Учение Живой ЭтикиМузей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
ИЦ РОССАЗИЯ
Журнал ВОСХОД
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
СЕНТЯБРЬ 2016
Актуально



 

Святослав Николаевич Рерих

Святослав Николаевич Рерих (1904 – 1993) — выдающийся живописец и общественный деятель.

Святослав Николаевич Рерих

Святослав Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге, в семье Н.К. и Е.И. Рерихов. Его старший брат Юрий впоследствии станет известным учёным-востоковедом и лингвистом. В этой замечательной семье, где воспитывались братья, с первых лет жизни детей окружала атмосфера творчества, красоты, труда и вдохновения. Первые уроки рисования Святослав получил в гимназии К.И. Мая, у него рано пробудился интерес к естественным наукам. Отец часто брал сыновей в археологические поездки по древнерусским городам, где они знакомились с историей и культурой Руси.

В 1919 году семья Рерихов переезжает в Лондон, здесь Святослав готовится к поступлению на курс архитектуры в Королевскую академию искусств, занимается живописью и скульптурой. С 1920 года Святослав  Рерих живёт в США, учится в Колумбийском университете на архитектурном отделении. Осенью 1921 года переходит на учёбу в Гарвардский университет и одновременно посещает занятия на скульптурном отделении Массачусетского университета.

Всё это время С.Н. Рерих активно участвует в работе культурных организаций, созданных в Америке Н.К. и Е.И. Рерихами (Объединение художников «Cor Ardens», Мастер-институт объединённых искусств). В 1923 году он становится директором Международного центра искусств «Корона Мира», основанного Н.К. Рерихом, читает лекции, ведёт большую работу по продвижению Пакта Рериха, входит в состав многих культурных и научных учреждений Америки и Европы.

С 1928 года семья Рерихов живёт в Индии, в долине Кулу (г. Наггар), где начинает работать основанный ими Институт Гималайских исследований «Урусвати». В Институте С.Н. Рерих заведует секторами ботаники, орнитологии, кристаллографии, изучает тибетскую фармакологию, исследует эфироносные растения, организовывает экспедиции по сбору редких растений. Продолжая совершенствовать свой художественный талант, Святослав Рерих становится самобытным художником, создаёт множество необычных и замечательных по красоте полотен — пейзажей и портретных работ. Красота, по мысли Святослава Николаевича, даёт не только эстетическое наслаждение; стремление к Прекрасному — вот путь к формированию нового, более совершенного человека.

После нападения Германии на Советский Союз С.Н. и Ю.Н. Рерихи пишут прошение о зачислении их в ряды Красной Армии. Не получив ответа, Святослав Николаевич устраивает выставки-продажи картин отца и своих, а вырученные средства передаются в фонд Красного Креста СССР.

В 1940-х годах С.Н. Рерих вместе с женой, известной деятельницей индийского кино Девикой Рани, поселяется в Бангалоре (Южная Индия). Ведёт большую просветительскую работу, руководит Школой Искусства, проводит свои персональные выставки. Живя в Индии, С.Н. Рерих хорошо изучил её историю, культуру, искусство. На своих полотнах он запечатлел самобытную красоту этой страны и её талантливый трудолюбивый народ.

В 1960 году С.Н. Рерих по приглашению Н.С. Хрущёва приезжает в Москву, чтобы открыть первую персональную выставку своих картин на Родине. После этого он неоднократно посещал Советский Союз. В 1989 году по инициативе С.Н. Рериха в нашей стране был создан Советский Фонд Рерихов, куда в 1991 году он передал бесценные для человечества архивы семьи Рерихов. «Россия, — говорил Святослав Николаевич, — это пространство будущего. России предопределена великая, космическая роль на земле».

Святослав Николаевич Рерих ушёл из жизни 30 января 1993 года в г. Бангалоре.

Для просмотра фильма о Святославе Николаевче Рерихе "Вестник прекрасного" нажмите на треугольник

Загрузка плеера

Статьи из журнала «Восход» о Святославе Николаевиче Рерихе

  • George and Svetoslav Roerich. 1960 DICTATE OF THE TERMS
    Thus the two concepts — Roerich Museum and the New Country (Russia) — are first put together.
    ...At the end of the 1950s, before Boris Nikolayevich and Natalia Dmit­riyevna returned to Russia from Har­bin, many prospects might seem im­possible. But still, as the terms were coming, nothing could stop fulfilling of the predestined. Let us trace the events of the four years.

  • 28.01.2015 ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ
    Воспитание в себе всесторонне развитого, более совершенного человека — вот та задача, которую нам приходится решать каждый день. Каждый день мы можем потерпеть неудачу или же добиться успеха в выполнении этой задачи. Если б мы только смогли осознать то великое благо и то новое счастье, которые можно обрести даже через незначительное усилие, мы бы никогда не допустили, чтобы дни проходили без какого-нибудь продвижения...
  • 28.01.2015 «Люди, встречавшие в жизни Учителей, знают, как просты и гармоничны и прекрасны Они»...
    «Люди, встречавшие в жизни Учителей, знают, как просты и гармоничны и прекрасны Они». Так писал Николай Рерих. Таким был и Святослав Николаевич. Он был прост в обращении, в манере держаться, в разговоре...
  • 03.02.2016 «Музыка освещает нашу жизнь»
    Предлагаем читателям текст беседы Наталии Дмитриевны Спириной со Святославом Николаевичем Рерихом, которая состоялась в Москве в июне 1978 года. Наталия Дмитриевна рассказывала: «На Рериховских чтениях я собиралась сделать доклад "Значение музыки в творчестве Святослава Рериха", и мне надо было взять у него интервью. Я приехала в Москву, мы с ним встретились, и он уделил мне время. Вокруг был народ. Я ему сказала, почему я приехала, он предложил: "Пожалуйста, сядем отдельно"...»
  • 01.03.2016 Ранний период в искусстве С.Н. Рериха. Театральные эскизы 1923 – 1924 годов
    В Национальной публичной библиотеке (НПБ) Нью-Йорка в отделе исполнительских искусств хранится архив американской балерины Рут Пейдж (1905 – 1991). Помимо документов и писем в нём находятся пятнадцать эскизов С.Н. Рериха, ряд из которых представляет особый интерес для анализа раннего периода творчества художника. Следует также отметить особую важность писем Святослава Рериха к Рут Пейдж 1922 – 1924 годов, так как эти неизвестные многим страницы стали основным источником, благодаря которому возможно по фрагментам восстановить творческий путь художника в те годы.
  • 01.03.2016 Обретение уникальных кинодокументов
    Архивы, библиотеки, музеи — хранилища народной памяти. Здесь не только собраны знания о былом — они содержат в себе и мощный потенциал для новых открытий, которые могут изменить наши представления о прошедшем и будущем. Сколько ещё хранится в музейных запасниках, на архивных полках и биб­лиотечных стеллажах поистине бесценных материалов, которые ждут своего часа!
    Наш рассказ — об одной киноплёнке. Осенью 2015 года в Сибирское Рериховское Общество на временное хранение была передана поистине уникальная киноплёнка с документальными кадрами, запечатлевшими членов семьи Рерихов.
  • 25.10.2015 ФИЛОСОФСКО­-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
    Может быть, сейчас эта тема наиболее актуальна и интересна. Неоднократно выступая с лекциями о Святославе Рерихе, я рассказывала его биографию и уделяла внимание специфике его творчества, но сего­дня хотелось бы поговорить не об этом. Будда говорил: «Каждое мгновение имеет свою необходимость», а необходимость данного исторического мгновения, данного периода существования человечества — это найти себя и своё место в мире, осмыслить свою жизнь. Потому сегодня мы коснёмся, насколько возможно, того, что утверждал Святослав Николаевич в своих взглядах на жизнь и что, естественно, нашло отражение в его творчестве как художника. Для этого сообщения я использовала стенограммы бесед и выступлений самого Рериха во время его приездов к нам, его собственные статьи, его письма, статьи о нём, записи моих личных встреч с ним.
  • Л.А. Толстихина открывает торжественное мероприятие 28.11.2014 ОН НЁС ЛЮДЯМ РАДОСТЬ И УЛЫБКУ
    23 октября, в день 110-летия со дня рождения Святослава Николаевича Рериха, в Музее Н.К. Рериха состоялось праздничное мероприятие. К этой дате наш музей получил в дар от Леопольда Романовича Цесюлевича картину «Святослав Рерих». Торжественную встречу открыла Людмила Толстихина: «Картина Л.Р. Цесюлевича — уже четвёртая работа кисти этого художника в нашем музее. Как и три предыдущие — портреты Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов и "Зов Преподобного", посвящённая Святому Сергию Радонежскому, — эта картина подарена автором Музею Н.К. Рериха. Получение каждого из этих бесценных даров — огромное событие для нас. Ведь мы получаем не просто изображение одного из членов Великой семьи — мы ощущаем его живое присутствие.
  • 28.11.2014 О КАРТИНЕ «СВЯТОСЛАВ РЕРИХ»
    Л.Р. Цесюлевич. Из беседы с сотрудниками СибРО (октябрь 2014 г., Барнаул).
    О Рерихах было Сказано: «Четыре стража, несите, храните...» Елена Ивановна, Николай Константинович, Юрий Николаевич и Свя­тослав Николаевич — четыре стража. Святослав Николаевич — один из них, самый молодой; и он дольше всех прожил.
    Однажды Елена Ивановна спросила Учителя, что же будет с сыновьями, когда она и Николай Константинович уйдут. Было Сказано: «Будут охранены тем же Лучом». Тем же мощным Лучом, который был с ними. И он этот Луч нёс. Я встречался с ним много раз, общался, беседовал, и этот Луч я чувствовал...
  • С.Н. Рерих. Москва. 1987 26.01.2014 «Нет большей радости, чем устремляться к Прекрасному»
    В начале ноября 1989 года Святослав Николаевич Рерих и Девика Рани Рерих по приглашению правительства СССР приехали в Москву. В течение месяца Святослав Николаевич решал ряд важных вопросов, связанных с созданным по его инициативе Советским Фондом Рерихов, встречался с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым, с деятелями культуры и науки, дал ряд интервью, участвовал в передаче Центрального телевидения.
    События этого месяца завершила пресс-конференция, проведённая Святославом Николаевичем в Пресс-центре МИД СССР с представителями прессы и общественных организаций. Спустя несколько дней он вернулся в Индию. Это пребывание С.Н. Рериха в России в ноябре 1989 года стало для него последним посещением Родины.
    Предлагаем читателям стенограмму пресс-конференции, состоявшейся 23 ноября 1989 года.
  • С.Н. Рерих. ЧЕРЕЗ ПЕРЕВАЛ. 1938 25.01.2014 С.Н. Рерих. ЧЕРЕЗ ПЕРЕВАЛ. 1938
    «Великая эпоха начинается... Важно наступление очень великой эпохи, которая существенно изменит жизнь Земли».
    Листы Сада Мории. Озарение. 2 – IV – 11
  • 31.01.2013 01:00:00 ОН БЫЛ ПОСЛЕДНИМ ЧЛЕНОМ ВЕЛИКОЙ СЕМЬИ
    Официальные источники информации 30 января 1993 года сообщили нам, что мировая культура понесла невосполнимую утрату: ушёл из жизни Святослав Николаевич Рерих. Но не только мировая культура понесла утрату. Утрату понесла вся планета, потому что присутствие таких людей, таких высоких Духов на планете необычайно важно для неё, просто необходимо. Он был последним членом Великой Семьи.
  • 31.01.2013 01:00:00 С.Н. Рерих. ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ. 1967
    Комментарии к картине С.Н. Рериха и Н.Д. Спириной
    С.Н. Рерих:
    ...Давайте попробуем устроить свою жизнь так, чтобы к концу её сказать: да, я счастлив. Есть, конечно, люди, умеющие удовлетворяться физическими благами, но если человек интеллектуален, развит и пойдёт по неверному пути, он будет несчастлив. Я снова повторю: при желании быть счастливым просто. Это ведь похоже на «возлюби ближнего своего, как самого себя»... То есть будь добр к нему, попытайся его понять и сделать так, чтобы ему было хорошо.
  • 25.11.2012 15:02:00 ЖИВОПИСЬ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА*
    Святослав Рерих в своей творческой практике не придерживается какого-то одного пути создания художественного образа, но использует разные принципы сюжетного и идейного построения картины. Наряду с произведениями, где используются иносказания и сюжеты легенд и мифов, им создан ряд картин, остро и непосредственно апеллирующих к современникам. Художнику, думающему о судьбах мира, о дальнейших путях цивилизации, порою требуется открытая трибуна обличителя и критика.
  • 31.10.2012 ЖИВОПИСЬ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
    Имеет ли изобразительное искусство свои законы и правила, является ли оно наукой, или искусство — это продукт интуитивного творческого процесса, чуждого закономерностям и ограничительным рамкам? Эти противоположные взгляды на природу искусства — извечный предмет споров теоретиков и философов. Но практики — живописцы, скульпторы, графики, прикладники — решают этот вопрос по-своему, склоняясь то в одну, то в другую сторону. Выдающийся художник современности Святослав Николаевич Рерих, имя которого известно всему прогрессивному человечеству, вклад которого в мировую сокровищницу искусства позволяет причислить его к истинно великим художникам и который по множеству персональных выставок отлично знаком зрителям нашей Страны, на оба эти вопроса в своём творчестве отвечает определённо положительно. Этот человек в своём искусстве был как бы призван объединить противоположности в нечто единое — великое, прекрасное и вечное, как сама Вселенная.
  • 25.03.2012 ВСТРЕЧИ, ИЗМЕНИВШИЕ ЖИЗНЬ
    Работая с архивом Н.Д. Спириной, мы обнаружили письма из Москвы, от М.А. Мокульского, поразившие нас какой-то особой теплотой и задушевностью. Из них мы узнали, что их автор был хорошо знаком со Святославом Николаевичем Рерихом и Павлом Фёдоровичем Беликовым. Найдя в одном из писем номер телефона Марка Александровича, мы позвонили ему. К нашей радости, за последние двадцать лет номер телефона не изменился, и нам ответил он сам. Услышав имя Наталии Дмитриевны и узнав, что звонят из Новосибирска, он охотно согласился на встречу. Так мы познакомились с доктором физико-математических наук, профессором, советником Российской академии наук Марком Александровичем Мокульским. Мы неоднократно встречались и беседовали с ним, и Марк Александрович не только поделился своими воспоминаниями о Святославе Николаевиче и Наталии Дмитриевне, но и передал в архив Сибирского Рериховского Общества более сорока фотографий, сделанных им в 1970 – 1980-е годы.
    Данная публикация, посвящённая Святославу Николаевичу Рериху и Наталии Дмитриевне Спириной, подготовлена на основе воспоминаний, фотографий и писем М.А. Мокульского.
  • 28.01.2012 ВСТРЕЧИ СО СВЯТОСЛАВОМ РЕРИХОМ
    Юрий Александрович Горбачёв, многие годы близко общавшийся с Павлом Фёдоровичем Беликовым, неоднократно встречался со Святославом Николаевичем Рерихом в 1970 – 1980-е годы. Приводим фрагмент беседы с Юрием Александровичем.
  • 28.01.2012 НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
    На протяжении 11 лет, с 1982 по 1993 год, было несколько личных встреч, в том числе и в Индии, и в Москве во время его приездов. Были также телефонные звонки из Екатеринбурга, тогда ещё Свердловска. Мы, уральские рериховцы, разговаривали со Святославом Николаевичем, насколько я помню, два-три раза в год по случаю памятных дней его родителей, задавали ему вопросы, связанные с судьбой наследия Рерихов в России и в мире.
  • 28.01.2012 СВЯТОСЛАВ
    Получаем снимки с последних картин Святослава. Некоторые сняты в цветной фотографии и потому ещё более напоминают о тех сверкающих красках, которыми насыщены его картины. Если возьмём сравнить его достижения за последние годы, то можно увидеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была чёткой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний.
  • 26.11.2011 КУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ ЛЮДМИЛЫ ЖИВКОВОЙ
    Высокогуманные идеи, принесённые в мир великой семьёй Рерихов, зажгли светом истинного знания множество человеческих сердец по всей планете. В XX веке не только люди разных стран и континентов, но и многие культурные и общественные организации приняли эти идеи как руководство к действию во имя Общего Блага и изменения жизни в соответствии с законами эволюции. Но на государственном уровне идеи Рерихов были приняты лишь в одной стране — Болгарии. Это произошло благодаря выдающемуся деятелю культуры — Людмиле Тодоровне Живковой.
  • 26.11.2011 НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА СПИРИНА И МУЗЫКА *
    Когда мы в 1976 году готовились к выступлениям на Первых Рериховских чтениях, я предложил Наталии Дмитриевне поработать над темой «Рерих и музыка». Она решилась не сразу. Мы всегда к написанию статей о Николае Константиновиче относились очень трепетно, с волнением, поскольку осознавали большую ответственность, как бы нам не умалить великую личность. Однако в итоге у неё получился прекрасный доклад, а потом и статья, опубликованная в журнале «Музыкальная жизнь», которую все высоко оценили.
  • 28.10.2011 НА ДОЛГУЮ ПАМЯТЬ*
    В 1984 году в нескольких газетах появились небольшие заметки, в которых актёр Ленинградского Большого театра кукол Соломон Гуткевич делился своими впечатлениями о встрече со Святославом Рерихом, произошедшей во время гастролей театра в Индии. Первая называлась «У С.Н. Рериха в Бангалоре» и была опубликована 13 июня в латвийской газете «Юрмала»...
  • ТРИ ВСТРЕЧИ
    Знаменательный 1984-й! Общественность России (в ту пору ещё СССР) могла гордиться тем, что именно здесь, в Москве, должен был отмечаться Юбилей известного всему миру художника Святослава Николаевича Рериха. Сотни почитателей его художественного таланта с тайной надеждой соприкоснуться, хотя бы визуально, с последним представителем Великой семьи Рерихов устремились неудержимым потоком в Музей искусства Востока.
  • Мгновения встреч. 33 года со Святославом Рерихом
    Мой отец увлекался Рерихом с детства, и у нас были все дореволюционные публикации о нём. Вот одно из моих ранних воспоминаний: я маленький, с чёлочкой, в матросочке, сижу в кресле, и мне на колени кладут большую книгу. Она не так уж велика — это знаменитое рижское издание, — но в детском восприятии кажется совершенно огромной. Я открываю первую страницу, и там — картина «Путь» (а по тем временам это были очень хорошие цветные иллюстрации); и меня «ударяют» эти краски, этот рисунок — то ли неумелый, то ли, наоборот, сверхумелый. И я задаю очень необычный для маленького мальчика вопрос: «Кто он?» И получаю ещё более странный ответ: «Он ещё жив».
  • ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
  • НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВСТРЕЧИ
    Жизнь подарила Наталии Дмитриевне Спириной незабываемые встречи со Святославом Николаевичем Рерихом — встречи, которые внесли в её жизнь то бесценное, что «запечатлелось в сердце, осталось в памяти навсегда». «...Когда воспоминания о ком-то ведут через всю жизнь и озаряют её, это значит, что и он идёт рядом...» — говорила Наталия Дмитриевна в Слове о Святославе Николаевиче Рерихе.
  • «Понесём весть о Красоте»
    23 октября 2009 года исполнилось 105 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха. Талантливый художник, написавший несколько тысяч картин, которые украшают лучшие музеи мира, учёный, исследователь редких растений Индии и Тибета, педагог, общественный деятель — он был удивительно многогранен, как и все члены семьи Рерихов.
  • АПОСТОЛ КРАСОТЫ. Выступление в день памяти Святослава Николаевича Рериха
    В утверждениях великих людей не бывает ничего случайного, и всё, что они говорят, имеет глубокий и многогранный смысл. Что же такое то Прекрасное, та Красота, которую исповедует и которую призывает исповедовать Святослав Рерих? Её можно понимать и однозначно, по-житейски, и широко и глубинно, и космически. Как всегда, обратимся к Учению Живой Этики, к Учению Жизни и о Жизни. Что говорит оно? Вчитываясь в слова Учения, сказанные по этому поводу, мы начинаем понимать, что красота не только в искусстве и природе, но она может и должна быть выявлена в мыслях, словах и действиях; мы начинаем понимать, что она — этична.
  • Встречи со Святославом Николаевичем Рерихом*
    Мой отец — Павел Фёдорович Беликов — встретился со Святославом Николаевичем Рерихом в 1960 году, во время его первого приезда в Советский Союз. Заочно они хорошо знали друг друга, а с этой встречи началась постоянная переписка. Перед каждым приездом на Родину отец подробно информировал С.Н.Рериха о состоянии дел, интересующих его, что было совершенно необходимо для пребывания его в СССР. У Святослава Николаевича с отцом было настолько единое мнение по всем вопросам, что они понимали друг друга без длинных обсуждений. Большую часть переписки занимала тема составления библиографии работ Н.К.Рериха, а в дальнейшем — работа Павла Фёдоровича над книгой о Николае Константиновиче...
  • СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы сотрудников Рериховских Обществ 7 февраля 1993 г.
    ...-- Наталия Дмитриевна, что самое яркое запомнилось Вам от встреч со Святославом Николаевичем Рерихом?
    -- Необыкновенно светлый облик, необыкновенно простой и приветливый — вот что меня поражало; такой великий человек и так просто с нами держится — как с равными, не даёт понять, насколько он выше нас. И как он всегда был приветлив!.. 
  • Елена Ивановна Рерих и Николай Константинович Рерих ВЕЛЕНИЕ СРОКОВ
    В конце 1950-х, до возвращения Бориса Николаевича и Наталии Дмитриевны на родину из Харбина, многое могло казаться неосуществимым. И всё же наступали сроки, и ничто не могло остановить предуказанного. Проследим события тех лет...
  • Памятные даты октября
    9 октября мы торжественно отмечаем День рождения Н.К.Рериха — Вождя Культуры. Небывалые по силе и красоте слова сказаны им об этом высоком понятии: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце».
  • РАСПЯТОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
    Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество периодически само себя распинает. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не изживёт уродливые проявления своего «я» и не возвысится до новой и светоносной жизни, как «Освободившийся человек», разорвав оковы своей низшей сущности.
  • ПАВЕЛ ФЁДОРОВИЧ БЕЛИКОВ. ПУТЬ ДУХА
    Дважды, в 1976 и 1979 году, Павел Фёдорович приезжал на Рериховские Чтения в Новосибирск. В одном из писем за 1977 год он отмечает: «Для меня ясно, что будущее за Сибирью. Жалею иногда, что в своё время не переселился. Но теперь уже приходится подготовляться к более дальним переселениям, чем Сибирь. Тем не менее мысли мои и усилия во многом направлены на Сибирь и сибиряков».
  • «Формировать человека Будущего»
    Мы должны всеми силами думать о том, чтобы сохранить мир на Земле, думать о молодом поколении и воспитывать тех, кто придёт нам на смену. Это чрезвычайно важно, потому что нужно иметь кадры. Но часто как бывает: всё подготовлено, а кадров нет. Нужна замена, что-то нужно передать, а подходящего человека нет. Поэтому нужно прежде всего создавать молодые кадры. И мне хотелось бы, чтобы в Сибири были школы, которые подготавливали новое поколение. У нас в Бангалоре есть одна такая школа. Это школа имени Ауробиндо Гхоша. Она была основана в 1967 году последователями его идей. Я всегда интересовался её просветительской работой...
  • «Рериховские университеты» П.Ф.Беликова
    Вспоминая о встречах и сотрудничестве с выдающимся русским художником, мыслителем и гуманистом Николаем Константиновичем Рерихом, его ближайшая последовательница Зинаида Григорьевна Фосдик, бессменный до конца жизни вице-президент Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке, употребила поразительное по своей точности определение: «Общение с Рерихом было равно посещению одновременно нескольких университетов...» Список имён, входящих в «круг Рериха», громаден. Вершины духа, которые предстоит одолеть вольнослушателям «рериховских университетов», подпирают небесные дали. Путь «каменист»... Но находятся люди, которые не только успешно преодолевают все препятствия, но и сами становятся наставниками в этих «рериховских университетах», передавая свои знания поступившим на «первый курс». Таким был Павел Фёдорович Беликов.
  • «...И РЕРИХ ПОЖАЛ МОЮ РУКУ»
    Многоплановые пейзажи у Рериха-старшего разработаны чётко, строго, от самого переднего плана до самого дальнего. При этой чёткости контуров он добивается необыкновенно точного удаления планов, пространства в бесконечность. За этими планами встают образы, легенды, предания Индии, Тибета, Китая...
    Размышляя о творчестве Рериха-отца, я пришёл и на выставку его сына Святослава Николаевича в Третьяковскую галерею. И сразу узнал его, встретив в одном из полупустых по утреннему времени залов. Одет он был просто. Тужурка-френч. Никаких знаков, наград, никакого внешнего величия. Величие чувствовалось внутри него самого, в картинах.
  • Приветствия и поздравления, поступившие в адрес конференции

    Уважаемые друзья! Сердечно приветствую вас — участников конференции «Великая семья России», собравшихся в юбилейный год отдать дань памяти и вновь прикоснуться к духовному наследию семьи Рерихов...

  • СВЯТОСЛАВ РЕРИХ И ПРАВОСЛАВИЕ. Из воспоминаний о С.Н.Рерихе
    Мне посчастливилось встречаться не только с Юрием Николаевичем Рерихом, но и с его братом, Святославом Николаевичем. Индивидуальных встреч было немного, больше коллективных. Присутствовала на открытии почти всех его выставок и выставок его отца, Николая Константиновича, которые Святослав Николаевич устраивал в разных городах России, начиная с 1960 года, а также на многих конференциях, на многочисленных его лекциях и выступлениях в разных заведениях культуры, например, в Доме дружбы, в Доме кино, в Доме учёных, на юбилейных торжествах, посвящённых 100-летию Николая Константиновича Рериха, проходивших в Большом театре. Теперь почти все его выступления напечатаны в разных изданиях. В своих воспоминаниях коснусь лишь некоторых особенно запомнившихся моментов встреч.
  • «НАШ ПУТЬ – БУДЬ!»*
    Семья Рерихов провела нас через весь ХХ век, который войдёт в историю развития человечества как самый тёмный из всех веков, какие знала история, накануне наступления эпохи Света.
    Мы являемся свидетелями того, как вопреки всем противодействиям неудержимо множится число людей, строящих своё мировоззрение на основе Учения Живой Этики; в самых отдалённых от крупных центров городах и посёлках возникают Рериховские общества и группы; уже появляются исследования о Рериховском движении в России. И перед всеми, кто изучает Живую Этику, встают очень серьёзные вопросы, решать которые людям, не имеющим духовного руководства, непросто. Рано или поздно, но неизбежно наступает момент, когда требуется определить те ориентиры, по которым можно сверить своё понимание прочитанного, и найти приложение своим силам и знаниям в труде на Общее Благо.
  • Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. I. Состав экспедиции и её цели
    Экспедиция академика Н.К.Рериха в Центральную Азию была организована Музеем Рериха в Нью-Йорке и Международным центром искусств «Corona Mundi» («Венец Мира»). Она, по свидетельству Ю.Н.Рериха, «дважды обошла вокруг земель, составляющих сердце Азии».
    В состав алтайской части экспедиции входило семь человек: Николай Константинович Рерих, его жена Елена Ивановна, сын Юрий Николаевич, сотрудники Нью-Йоркского Музея Рериха — Морис Михайлович Лихтман и Зинаида Григорьевна Лихтман (позднее Фосдик), тибетский лама Церинг и ладакец Рамзана.
  • К картине С.Н.Рериха. РОЗЫ. 1938
    На нашем жизненном пути постараемся нигде не пройти мимо красоты, которой наполнена и переполнена Вселенная, построенная по её законам. И чем больше мы будем замечать её, тем духовно богаче будем становиться. Многие привыкают к явлению цветов и смотрят на них равнодушно, но если мы поразимся красотой, заключённой в каждом цветке, наше бытие станет неизмеримо богаче и радостнее.
  • «Трудный и радостный путь домой»
    Первый раз я увидела Святослава Николаевича, когда была ещё школьницей, это было в Индии, в Бомбее, где мой отец находился в командировке. Я со своей старшей сестрой приехала на летние каникулы к родителям. Помню, как Святослав Николаевич с Девикой Рани пришли к нам в гости. Это было летом 1962 года.
  • Пояснение к картине С.Н.Рериха. СВЯЩЕННАЯ ФЛЕЙТА. 1968
    Учёные утверждают, что цвет и звук — универсальные средства от всех зол. Красота и гармония усмиряли даже диких животных. Пусть же снова зазвучит священная флейта Бога Кришны. (Н.К. Рерих)
  • Святослав Николаевич Рерих. 1904 – 1993
    «Могу сказать, что я горжусь и счастлива моими сыновьями». «...С самого детства они были моей радостью и гордостью. Оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идёт своим путём. Никогда не навязываю им моего пути. Они идут к той же цели в своём понимании, и мы сходимся на конечном предуказанном пути. Оба в силу даровитости — трудные. Оба большие труженики... В детстве я очень следила за их наклонностями, вкусами и чтением. Никогда не давала им читать пошлейшие рассказы для детского возраста. Любимым чтением их были книги, популярно изложенные профессорами по всем отраслям знания...»
  • Светлые встречи. Из воспоминаний В.Я.Кашкалды
    Незабываемое впечатление на зрителей произвело выступление С.Н.Рериха на торжественном вечере, посвящённом Н.К.Рериху и проходившем в Москве в Большом театре 21 ноября 1975 года. Святослав Николаевич стоял за кафедрой на сцене величественный и торжественный. Ни одна фотография не может передать сильный свет его духовного облика.
  • Из заключительного слова С.Н.Рериха на юбилейной конференции в Музее искусств народов Востока. 30.10.1984. Москва
    Сейчас во всём мире идёт большая переоценка ценностей. Наследие Николая Константиновича и Елены Ивановны всё больше понимают и принимают во всём мире. На всех языках печатаются их труды, выходят прекрасные книги, прекрасные издания. У меня в Бангалоре стоят длинные полки этих книг. Что это доказывает? — Что человечество ищет, человечество хочет найти. Уже недостаточно тех узких рамок, в которых мы жили, привыкли как-то существовать.

 

 
Мысли на каждый день

Лестница восхождения есть мера великодушия, значит, великодушие может быть постигаемо ежедневно.

Мир Огненный, ч.2, 280
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Неслучайно-случайная
статья для Вас: