих маленьких людей и был им очень рад.
  • Наталия Дмитриевна Спирина о музыке. I.
    Когда живёшь по Живой Этике, то ко всему отношение совсем иное; это не были просто казённые ученики, которых я обязана учить, — это были дети, близкие мне. Потому что Живая Этика — это близость всех во всём, всё едино: «Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я». Это были мои детишки, я их жалела, понимала, что им очень трудно, ведь даровитых детей мало, большинство из них очень среднего уровня. Им так трудно было сесть прямо, поставить пальцы правильно, смотреть в ноты, считать, играть. Я понимала, как им это трудно, но план-то надо было выполнять. Я их жалела, иногда и повеселю немножко. Один ученик — недавно я его встретила, у него уже свои дети, — он говорит: «Вы были добрая и весёлая». Вот это им всем очень импонировало. Но это веселье, конечно, было очень требовательное.
  • Всем, что умею, я обязана моему дорогому наставнику
    Наша совместная работа с детьми приносила радость от общения: мы говорили о Наталии Дмитриевне, читали её стихи, сказы. Полная тишина воцарялась после прослушивания сказа «Медведь». Когда издали повесть-сказку «В Стране, где всё возможно», мы читали её с учителем вслух во время классного часа, потом обсуждали. Каждый хотел поделиться своим мнением. С этими ребятами мы говорили о богатстве духовном и физическом, о счастье, о красоте, о космосе, о высоком качестве труда. Часто я задавала вопрос — о чём бы ребята хотели услышать при следующей встрече? И вот в конце учебного года они сказали: «Давайте поговорим о том, как стать лучше». Музыкой прозвучали для меня эти слова. Я тут же позвонила Наталии Дмитриевне. Она очень обрадовалась, что к вопросу о совершенствовании дети пришли сами, без навязывания.
  • ТРУД*
    «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Сколько раз это мудрое речение употреблялось и сколько раз оно толковалось ложно. Каждый пытался пояснять значение труда по-своему. Сапожник понимал, что труд это есть сапожное дело, кузнец в себе знал, что истинный труд заключён в кузнечном молоте. Жнец потрясал серпом, как единственным орудием труда. Учёный, естественно, понимал, что труд в его лаборатории, а воин настаивал о труде военных познаний. Конечно, все они были правы всегда; но, судя в самости, они прежде всего хотели понять о себе, а не о другом.
  • Влияние этнической культуры старообрядцев и поздних переселенцев Уймонской долины на духовно-нравственное становление личности*
    «Ранний период заселения Алтая русскими начинается на рубеже 17 – 18 веков. Усть-Коксинский район — наиболее самобытный район Республики Алтай, где сохраняется древняя русская культура, а Верхний Уймон — одно из самых старых поселений Алтая. Официальная дата его основания — 1786 год, хотя старожилы утверждают, что ему больше 300 лет». Материальная и духовная культура старообрядцев и переселенцев Уймонской долины впитала в себя всё многообразие древнеславянского, православного русского народа и сохранила все старые церковные традиции и обряды, пришедшие вместе с христианством из Византии ещё при крещении Руси в 988 году.
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ «Детям о дальних мирах»
    Дети встречаются разные: одним не надо приводить никаких аргументов, что в Космосе всё живо и мы не одиноки во Вселенной, они просто не представляют, как может быть иначе. А есть такие, которые всё отрицают; этим ребятам можно сказать: «Наша галактика называется ''Млечный Путь'', в ней 400 миллиардов звёзд, и если ни на одной из них нет жизни, то сколько пропадает пространства!» Надо обязательно разъяснять, особенно маленьким, что жизнь многообразна и может быть выражена в разных формах; надо прививать желание наблюдать за природой с самых малых лет. Как сказано в Учении Живой Этики: «Пусть чаще человек представляет себя частицею Вселенной. Он может, поистине, присоединить свои энергии к великому Мирозданию».
  • Встречи с новыми друзьями
    1 июня Музей Н.К.Рериха встречал долгожданных гостей — детей из далёкого горно-алтайского села Верхний Уймон, где в 1926 году останавливался со своей экспедицией Н.К.Рерих. Сотрудники Музея давно готовились к этой встрече, продумывали — какие слайдпрограммы показать детям, о чём рассказать, куда сводить их. Для девочек и мальчиков, приехавших сюда со своей учительницей музыки, это было первое большое путешествие. Они выросли вдали от городов, среди первозданной красоты горных вершин, лесов, рек и цветущих лугов, там, где сохранена любовь к окружающему миру, к традициям своих предков.
  • ЖИЗНЬ МУЗЕЯ
    22 апреля в Музей приехала группа детей из села Алтайское (Алтайский край), которые не только осмотрели Музей, но и сами показали литературно-музыкальную композицию «Звёздам навстречу». Это мероприятие прошло в рамках работы педагогиче­ской секции СибРО, которая 23 апреля провела очередную встречу на тему «Детям о дальних мирах».  В этот же день на закрытии выставки «Алтай. Ступени грядущего» профессором искусствоведения из университета штата Оригон (США) Э.Якобсон была проведена лекция с показом слайдов.
    Главным событием апреля было празднование 70-летия Пакта Рериха...
  • «Учить и любить — явление милости Бога»
    С самого раннего возраста Наталию Дмитриевну окружала музыка, которую она очень любила. С 7 лет начала обучаться игре на фортепиано. Она вспоминала: «Я училась на старшем курсе, и у нас уже была педагогическая практика. Нам давали отстающих учеников. Мы репетировали, а затем приводили к ведущему педагогу, и та проверяла, как мы их учим. Это дало мне очень большой навык к преподаванию, а потом я имела и своих личных учеников». «Мне хотелось преподавать. Мне хотелось передать детям то, что я поняла, что я полюбила, чтобы и они полюбили музыку. И это было так радостно, когда ребёнок приходит, сначала пальчиком пошевелить не может, а потом вдруг из-под этих пальчиков начинают звучать какие-то пьески. Родители в восторге, ребёнок ещё пуще, и все радуются. Я всегда считала, что музыку надо преподавать радостно».
  • Новые издания СибРО
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Нужно с малых лет привыкать к постоянному труду»*
    Самое главное — дать возможность ребёнку действовать как взрослые «как большие» не ограничивать его в желании что-то сделать самому. Пусть в самом раннем возрасте у малыша будет поручение, за выполнение которого только он ответственен. Это должно быть дело, которое поручено только ему, и только он должен его выполнять: убирать свою одежду, стирать носовые платочки, раскладывать столовые приборы, поливать цветы, или что-то другое, посильное для ребёнка.
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Ты всё можешь» — первая формула образования
    Воспитанием детей на трудностях занимается истинная педагогика. Если убираются преграды, то останавливается развитие ребёнка. Задача взрослых заключается в создании условий для возникновения желания, то есть «хочу», затем нужно помочь ребёнку справиться с препятствиями. Эта помощь не заключается в преодолении препятствий за него, а только лишь в указании примера и в поиске путей к достижению желаемого результата. В психологии существует понятие «зоны ближайшего развития» — это будущее достижение, которое сейчас (в настоящем) недостижимо, но с помощью взрослого оно будет достигнуто.
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Детям о книге»
    Нельзя заставить человека полюбить книгу и понять её. Никто за нас не устроит нашу судьбу — ни человеческую, ни читательскую. Отношения с книгами могут сложиться по-разному: далеко не всякий человек, обученный грамоте, становится читателем. Есть люди, которые выросли среди книг и могли бы каждый день снимать с полки замечательные издания Пушкина или Данте, но они не делают этого. Зато другие берут в руки маленькую брошюрку так, как будто это и есть открытие мира. Есть те, кто слышит каждое слово, каждый звук, каждый вздох в стихотворной строке, и те, кто вообще ничего не слышит.
  • «ПОЛЮБИТЕ КРАСОТУ ЗВУЧАНИЯ»
    Когда рассказываешь о фоносемантике школьникам, они увлекаются этой темой, задумываются о том, что они произносят. Ведь это уже не просто «морализаторство»: мол, не говори плохих слов, потому что так нельзя. Это уже наука. А уж если у педагога есть возможность самому посчитать значения имён или каких-то слов, то тема захватывает детей надолго. Они приносят листочки со своими именами, обнаруживают, что полные имена часто звучат благороднее, светлее, чем всяческие сокращения. И у кого-то мысль о значимости произносимого остаётся в сознании и даёт ко времени свои добрые ростки.
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Ароматический аспект Вселенной»
    ...Было удивительно, что такое малое создание может одарить необыкновенной радостью. И ещё у цветка был особый язык, которым он разговаривал, — это запах. Каждым лепестком, каждым листочком он выражал свою радость. Наступил такой момент, когда роза должна была отцвести. Стали вянуть лепестки; они почти поникли, но почему-то аромат оставался таким же стойким и свежим. И когда хозяйка заглянула в середину цветка, она увидела там распустившийся новый цветок, ярко-розовый, пахучий, только лепестков было всего пять. Цветок в цветке. Разве это не чудо, и разве это не радость, подаренная цветком любимой хозяйке?
  • СИНТЕЗ ЖИЗНИ. К вопросу о культурно–образовательных идеях Н.К. и Е.И.Рерих
    Центральное место в системе педагогических принципов Н.К. и Е.И. Рерих занимают вопросы духовно-нравственные: воспитание сердца, чувств, способности к подвигу. Особое значение в этом процессе придаётся воспитанию любви к Родине. «Для того, чтобы любить Родину, нужно познать её», — писал Николай Константинович в своём «Завете» в 1939 году. Не представляется возможным даже кратко обозначить все составляющие этой поистине грандиозной культурно-образовательной системы, чью суть Елена Ивановна определяла так: «Духовность, Подвиг, Красота — эта троица вмещает в себя всё».
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Стихи касаются лица»
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Музыкой процветаем и утончаемся»
    «Зная о значении радости, я старалась, чтобы мои занятия музыкой с детьми были для них радостными; если ребёнок входил в мой класс на урок без улыбки, я ставила это себе в вину, и именно в том, что мне не удалось до сих пор сделать эти занятия для него привлекательными. Когда в дневнике приходилось ставить оценку, я всегда спрашивала ученика — как он сегодня играл, хорошо ли приготовился; и обычно ученик сам честно сознавался в том, что плохо приготовил урок, и понимал, почему получил отрицательную оценку. Также я старалась, чтобы ученик понял, что когда он играет хорошо, он не только зарабатывает хорошую оценку, но и доставляет удовольствие другим, становится для них привлекательным».
  • Книжная полка
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Искусство есть стимул к возрождению духа».
    Общаясь с красотами природы и искусства, человек заметно или незаметно для себя утончается. Его уже не привлекают, а скорее отталкивают грубые проявления земного быта — резкие голоса, ругань, безвкусица в одежде, манеры, "музыка" в кавычках. Строящий свою жизнь на Красоте "строит в созвучии с Высшими Законами Космоса. Красота — критерий безошибочный. Красота — значит гармония и созвучное сочетание элементов, входящих в построение. На примере цветущей розы можно видеть уявления такого созвучия. Такой же гармонической и прекрасной может быть и душа человека".
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Природа – самая доступная форма воспитания прекрасного»
    У алтайцев особое бережное отношение к природе. Они обожествляли горы, деревья, реки. Считалось, что вода и огонь очищают человека, обновляют его; что вся живая природа способна мыслить и чувствовать. Поэтому не позволялось без надобности срезать и ломать ветки: «Это дереву больно». Сломать ветку цветущей черёмухи считалось смертным грехом. В Учении Живой Этики сказано: «...Земные цветы — единственная связь живая земли с небом».
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Цвет, окружающий ребёнка»
    Основная идея колористики заключается в том, что цвет влияет на человека психологически и психофизиологически. Посмотрев пристально на какой-нибудь цвет несколько минут, человек может почувствовать не только изменение своего самочувствия и настроения; может измениться температура тела, частота дыхания и ритмика сердца. Но каждый человек реагирует на один и тот же цвет по-своему. Для изучения характера и эмоциональных состояний человека М.Люшер и Х.Фриллинг в середине прошлого столетия изобретают цветовые тесты.
  • ОСМЫСЛЕНИЕ
  • ПОМЫСЛИТЬ О ДОБРЕ
    Соревнование. Это понятие преследует ребёнка с самого раннего детства: кто лучше всех вымыл руки и быстрее съел кашу — в детском саду; кто достиг рекордно быстрого чтения — в младших классах; кто остроумнее, талантливее, находчивее... и так далее на протяжении всей жизни. Сколько невидимых, вернее, скрываемых ран наносится с самого детства этим понятием!..
    «Соревнование есть одно из трудных понятий. Лишь огненное сердце понимает, сколько мер может быть положено и на светлую и на тёмную сторону. (...) Чистое понимание усовершенствования даёт соревнование. Там, где дикое необузданное сознание, там соревнование ведёт к взаимному уничтожению. Зависть гнездится около соревнования. (...) Сотрудничество должно уравновешивать непонятное соревнование. Нелегко лично уловить границу разумного соревнования. Само слово "соревнование" уже опасно, в нём выражается ревность, иначе говоря испорченная преданность. Потому, где можно, лучше заменить понятие соревнования самоусовершенствованием», — говорится в книге «Напутствие Вождю».
  • «Любовью к Родине богаты»
  • «Лучшая трапеза»
    В течение всей нашей жизни, начиная с детства, нам необходимо учиться воспринимать цвет, звук и аромат. Кто-то слышит музыку, а для кого-то она просто шум; кто-то видит краски природы и живописи, а для кого-то это только мелькающие цветовые пятна. На ароматы многие не обращают внимания, особенно на те, которые часто встречаются в быту. К ним привыкают, и их влияние на настроение делается неосознанным.
    Цвет, звук и аромат могут иметь очень сильное воздействие на людей, но при этом надо быть в состоянии воспринять их.
  • Чем жива педагогическая секция
    Тема этой педагогической секции затрагивала вопрос трудового коллектива. По словам Н.Д.Спириной, после семьи и школы дети вступают в трудовой коллектив; это уже не семья, но если отношения в коллективе складываются сердечные, тёплые, добрые, если мы любим членов коллектива как родных, тогда труд будет плодоносен и успешен. Прозвучала подборка М.В.Славгородской из текстов Учения Живой Этики на тему «Сознательное сотрудничество», приводим её ниже.
  • СИЛА СЛОВА
    Помещаем некоторые из многочисленных отзывов о книге Н.Д.Спириной «В Стране, где всё возможно», приходящих к нам.
  • Педагогическая секция
    «...Надо развивать наблюдательность с детского возраста, давать долго наблюдать цветы, листья, затем спрашивать их описание со всеми деталями. И так с всевозможными предметами, наблюдать краски природы, подмечать цвета и уметь описывать. Затем перейти к развитию воображения, как ребёнок представит себе дерево, животное, сад, как бы он хотел иметь сад, цветы, деревья, дорожки, настаивать на деталях, ибо это развивает воображение».
  • Искусство мышления в школе
    Блез Паскаль как-то сказал, что все беды человечества происходят оттого, что человек не может оставаться один в пустой комнате. Парадоксально! Человек — единственное на планете существо, именуемое Homo sapiens, — за миллионы лет своего беспокойного существования так и не научился мыслить по-настоящему! «Огромная часть человечества вообще не мыслит. Нельзя считать мышлением обрывки беспорядочных, смутных дум».
  • На педагогической секции
    Образ Великого Светоча неразрывно связан с понятием нашей Родины. Его называют духовным Воспитателем и Строителем нашего Государства, Заступником и Водителем Земли Русской. «''Бог и Родина'' — вот то, что двигало жизнью и судьбою Преподобного Сергия», — такие строки написаны Н.Яровской в книге «Знамя Преподобного Сергия Радонежского».
  • Красота есть Звезда Путеводная
    Тема педагогической секции, проходившей 26 мая 2001 года, звучала так: «Речь должна быть прекрасна, ясна и глубока значением». Впервые секция была проведена в экспозиционном зале Музея Н.К.Рериха, что дало особый настрой всем присутствующим.
  • Пишут дети
    Здравствуйте, дорогая Наталия Дмитриевна! Пишет вам ученик 3 класса...
  • Маленький рак
  • Дети ждут! Выставка в деревне Быстровке
    ...В то время стояли большие морозы, и учителя вскоре перестали пускать детей на выставку. Но дети стали приходить сами: на улице мороз сорок градусов, а они на каждой переменке бегут в музей, чтобы увидеть красивые репродукции и послушать мой рассказ. Однажды я у ребят спрашиваю: «Замёрзли?» Сама уже замёрзла, в помещении было холодно, отапливалось слабо. А одна девочка говорит: «Ой, а мы забыли про холод. Здесь так от картин тепло!» И так она руками развела, чтоб показать, как ей от картин тепло, от такой красоты.
  • Педагогика Света
    Не будем смущаться различием методов и способов посева и выращивания зёрен, всё может происходить неожиданно и не в наших земных человеческих мерах, но если мы горим стремлением сеять свет, то он не погаснет. В максимальный разгул чудовищной педагогики тьмы, когда сознательно и целенаправленно губятся души и тела людей, развращаются дети самыми изысканными способами уродства и лжи, — наступает наше время. И каждый, у кого есть в руке хотя бы одно зерно света, уже этим противостоит мраку разложения.
  • Великая простота
    Детей учат рисовать и даже писать картины; учат исполнять и даже сочинять музыку. А поэзия — даже в университетах не учат читать стихи, тем более писать их. Ведь очень ценно, когда ученик проживает слово при исполнении его, этого сейчас не хватает в школе. Из литературы мы сделали науку, а не искусство; но слово-то живёт в поэзии!
  • Голоса птиц в природе. II.
    Способность птиц к пению имела длительное развитие. В «Гранях Агни Йоги» говорится: «...Каждая форма в процессе своего развития постепенно овладевает всё новыми и новыми видами материи и энергий. (...) Надо понимать, как велико достижение, когда немые расы овладели способностью речи. Сколько миллионов лет потребовалось на это. Сколько времени нужно было, чтобы птицы запели и научились с помощью производимых ими звуков понимать друг друга».
  • Голоса птиц в природе. I.
    Природа в наиболее совершенных своих формах доносит до нас отблески Надземного Мира, позволяет реально ощутить, почувствовать его присутствие. «Когда вы радуетесь цветам, когда углубляетесь мыслью в их чудесное строение, создание малого зерна, когда цените свежий аромат, тогда уже прикасаетесь к Тонкому Миру. Можно и в цветах земных, и в оперении птиц, и в чудесах неба найти радость ту самую, которая готовит к вратам Огненного Мира».
  • ГЕРОИКА АЛТАЯ
    Когда поёт кайчи — исполнитель алтайского героического эпоса, — кажется, весь мир затихает. И люди, и природа внимают величественным ритмам горлового кая. Озёра успокаивают свои воды, горы ещё выше вздымаются к небесам, фантастические очертания принимают облака и из-за них появляется славный богатырь на коне. Так изображено на детском рисунке; так по традиции считается, что то, о чём поётся в сказании, уже было когда-то и будет всякий раз, когда кайчи, а вместе с ним и слушатели представляют в мыслях деяния и подвиги героев. В то верит душа алтайца, и потому, наверное, любимые образы богатырей так легко и зримо воплощаются в изобразительном творчестве, особенно детском.
  • Нам пишут (2000-07)
    ...Хотя у нас нет киоска, я иду в парк или продаю около дома, развешиваю на заборе репродукции и замечаю, что почти никто не проходит равнодушно около этой Красоты! Дети, маленькие, даже не умеющие читать, листают, ищут что-то своё сокровенное. Берут «Капли», выписывают то, что им понравилось.  
  • Говорят дети. Отзывы учащихся на стихи Н.Д. Спириной
    Дорогая Наталия Дмитриевна! Когда я слушала Ваши стихи, моё сердце забилось быстро-быстро. Я почувствовала, как я птицей лечу в небо и наблюдаю за всем миром. Какие прекрасные стихи! У меня не хватает слов, чтобы выразить свои чувства. Скалы, горы, звёздное небо — всё это предстало перед моими глазами!..

  • Отзывы о повести-сказке Н.Д. Спириной "В стране, где всё возможно"
    В редакцию поступают многочисленные отзывы от детей и взрослых о повести-сказке Н.Д.Спириной «В стране, где всё возможно», которая была опубликована на страницах нашего журнала (№№ 7, 8, 10-12 за 1999 г., №№ 1-4 за 2000 г.). Такой небывалый резонанс ещё раз подтверждает особую значимость многогранного творчества Наталии Дмитриевны не только для настоящего, но и для Будущего.
  • В СТРАНЕ, ГДЕ ВСЁ ВОЗМОЖНО. Отклики читателей
    «Дорогая Наталия Дмитриевна! Однажды я услышала Вашу интересную сказку «В стране, где всё возможно». Эта сказка мне очень понравилась. (…) Наталия Дмитриевна, как хочется, чтобы Ваша сказка вышла отдельной книгой. Я очень жду продолжения сказки и читаю все номера журнала «Перед Восходом». Это такой красивый журнал!»
  • В СТРАНЕ, ГДЕ ВСЁ ВОЗМОЖНО. Глава 4
    * Глава 4 сказки Н.Д. Спириной "В стране, где всё возможно" публиковалась из номера в номер журнала "Перед Восходом", 2000, №№1-4 (январь - апрель). В интернет-версии журнала глава приводится целиком.
    ...Пете не спалось. Дед его уже давно похрапывал, завернувшись в бурку, в другом конце шалаша, а мальчик всё ворочался с боку на бок на своей подстилке и размышлял о том, что скоро расстанется со своими любимыми горами и отправится опять в город учиться, и хотя учёба его интересовала и школа ему нравилась, всё же жалко было уезжать отсюда. А с тех пор, как Петя нашёл тут свои чудесные волшебные очки, он полюбил горы ещё больше. «Но ведь я возьму их с собой, — мелькнула мысль, — и буду встречаться с Ариэлой когда захочу».
  • Отзывы на повесть-сказку Н.Д. Спириной "В СТРАНЕ, ГДЕ ВСЁ ВОЗМОЖНО"
    Дорогая Наталия Дмитриевна, здравствуйте! Передаю работы детей 6-го класса. На уроке внеклассного чтения я прочитала им первые главы Вашей сказки о Пете и волшебных очках в номерах журнала «Перед Восходом». Дети исключительно внимательно слушали, на перемене забрали все номера и с удовольствием их рассматривали, перечитывали главы…

Тематика педагогических секций прошедших лет

2006-2008 год

Основная тема секции на эти годы - "Музейная педагогика".

  • «Знакомство детей с музеем»
  • «Сюжетная живопись С.Н.Рериха» (Экскурсии для детей среднего школьного возраста)
  • «Жизнь и творчество Н.К.Рериха» (Экскурсии для детей среднего школьного возраста)
  • «Символ Знамени Мира в детском восприятии»
  • «Роль Сергия Радонежского в Куликовской битве»
  • «Будущее России в произведениях Н.К.Рериха»
  • «Серия картин Н.К.Рериха "Знамёна Востока". "Светочи Мира"»
  • «Экскурсии по картинам "Агни-Йога"(диптих), "Майтрейя-победитель"»
  • «Подход Наталии Дмитриевны Спириной к проведению экскурсий. Программа Н.Д. Спириной "Образы Н.К.Рериха"»
  • «Экскурсии по выставке "Об Ангелах"»
  • «Итоги и планы секции-2007. Этическое воспитание через приобщение к детской художественной литературе»
  • Экскурсии для разных возрастов по выставке картин Н.К. Рериха из серии "Гималаи"
  • Экскурсии по картинам Н.К. Рериха "Жанна д'Арк", "Святая Женевьева"
  • Патриотическое воспитание на материалах "Героической серии" Н. К. Рериха. Часть 1. "Настасья Микулична", "Победа".
  • Патриотическое воспитание на материалах "Героической серии" Н. К. Рериха. Часть 2. "Поход Игоря".
  • Патриотическое воспитание на материалах "Героической серии" Н. К. Рериха. Часть 3. "Богатырский фриз".
  • Использование фильма студии СибРО «Живая вода» в работе со школьниками
  • «...Неделима область духа от физических законов»
  • Об опыте проведения конкурса детского и педагогического творчества
  • Использование фильма студии СибРО об ангелах в работе со школьниками

2002-2005 год

  • «Семья – прообраз общинножительства»
  • «Школьный коллектив»
  • «Трудовой коллектив»
  • «Гражданин России»
  • «Община Мира»
  • «Цвет в жизни ребёнка»
  • «Природа – это самая доступная форма для воспитания ребёнка»
  • «Музыкой процветаем и утончаемся»
  • «Стихи касаются лица»
  • «Ароматический аспект Вселенной»
  • «Детям о книге»
  • «" Ты всё можешь" – первая формула образования»
  • «Нужно с малых лет привыкать к постоянному труду»
  • «Качества – милосердие, сострадание, дружелюбие»
  • «Творчество и педагогический опыт Наталии Дмитриевны Спириной в работе с детьми»
  • «Детям о дальних мирах»
  • «Совесть – есть призыв к добру»
  • «Детям о Живой Этике»

 

 
Мысли на каждый день

Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку.

Озарение, ч. 3, гл. 5, п. 13
Книги - почтой

Н.Д. Спирина. Сказы.



Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Неслучайно-случайная
статья для Вас: