Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Мир делится по качеству сознания, и степень невежества есть мерило.
Община, 193

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Памятные даты
Новости

13 ноября — день рождения Зинаиды Григорьевны Фосдик 13 ноября — день рождения Зинаиды Григорьевны Фосдик

Зинаида Григорьевна Фосдик родилась 13 ноября 1889* года. Ближайшая сотрудница Рерихов в Америке, она была бессменным стражем Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке.

«Зинаида Григорьевна — мой доверенный Друг и наш сотрудник вот уже много лет. Она всем существом своим предана Служению и Великому Владыке. Она охраняет основы Дел и творческую деятельность Н.К. и много помогает мне. Если бы не она, у меня были бы связаны руки и я не могла бы продолжать свою основную работу.

Я целиком доверяю ей и знаю её абсолютное бескорыстие и преданность Великому Владыке. …Огромная работа поручена ей — защищать основы Дел и Знамя Мира, а также продолжать деятельность Общества Агни Йоги и выпуск всех его изданий…

Я люблю её и утверждаю, что она является самым ценным сотрудником и другом». (Из письма Е.И.Рерих Б.Н.Абрамову).

Зинаида Фосдик (в девичестве Шафран) родилась в Одессе. С ранних лет обладала музыкальным талантом. Окончила Школу Леопольда Годовского,  концертировала в Европе, а в 1912 году, после смерти отца, с матерью переехала в Нью-Йорк.

В декабре 1920 года в Нью-Йорке открылась первая большая выставка работ Н.К. Рериха. Зинаида Григорьевна пришла на открытие и была представлена Рерихам.

«Этот великий человек и его жена приняли меня так, как будто знали меня! Более того, они начали говорить со мной о своих планах на будущее, их миссии в Соединенных Штатах и о том, что должно было последовать далее… И что самое удивительное, наши пути должны были слиться…!

В тот же вечер были заложены идеи общей работы — создания первой из наших организаций, основанных профессором Рерихом, — Мастер-Школы Объединённых Искусств. За ней должны были последовать другие культурные центры: Кор Арденс, Корона Мунди и позже Музей Рериха, Пресс-центр Музея, многочисленные Рериховские общества и другие организации.

Этот вечер стал началом моего ученичества, которое впоследствии переросло в духовное ученичество под руководством Николая Константиновича Рериха, в теснейшем сотрудничестве с ним и Еленой Ивановной Рерих».

В 1949 году З.Г. Фосдик возглавила Музей Н. Рериха в Нью-Йорке. «Страж Верный» — так говорили о ней Рерихи. 

Приведём выдержки из звукового письма Зинаиды Григорьевны, присланного Н.Д. Спириной 6 октября 1978 года.

«Николай Константинович говорил, что Алтай — это жемчужина Сибири, а будущее всех народов связано с Россией. И ещё он сказал: "Россия поведёт все народы", и этим мы живём в Америке и стремимся к будущему. Судьба определила нам быть здесь, и это очень важно, потому что наш Музей — это звено, именно звено культурное, между Советским Союзом и Америкой. Культурное, я повторяю — культурное, потому что это единственная связь, которую мы можем создавать на почве культуры.

Когда Николай Константинович сюда прибыл, он хотел ознакомить Америку с русской культурой, и он это делал очень широко. Были его замечательные картины, показанные в то время здесь, которые указывали на величие старой Руси и на возможности новой Руси. Это он давал нам на своих выставках. И после этого он писал ещё очень много. У нас есть целый ряд превосходных английских книг, в которых он писал, что есть Россия и о значении России для грядущего. А говорил он, конечно, даже больше, чем писал. И потому это так радостно видеть. И я это говорю всем тем, с кем встречаюсь, когда я возвращаюсь на Родину; я всегда говорю: поощряйте вашу молодёжь приезжать в Америку и говорить о культуре русской. Не только приезжать и посмотреть — всё очень приятно и красиво, но и говорить о русской культуре — это необходимо. Николай Константинович только так и делал. А теперь я так счастлива, что у вас на Родине всё время пишутся о нём книги, посвящаются ему поэмы, замечательные статьи; всё это величайшая радость.

Этого и хотели Николай Константинович и Елена Ивановна, они оба к тому и стремились, чтобы русская культура прочно была известна тут, чтобы её полюбили и оценили. Об этом надо и нам думать; и это меня очень радует».

З.Г. Фосдик ушла из жизни 16 июля 1983 года.

_____
* Год рождения, возможно, не точен, но принято считать верной эту дату  — 1889.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

НОЯБРЬ 2024

4 ноября – День народного единства.
13 ноября – день рождения Зинаиды Григорьевны Фосдик (1889-1983).

4 ноября – День народного единства.
13 ноября – день рождения Зинаиды Григорьевны Фосдик (1889-1983).
17 ноября:
1875 – основание Е.П. Блаватской Теософического общества в Нью-Йорке.
1923 – инкорпорирован Музей Николая Рериха в Нью-Йорке.
1921 – основание в Нью-Йорке по инициативе Н.К. Рериха Мастер-Института Объединённых Искусств.
19 ноября  – день рождения М.В. Ломоносова (1711-1765).
21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
24 ноября – день рождения А.В. Суворова (1729/1730 - 1800). 



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

23 октября 2024 г.  —  120 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха (1904 - 1993) 23 октября 2024 г. — 120 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха (1904 - 1993)

Святослав Николаевич Рерих — выдающийся художник и культурный деятель,  педагог, исследователь редких растений Индии и Тибета — родился 23 октября 1904 года в Петербурге, в семье Н.К. и Е.И. Рерих. В 2024 году исполняется 120 лет со дня рождения художника.
Первые уроки рисования Святослав получил в гимназии К.И. Мая, у него рано пробудился интерес к естественным наукам.
В 1919 году семья Рерихов переезжает в Лондон, здесь Святослав готовится к поступлению на курс архитектуры в Королевскую академию искусств, занимается живописью и скульптурой.
С 1920 года Святослав  Рерих живёт в США, учится в Колумбийском университете на архитектурном отделении. Осенью 1921 года переходит на учёбу в Гарвардский университет и одновременно посещает занятия на скульптурном отделении Массачусетского университета.
Всё это время С.Н. Рерих активно участвует в работе культурных организаций, созданных в Америке Н.К. и Е.И. Рерихами.
С 1928 года семья Рерихов живёт в Индии, в долине Кулу (г. Наггар), где начинает работать основанный ими Институт Гималайских исследований «Урусвати». В Институте С.Н. Рерих заведует секторами ботаники, орнитологии, кристаллографии, изучает тибетскую фармакологию, исследует эфироносные растения, организовывает экспедиции по сбору редких растений.
Продолжая совершенствовать свой художественный талант, Святослав Рерих становится самобытным художником, создаёт множество необычных и замечательных по красоте полотен — пейзажей и портретных работ. Красота, по мысли Святослава Николаевича, даёт не только эстетическое наслаждение; стремление к Прекрасному — вот путь к формированию нового, более совершенного человека.
В 1940-х годах Святослав Рерих вместе с женой, индийской актрисой, поселяется в Бангалоре (Южная Индия). Живя в Индии, он хорошо изучил её историю, культуру, искусство и на своих полотнах запечатлел самобытную красоту этой страны и её талантливый трудолюбивый народ.
В 1960 году Святослав Рерих по приглашению Н.С. Хрущёва приезжает в Москву, чтобы открыть первую персональную выставку своих картин на Родине. После этого он неоднократно посещал Советский Союз.
В 1989 году по инициативе С.Н. Рериха в нашей стране был создан Советский Фонд Рерихов, куда в 1991 году он передал бесценные для человечества архивы семьи Рерихов.
«Россия, — говорил Святослав Николаевич, — это пространство будущего. России предопределена великая, космическая роль на земле».
Святослав Николаевич Рерих ушёл из жизни 30 января 1993 года в г. Бангалоре.

Н.Д. Спирина. АПОСТОЛ КРАСОТЫ (1993)

Выступление в день памяти Святослава Николаевича Рериха

Святослав Николаевич Рерих искал красоту, находил её и передавал её людям. Его девизом было: «Будем всегда стремиться к Прекрасному». В этом был подвиг его жизни, его миссия. В эпоху безобразия, сгущённого до предела, его призыв к Прекрасному и внесение его в жизнь через искусство, мысль, слово и действие давало свет и радость тем, кто могли его дар воспринять. Потому что мало дать, надо, чтобы дар был принят. Те, кто его приняли, идут по пути жизни уже не ощупью, в полной тьме, но их путь освещён лучом понимания, и луч помогает не свернуть в сторону и не сорваться в пропасть.

В утверждениях великих людей не бывает ничего случайного, и всё, что они говорят, имеет глубокий и многогранный смысл. Что же такое то Прекрасное, та Красота, которую исповедует и которую призывает исповедовать Святослав Рерих? Её можно понимать и однозначно, по-житейски, и широко и глубинно, и космически. Как всегда, обратимся к Учению Живой Этики, к Учению Жизни и о Жизни. Что говорит оно? Вчитываясь в слова Учения, сказанные по этому поводу, мы начинаем понимать, что красота не только в искусстве и природе, но она может и должна быть выявлена в мыслях, словах и действиях; мы начинаем понимать, что она — этична. Ведь употребляем же мы выражения вроде «некрасивый или красивый поступок» и так далее. Живая Этика говорит: «Только соизмеримость между действием и красотою даёт формулу жизни. Так создание лучших эволюционных ступеней может утвердиться соизмеримостью красоты»1.

Великие духовные Учителя, Светочи Мира, являли всем своим обликом захватывающую дух красоту. Изучая воспоминания о Них, мы начинаем понимать не только «что такое хорошо и что такое плохо», но также «что красиво и что некрасиво». И красота, как магнит, притягивает к себе. Мы знаем, как тянутся люди к великим подвижникам, к их духовной, без всяких изъянов, красоте. И мы начинаем, в нашей малой мере, стараться вносить в наш быт культуру поведения, которая тоже есть красота. И тогда улучшается атмосфера вокруг нас, и нам и ближним нашим становится легче дышать. Потому что красота есть озон души, прана сердца. Прану гор и лесов мы знаем; теперь, в следующем витке спирали, мы подходим к пране духовной, без которой никакая природная прана полностью не поможет. Потому так жизнен завет Святослава Николаевича: «Будем всегда стремиться к Прекрасному».

Теперь, когда распоясавшаяся тьма сознательно и планомерно насаждает всеми доступными ей средствами культ безобразия во всех областях жизни, искусства и литературы, этот призыв актуален как никогда.

Живая Этика говорит: «...Красота не терпит уродства»2. «Можно научиться чуять себя вне пошлой обыденности и приобщиться духом к явленному миру красоты»3.

Но к восприятию Прекрасного нужно воспитывать себя, чтобы быть в состоянии приобщиться к нему. «Нужно сначала привыкать к утончению своих чувств, чтобы насытить дух необходимыми влечениями к Миру Красоты»4. И начинать можно с тех простых средств, которые у нас под рукой. «Когда вы радуетесь цветам, когда углубляетесь мыслью в их чудесное строение, создание малого зерна, когда цените свежий аромат, тогда уже прикасаетесь к Тонкому Миру. Можно и в цветах земных, и в оперении птиц, и в чудесах неба найти радость ту самую, которая готовит к вратам Огненного Мира. Главное, не будьте умершими для красоты»5.

«Изучить все выделения природы и осознать их красотой — значит дать людям крылья. ...Крылья вознесут к свету»6. «К тебе придут, яви огонь, он им нужен. (...) Не закрой путь для новых стучащихся. (...) Знающий красоту не собьёт путника»7. «У врат Нового Мира толпы, но не знают Врат. Но легки ступени духа и единым желанием становятся на место вещи мира. Несущие желание красоты — Благо вам»8.

И Святослав Рерих всем своим обликом и всем своим трудом и творчеством не только несёт нам красоту, но и пробуждает наше стремление к ней. Он знает, что «произнёсший красота  — спасён будет»9. «Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество. (...) Учи счастью красоты»10.

И для тех, кто стремится к Высшему Миру, к подлинному общению с Иерархией Света, путь один: «Через красоту подойдёте. Поймите и запомните. Вам Поручил сказать — Красота. (...) Я сказал — Красота. И в бою, и в победе Я сказал — Красота. (...) В ней путь ваш. И ею встречу тех, кто дойдёт до Меня.
А они уже идут»11.

7 февраля 1993 г.


1 Беспредельность. 768

2 Агни Йога. 337.

3 Иерархия. 177.

4 Мир Огненный. III. 248.

5 Мир Огненный. I. 638.

6 Листы Сада Мории. Зов. 3.06.1922.

7 Там же. 2.05.1922.

8 Там же. 2.06.1922.

9 Там же. 1.03.1922.

10 Там же. 4.07.1921.

11 Там же. 26.07.1922.



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

9 октября - день рождения Николая Константиновича Рериха 9 октября - день рождения Николая Константиновича Рериха

Имя великого русского художника Николая Константиновича Рериха занимает почётное место в истории отечественной и мировой культуры. Его творчество столь многогранно, а достижения столь велики, что не могут не вызывать удивления и восхищения. «Сделанное Рерихом не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях» — так сказал о Н.К. Рерихе сибирский учёный академик А.П. Окладников. 
Рерих известен всему миру прежде всего как художник, но в мировую культуру он внёс большой вклад ещё и как писатель, археолог, путешественник, философ и общественный деятель. В своём многогранном творчестве он соединил мудрость Востока и культуру Запада.
За свою жизнь художник написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин. Полотна Николая Рериха представляют собой «кристаллы сгущённого Света, собранного в определённых сочетаниях в форме картин».
Н.К. Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. В 1897 году окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, в 1898 году – юридический факультет университета.
Уже в студенческие годы Николай Рерих избран в члены Императорского Русского археологического общества. С 1901 года – секретарь Императорского общества поощрения художеств, а с 1906 – директор Рисовальной школы. В 1909 году Николай Рерих избран академиком Императорской Академии художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства».
Николай Рерих – один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси (1915–1917), а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1909–1917). В 1921–1922 гг. Рерих создаёт уже в США три культурно-просветительские учреждения: Институт объединённых искусств, объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце») и Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»).
В 1923 г. в Нью-Йорке открыт Музей Николая Рериха, ставший первым музеем русского художника за рубежом.
В 1923 –1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой проходил через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – Маньчжурскую экспедицию, прошедшую через Японию, Китай, Маньчжурию, Внутреннюю Монголию.
В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский институт научных исследований «Урусвати».
15 апреля 1935 года в Вашингтоне в присутствии президента США Ф. Рузвельта и представителей 20 стран Латинской Америки был подписан Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, названный Пактом Рериха. Это первый международный договор по охране культурных ценностей. В 1942 году в Нью-Йорке по инициативе Н.К. Рериха была основана Американо-Русская культурная ассоциация (АРКА), где он избирается почётным Президентом.
В 1946 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но в 1947 году заболевает и 13 декабря уходит из жизни.

Перейти на страницу Н.К. Рериха >>>


Альбом "Николай Рерих"




Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

5 октября - день памяти Елены Ивановны Рерих 5 октября - день памяти Елены Ивановны Рерих

5 октября 1955 г. закончился земной путь Елены Ивановны Рерих.
Е.И. Рерих — великая русская женщина, взявшая на себя труднейшую миссию — возвестить человечеству о наступлении Новой Эры и принести людям давно утраченные знания о Законах Бытия — Учение Живой Этики (Агни Йогу). Она «приняла на себя всю тягость провозвестия Нового Учения, старого как мир, но облечённого в новую форму и дополненного тем, что из Сокровенного Знания должно и можно было выдать человечеству на данной ступени его эволюции» (Грани Агни Йоги. 1969).
«Чем можем мы почтить Матерь Агни Йоги? Чего ждёт она от нас? Не словесного почитания, но посильного претворения чего-то из принесённого ею. Претворяя Заветы, в которые она вложила всю себя, мы сделаем её подвиг не напрасным. Почтить её мы можем в действиях, направленных на совершенствование себя и тем самым и нашего окружения, ибо, как сказано, не может человек восходить или нисходить только сам по себе» (Н.Д. Спирина).


 
 


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

ОКТЯБРЬ 2024
5 октября - день памяти Елены Ивановны Рерих (1879-1955).
7 октября - день официального открытия Музея Н.К. Рериха в Новосибирске (2007) .
8 октября - день памяти Преподобного Сергия Радонежского (1314-1392).
9 октября - 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947), День Культуры.
23 октября - 120 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха (1904-1993).


1 октября – Международный день музыки.
5 октября - Всемирный день учителя.



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

5 сентября — день памяти Б.Н. Абрамова 5 сентября — день памяти Б.Н. Абрамова

5 сентября — день памяти Бориса Николаевича Абрамова (1897 - 1972) — духовного ученика великого художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха. Долгие поиски смысла жизни привели его к Учителю и к Учению Живой Этики.
В 1940-е годы Борис Николаевич стал воспринимать приходящие из пространства мысли и записывать их. Послав записи Елене Ивановне Рерих, он получил от неё ответ, подтверждающий их Высокий Источник.
До конца своих дней Б.Н. Абрамов вёл эти Записи, которые спустя несколько десятилетий стали известны как «Грани Агни Йоги». В них мы находим слова и о самом Борисе Николаевиче, и о значении его Записей.
«Ценность этих записей в том, что написаны в одном ключе, что и Учение [Живой Этики], и в полном созвучии с последним. До сих пор не было ещё написано рукой человеческой ничего, подобного им» (Грани Агни Йоги. 1968 г., 74). «Сын мой, изумительнейшую и редчайшую способность имеешь мысли, посылаемые Владыкою, ясно и чётко запечатлевать. Эту способность цени. Равных себе мало найдёшь среди смертных и можешь считать, недаром достался этот великий дар духа» (Грани Агни Йоги. 1956 г., 674).
«Пиши. Каждая записанная мысль будет вкладом в Сокровищницу накоплений человеческого духа. Многие хотели бы писать, но неоткуда черпать. Ты же имеешь неиссякаемый Источник Мудрости Учителя, откуда тебе черпать право дано» (Грани Агни Йоги. 1958 г., 697). 
 



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

Читать статьи журнала "Восход" по теме:  ЛАМПАДА ПУСТЫНИ

СЕНТЯБРЬ 2024

1 сентября – День Знаний. 
5 сентября – день памяти Бориса Николаевича Абрамова (1897 – 1972). 
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы .
21 сентября – Международный день мира. 
21 сентября – День воинской славы России. Годовщина Куликовской битвы (1380).
30 сентября – день памяти святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

16 августа — день рождения Ю.Н. Рериха 16 августа — день рождения Ю.Н. Рериха

16 августа — день рождения Юрия Николаевича Рериха (1902 – 1960), учёного-востоковеда, путешественника, общественного деятеля.

  «...НА СТРЕМИТЕЛЬНОМ ВЗЛЁТЕ ВОЛНЫ»*

Семья Рерихов явила нам пример того, как надо идти по жизни, озаряя «этот тернистый путь светом своей мудрости и знания и направляя его к звёздам».
Эта статья расскажет о творческом пути старшего сына Рерихов — Юрия Николаевича. По словам его матери, Елены Ивановны, он был человеком многих дарований. Она писала: «...разносторонность в знаниях сына при большой даровитости — совершенно исключительное явление, и здесь [в Индии] его очень оценили… Но никто ещё не мог оценить всего размаха его знания, хотя и приходится слышать, что Юрий Николаевич не знает ещё сам, какую мощь даёт ему знание!»
Николай Константинович прозорливо усмотрел в старшем сыне будущего учёного-востоковеда и начал готовить его к этой деятельности.
                                                                         Путь к заветной мечте
К 17 годам Ю.Н. Рерих уже знает латинский, греческий, многие европейские языки. Свободное владение ими открыло ему доступ к европейской востоковедческой литературе.
В Англии, в Школе восточных языков индоиранского отделения Лондонского университета, он изучает персидский язык и санскрит (1919 – 1920). Его успехи были столь значительны, что директор школы, британский востоковед Денисон Росс, продолжал интересоваться учёбой талантливого юноши и после перевода Юрия в Гарвард, в Америку, куда он вместе с родителями переезжает в 1920 году и продолжает учёбу в университете на отделении индийской филологии.
Гарвардский университет Ю.Н. Рерих окончил в 1922 году со степенью бакалавра индийской филологии. Своё образование он завершает в Парижском университете, Сорбонне (1922 – 1923), получив учёную степень магистра индийской словесности. К 21 году Ю.Н. Рерих был уже прекрасно подготовленным учёным-востоковедом, которому не хватало лишь широкого поля деятельности. Экспедиция в Азию, задуманная Н.К. Рерихом ещё в 1913 году, сложилась ко времени завершения образования Юрия Николаевича во Франции, откуда осенью 1923 года вся семья отправилась в Индию.
                                                                     Центрально-Азиатская экспедиция
Экспедиция началась в Сиккиме, где Рерихи пробыли более года, знакомясь в монастырях с древним буддийским искусством. Была собрана богатейшая коллекция танок — тибетских икон. Итогом их изучения стала монография Юрия Николаевича «Тибетская живопись». Данный труд является одним из наиболее значительных по буддийской иконографии.
Среди напряжённой полевой работы Ю.Н. Рерих вёл дневник, который лёг в основу его книги «По тропам Срединной Азии». Длительное пребывание экспедиции среди тибетских племён дало Юрию Николаевичу возможность стать единственным в мире специалистом по тибетским диалектам. Именно знание тибетского и монгольского, а также древних восточных языков, таких как санскрит, пали и другие, позволило ему понять искусство и мировоззрение народов, жизнь которых он изучал.
Ю.Н. Рериху были особенно интересны сказания о Гесэр-хане — герое монголо-тибетского эпоса. Благодаря знанию местных языков и наречий Юрию Николаевичу удалось записать различные версии «Гесэриады» непосредственно от сказителей.
По завершении Центрально-Азиатской экспедиции (1928) исторические, археологические, этнографические и другие находки Рерихов исчислялись тысячами. Обширные научные материалы требовали систематизации и обработки. Вскоре родилась идея создания для этой цели научно-исследовательской станции.
                                                                                 Город Знания
24 июля 1928 г. Рерихи основывают в Дарджилинге [Восточные Гималаи, Индия] Институт Гималайских исследований «Урусвати», который в декабре этого же года был перебазирован в долину Кулу [Западные Гималаи, Индия]. Его почётным президентом-основателем стала Елена Ивановна Рерих. Для осуществления таких грандиозных планов требовался не только талантливый организатор, но прежде всего учёный с именем, известным в научных кругах. Им стал Юрий Николаевич Рерих. В ту пору ему было 26 лет, и для него начался новый период деятельности.
Научная деятельность Института продолжалась с 1930 по 1942 год. В очень короткий срок были собраны богатейшие ботаническая и зоологическая коллекции. Одной из задач Института «Урусвати» было проведение научных исследований в области местной фармакопеи.
Большое значение придавалось археологии. Было запланировано и изучение космических лучей, «дающих человечеству новые ценнейшие энергии».
Деятельность Ю.Н. Рериха в Институте «Урусвати» не ограничивалась организаторскими функциями. Его исследования в области тибетологии и буддологии, монголоведения и индологии, результаты филологических, историко-культурных и археологических изысканий уже в 1930-е годы прочно утвердили его имя в ряду выдающихся востоковедов.
Очень значительными оказались исследования Ю.Н. Рериха по тибетологии. На основе собранных им лингвистических материалов он работает над фундаментальным тибетско-английским словарём с санскритскими эквивалентами важных буддийских терминов, включая также слова, заимствованные из китайского, монгольского, хинди, урду, персидского и других языков.
Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями (в 11 томах) будет выпущен Институтом востоковедения АН СССР уже после ухода из жизни его автора, в 1980 – 1990-е годы.
Среди трудов Ю.Н. Рериха особое место занимают работы по истории Тибета. Его перевод фундаментального трактата тибетского учёного XV века Гой-лоцзавы Шоннупэла «Голубые Анналы» («Синяя Летопись») по истории средневекового Тибета (из 15 книг) и комментарии к нему стали значительным вкладом в историческую литературу.
События Второй мировой войны приостановили деятельность Института, так как все международные связи были нарушены, однако научная работа Ю.Н. Рериха продолжалась.
                                                                                   На Родине
В августе 1957 года, при содействии Н.С. Хрущёва, Ю.Н. Рерих смог осуществить желание родителей — вернуться на Родину.
Местом работы Ю.Н. Рериха в Москве стал Институт востоковедения Академии наук СССР, где ему пришлось столкнуться с жёстким аппаратом чиновников, но, несмотря на препятствия и неимоверные трудности, за два с половиной года он сумел сделать то, на что у других ушла бы целая жизнь.
Вот что писал он Святославу Рериху о своей работе: «Дела мои развиваются. Вывешен приказ о назначении заведующим сектора философии и истории религий (Индии). Присудили степень доктора филологических наук. Кроме того, открывается сектор в Институте Китаеведения и приглашают "по совместительству" туда. Затем Ленинградский университет (периодически), Институт в Улан-Удэ... и Монголия. Как всё это совместится, ещё не знаю, но размах есть. В Ленинграде встреча была очень тёплая, а выступление в Географическом обществе окончилось ovation [аплодисментами]. ...Для "Большой Советской Энциклопедии" написал статью о буддизме».
«Много отчётных собраний по Академии Наук. Три раза в неделю читаю лекции, кроме того, много организационной работы».
Особой заботой Ю.Н. Рерих окружил молодых аспирантов, которым преподавал тибетский и санскрит.
Юрий Николаевич возобновил знаменитую серию «Библиотека Буддика», основанную академиком С.Ф. Ольденбургом в 1897 году. Был научным редактором книг, среди которых сборник древних изречений Будды — «Дхаммапада», переведённый с пали В.Н. Топоровым.
«...Задача, с которой Юрий Николаевич приехал на Родину, была гораздо шире чисто научной сферы и заключалась в том, чтобы дать импульс к формированию нового сознания у соотечественников, подвести их к тем новым идеям и путям, которые он почерпнул в источнике великой восточной мудрости. И эту задачу он выполнил через возвращение Родине принадлежащего ей всего духовного богатства семьи Рерихов: картин, книг, — и тем самым заложил фундамент будущих достижений». Эту работу он вёл параллельно с научной: организовывал выставки картин отца, добивался публикации его трудов, проводил лекции о его творчестве.
Первая выставка открылась в Москве 12 апреля 1958 года. «Грандиозный успех, — сообщал Юрий Николаевич Святославу Рериху. — Ежедневно тысяч пять посетителей...».
11 мая 1960 года в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась персональная выставка Святослава Рериха, в организации которой участвовал Юрий Рерих. А 21 мая он ушёл с земного плана, ушёл неожиданно для всех. По словам П.Ф. Беликова, «жизнь Юрия Николаевича не знала спадов, и покинул он её на стремительном взлёте волны».
Нирмал Сингх, директор Института тибетологии в Гангтоке, говорил, что Ю.Н. Рерих не знал границ в области познания, но он «как человек был даже ещё более велик, чем Юрий Николаевич Рерих как учёный».
«Эрудиция Юрия Николаевича была настолько глубокой, всеохватывающей, что рядом с ним никого нельзя было поставить, — вспоминает его ученица В.С. Дылыкова-Парфионович. — Я даже не могу найти слов... чтобы выразить, какое впечатление производил Юрий Николаевич на всех окружающих своими познаниями. При всём том ему были свойственны необычайная скромность, отсутствие каких-либо амбиций, чувства превосходства. Он щедро и благожелательно отдавал всем сокровища своего ума и знаний и делал это как-то очень естественно, без намёка на какое-либо менторство».
Те, кому посчастливилось сотрудничать с Юрием Николаевичем или быть его учеником, отмечали многогранность его облика, который трудно было охватить целиком. «Среди многих сеятелей Он знал, что Поле и Познающий Поле — Едины. И Его посев был шире широкого».
  *Автор статьи Н.Ф. Василькова (текст дан в сокращении).


 Список использованной литературы:

1. Беликов П.Ф. Непрерывное восхождение. Т. 1. М., 2001.
2. Дылыкова В.С. Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. М., 2002.
3. Рерих Е.И. Письма. Т. 1, 8, 9. М., 1999, 2008, 2009.
4. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1999.
5. Рерих С.Н. Письма. Т. 2. М., 2005.
6. Рерих Ю.Н. Письма. Т. 1, 2. М., 2002.
7. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы. Самара, 1999.
8. Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 4. Новосибирск, 2011.
9. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Вып. 1 – 11. М., 1983 – 1993.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

12 августа - день рождения Елены Петровны Блаватской 12 августа - день рождения Елены Петровны Блаватской


Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия, служение Общему Благу, делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества. Такой была миссия Елены Петровны Блаватской.
Прошло 133 года с тех пор, когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать её жизнь, которую можно назвать подвигом.
Е.П. Блаватская родилась 12 августа 1831 г. на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепр), в аристократической семье. Бабушка по материнской линии, княжна Елена Павловна Долгорукая (в замужестве Фадеева), принадлежала к одному из самых древних русских родов, восходящих к Рюрику.
Мать Блаватской Елена Андреевна Ган была талантливой писательницей, её даже называли «русской Жорж-Занд». Она ушла из жизни рано, не достигнув 25 лет, оставив двух малолетних дочерей.
Походная жизнь отца Елены Петровны, офицера-артиллериста, лишала его возможности самому воспитывать дочерей, и воспитание их взяла на себя бабушка Е.П. Фадеева. Она была доброй и прекрасно образованной женщиной, владела в совершенстве пятью иностранными языками, углублённо занималась естественными науками, замечательно рисовала.
Светлое детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей, в раннем детстве — в общении с природой на Украине, а затем — в средней полосе России и на Кавказе.
Блаватская с детства имела Высокого Покровителя, который являлся ей в сновидениях, в моменты опасности для жизни появлялась незримая помощь. Она предчувствовала своё предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет при встрече со своим Покровителем.
В 17 лет начинаются её странствия по разным странам и городам.
Первая встреча Е.П. Блаватской с Великим Учителем состоялась в Лондоне в 1851 году. Вся дальнейшая её жизнь — это непрерывное сотрудничество с Учителем с целью сдвига сознания людей посредством передачи им сокровенных знаний Востока, необходимость которых слагалась всеми особенностями данной эпохи.
Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству, но на Востоке к этому отношение иное. В 1886 г., подтверждая публикации Блаватской о Махатмах, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором подтверждали Их существование.
Последний период жизни Е.П. Блаватской, который она, начиная с 1873 года, провела последовательно в Америке (1873 – 1878), Индии (1878 – 1884) и Европе (1884 – 1891), был настолько известен, что его можно проследить день за днём во всех подробностях.
В 1875 году в Нью-Йорке Блаватской было основано Теософское общество, председателем его стал полковник Г. Олькотт — преданный сотрудник Елены Петровны, а сама она заняла скромную должность «секретаря для связи с корреспондентами».
Были определены цели Теософского общества: 1. Создание ядра всеобщего братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи. 2. Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения. 3. Исследование необъяснённых законов природы и психических сил, скрытых в человеке.
В Америке Елена Петровна создаёт своё первое произведение — «Разоблачённая Изида» в 2 частях. В нём около 1500 страниц. Начата книга в 1876 году, издана — в 1877-м. 
Знания, даваемые человечеству Великими Учителями через Е.П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», — это Откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, о вечности и периодичности Бытия, об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная.
Изида символизирует собой Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова (разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, это часть тех знаний, которые были даны человечеству для ускорения его продвижения по пути эволюции.
«Тайная Доктрина» — труд в 2 томах — создавался с 1884 по 1891 год. В первом томе повествуется о происхождении миров, излагается, как развивался наш земной шар и его низшие царства до появления на нём человеческой формы; во втором — об эволюции человека. Первый и второй том были переведены с английского языка на русский Е.И. Рерих.
Елена Ивановна пишет, что своим недоверием и преследованиями люди убили Е.П. Блаватскую и не дали ей возможности завершить свою миссию — «она не смогла написать третий том…» «Третий том "Тайной Доктрины", как он собран Безант, является сборником статей, оставшихся после Блаватской, неопубликованных и даже не просмотренных ею окончательно».
Пробыв в Америке пять с половиной лет, Блаватская приехала в Индию и основала в Адьяре Теософское общество, которое во многом способствовало возрождению буддизма и индуизма в этой стране. Теософское движение оказало индусам великую услугу, возвращая им их же духовные ценности.
Влажный климат Индии оказался вредным для здоровья Елены Петровны, и в 1884 г. ей пришлось окончательно переехать в Европу.
По приезде в Европу Блаватская избрала местом жительства тихий Вюрцбург, потом Остенде, а с 1888 до 1891 год она жила в Лондоне. Жизнь её после отъезда из Индии полностью была посвящена работе над «Тайной Доктриной», которую она считала делом своей жизни.
Пять лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий, мученичеством, но несмотря на это работала она по 12 часов в сутки, не давая себе отдыха среди дня. А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были ученые, писатели, репортёры и простые люди.
Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А. Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А. Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогали ему в его творчестве.
«Факелы клеветы» очень ярко освещали путь Е.П. Блаватской — клеветники и невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных писем, предательство облагодетельствованных ею людей — всё пришлось перенести этой мученице за Свет и Истину.
8 мая 1891 года Е.П. Блаватская ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом, — как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь.
Е.И. Рерих писала: «Подвиг её был велик. Одинокая, всеми преследуемая, всеми и во всём подозреваемая, без средств, без знания языка прибыла она в Америку, чтобы явить миру прекраснейшее Сокровенное Учение, дать впервые религиозно-философский синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним. Кто не преклонится перед нею, принявшей на себя такой подвиг среди бездны невежественных отрицаний, подозрений и гонений? Истинно, она была мученицей за уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и разлагающего материализма. Но это мученичество сплело ей новый прекрасный ВЕНЕЦ. Пошлём ей наше восхищение, нашу признательность и нашу любовь».

Текст составлен на основе Учения Живой Этики, писем Е.И. Рерих, выступлений Н.Д. Спириной, биографического очерка Е.Ф. Писаревой «Елена Петровна Блаватская», книги С. Крэнстон «Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения».


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:


Памятные даты 1 - 10 из 46
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


Дорогие друзья! Содержание этой страницы постоянно обновляется.
На ней  вы можете найти подробное описание памятных дат на ближайшие дни.
Если вы зашли сюда по чьей-то ссылке и не нашли информацию об интересующем вас человеке или событии, скорее всего, нужный вам текст можно найти на других страницах сайта. Воспользуйтесь формой поиска в правом верхнем углу страницы.