Учение Живой ЭтикиМузей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
ИЦ РОССАЗИЯ
Журнал ВОСХОД
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
АВГУСТ 2016
Актуально



 

Новости

12 августа - день рождения Елены Петровны Блаватской 12 августа - день рождения Елены Петровны Блаватской

(по материалам докладов Н.Д. Спириной и Е.П. Писаревой)

Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия служения Общему Благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества.

Такой была миссия Елены Петровны Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор, когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг её жизни.

Е. П. Блаватская родилась в 1831 г., 12 августа, на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в аристократической семье, совместив в себе физическую наследственность трёх наций Европы (по материнской линии — потомственные князья Долгорукие и француз-эмигрант Бандре-дю-Плесси; по отцовской — она происходила от обрусевшей ветви князей Мекленбургских).

Мать Блаватской Елена Андреевна Ган была талантливой писательницей, которую Белинский назвал «русской Жорж-Занд». Она ушла из жизни рано, не достигнув 25 лет, оставив двух малолетних дочерей.

Походная жизнь отца Елены Петровны, офицера-артиллериста, лишала его возможности самому воспитывать дочерей, и воспитание их взяла на себя бабушка по матери, княжна Елена Павловна Долгорукая, в замужестве Фадеева. Она была замечательно доброй, глубоко образованной женщиной, владела в совершенстве пятью иностранными языками, углублённо занималась естественными науками, прекрасно рисовала.

Светлое детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей: в раннем детстве в общении с природой Украины, потом — в средней России, а затем на Кавказе.

Елена Петровна с детства имела Высокого Покровителя. Он являлся ей в сновидениях, она знала и любила эти зовущие куда-то глаза. В детские годы в момент опасности для жизни появлялась невидимая помощь. Она чувствовала предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет при встрече с Учителем. Для этого она оставила родной дом, неожиданно меняла места жительства, что не даёт возможности проследить внутренний смысл жизни этого периода: о её жизни в эти годы известно как о цепи путешествий.

Первая встреча её с Учителем состоялась в Лондоне в 1851 году. Через всю жизнь Елена Петровна пронесла преданность своему Учителю. Тайна, окутывающая эту сторону её жизни, понятна тому, кто знаком с философией Востока и Теософией.

Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству; на Востоке к этому отношение другое. В 1886 г., подтверждая публикации Е. П. Блаватской, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором утверждали существование Махатм.

Чтобы стать принятым учеником Великих Учителей, требуются большой труд не одной жизни, испытания и переполняющая сердце любовь к людям. Только эти условия позволяют получить груз знаний, крупицами которых, «крохами со стола», пользуются маги и экстрасенсы, удивляющие нас своими феноменами. Этими знаниями творил свои чудеса и исцеления Иисус Христос. Но тот, кто может оживить, тот может и убить. Поэтому только всеобъемлющая космическая любовь, которая дала силы умирающему на кресте Иисусу Христу просить за распявших его: «Господи, прости их, они не ведают, что творят», позволяет овладеть ими. Вот почему такие преграды стоят на пути к этим космическим знаниям.

Переездом в Америку в 1873 г. начался третий период жизни Е. П. Блаватской — период творчества (1873—1878 гг. — Америка, 1878—1884 гг. — Индия и 1884—1891 гг. — Европа).

Седьмого сентября 1875 года состоялось открытие Теософического Общества. Это произошло в квартире Е. П. Блаватской, где собралось 17 человек, председателем его стал полковник Г. Олькотт — преданный сотрудник Елены Петровны, а сама она заняла скромную должность «секретаря для связи с корреспондентами». Впоследствии Общество было переведено в Индию, где продолжает функционировать по настоящее время, став Всемирным Теософическим обществом, имеющим филиалы во всём мире.

В Америке Елена Петровна пишет, вернее, записывает своё первое капитальное произведение «Разоблачённая Изида» в 2 частях, около полутора тысяч страниц. Начата книга в 1876 году, издана — в 1877 году. Уровень знаний, представленный в произведениях Елены Петровны, носил всеобъемлющий характер, которого она не имела, несмотря на свою высокую образованность. Очевидцы отмечали в её записях, иногда на одной странице, четыре разных почерка и стиля изложения. Сведения получались ею от Учителей; реже общение носило физический характер, чаще связи были письменные, ясновидяще-психические, астральные. Общение Елены Петровны с Великими Учителями достигало отчётливости и непрерывности, представляло собой нечто подобное беспроволочному телеграфу.

Сущностью сведений, даваемых человечеству через Е. П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», является откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, творении Космоса и Человека (микрокосма), о вечности и периодичности Бытия, об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная. Изида символизирует собой Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова (разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, и дано было свыше через Е. П. Блаватскую для ускорения продвижения человечества по пути эволюции.

«Тайная Доктрина» — труд в 3 томах, около тысячи страниц в каждом; писала его Елена Петровна с 1884 по 1891 г. Первый том приоткрывает нам часть загадок о сотворении Космоса, второй об эволюции человека, третий об истории религий; он был отредактирован и издан её учениками.

Оглядываясь на прошлое человечества, можно проследить закономерность неприятия открытий и откровений, опережающих свой век. Труды Елены Петровны встретили одинаковое сопротивление как Церквей, священные книги которых полны откровений, расшифрованных в «Тайной Доктрине», так и ортодоксальной науки. Первым и самым мощным оружием сил регресса является клевета, направленная на автора, что дискредитирует и его творения. В Учении Живой Этики говорится: «...Пусть факелы клеветы освещают путь неуклонного подвига. Называя наших послов шарлатанами, люди выдают им свидетельства необычности».

«Факелы клеветы» очень ярко освещали путь Е. П. Блаватской — клеветники и невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных писем, предательство облагодетельствованных ею людей — всё пришлось перенести этой «женщине-мученице», как она названа в Учении Живой Этики.

После переезда в Индию Елена Петровна вела большую работу, стараясь возбудить у местных жителей интерес к мудрости древнеиндусских верований, поднять дух народа воспоминанием о его былой славе.

В 1879 г. был основан журнал «Теософист», в котором публиковались выдающиеся работы Блаватской, написанные при помощи Учителей.

Влажный климат Бомбея, а затем и Адьяра, где было приобретено поместье для Общества, оказался вредным для здоровья Елены Петровны, и в 1884 г. ей пришлось окончательно переехать в Европу. Во время нескольких кризисных состояний здоровья Еленой Петровной описаны случаи чудесной помощи, исцелений, которые приходили от Учителя.

По приезде в Европу Елена Петровна избрала местом жительства тихий Вюрцбург, потом Остенд, а с 1888 до 1891 г. она жила в Лондоне. Жизнь её после отъезда из Индии полностью была посвящена работе над «Тайной Доктриной», которую она считала делом своей жизни.

Пять лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий, мученичеством, но несмотря на это работала она по 12 часов в сутки, не давая себе отдыха среди дня. А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были и литераторы, и ученые.

8 мая 1891 года Е.П. Блаватская ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом — как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь.

По словам Е.И.Рерих, если бы не злоба и зависть окружавших её, «она написала бы ещё два тома ''Тайной Доктрины'', в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей человечества. Но люди предпочли убить её...»

Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А.Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А.Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогли ему в его творчестве.

Е.И. Рерих перевела два тома «Тайной Доктрины» с английского языка на русский. Она писала: «...Е.П.Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно, из всех теософов лишь Е.П. Блаватская имела счастье получить учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенётах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е.П. Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была звеном в Иерархической Цепи». «Утверждаю, что Е.П. Блаватская была единственной посланницей Белого Братства, и она одна ЗНАЛА». «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!».

В 1924 году Н.К.Рерих написал картину «Вестник». Передавая её в дар Теософскому обществу в Адьяре (Индия), он сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвящённую Е.П. Блаватской. Пусть положит она начало будущему музею Блаватской, девизом которого будет: ''Красота — одеяние Истины''». На картине изображена женщина в буддийском храме, отворяющая двери Вестнику.

З.Г. Фосдик, ближайшая сотрудница Рерихов в Америке, поясняла, что женщина на картине символизирует человечество, а в Вестнике, возникшем на пороге храма на фоне сверкающих молний приближающейся Новой Огненной Эпохи, художник воплотил образ Е.П. Блаватской. Учителя человечества в Учении Живой Этики, обращаясь к нам, пишут: «Могут спросить, в каком соотношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите — каждое столетие даётся, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и Заповеди Моисея кульминировали древний Египет и Вавилон. Только нужно понимать значение узловых Учений («Мир Огненный» ч. 1, § 79).



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

2 августа - день рождения Б.Н. Абрамова 2 августа - день рождения Б.Н. Абрамова

Б.Н. Абрамов родился 2 августа 1897 года в Нижнем Новгороде, в семье военного, потомственного дворянина Н.Н. Абрамова. C отличием закончил Нижегородский дворянский Александровский институт, поступил на юридический факультет Московского университета, но был вынужден оставить его в связи с семейными обстоятельствами. Прошёл курс обучения в Кронштадтском военно-морском училище.

В годы Гражданской войны Б.Н. Абрамов эмигрировал в Китай. Жил в Харбине, работал в химической лаборатории, в организациях Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), сек­ретарём и заведующим студенческим клубом в Христианском союзе молодых людей, преподавал русский язык в Харбинском политехническом институте. Бориса Николаевича привлекали философские учения Востока, и он глубоко изучал их.

В 1934 году, во время научной экспедиции, в Харбин прибыл Николай Константинович Рерих вместе с сыном Юрием. Встреча с Рерихом определила всю дальнейшую судьбу Б.Н. Абрамова. Николай Константинович стал для него духовным наставником. Так долгие поиски смысла жизни привели Бориса Николаевича к Учителю и Учению Живой Этики.

После отъезда Н.К. Рериха в Индию Б.Н. Абрамов продолжает общение с ним и его женой Еленой Ивановной через пе­реписку.

Всю жизнь Б.Н. Абрамов ведёт напряжённую духовную работу по изучению Живой Этики, самосовершенствованию и передаче накопленных знаний ученикам. Борис Николаевич стал воспринимать приходящие из пространства мысли и записывать их. Е.И. Рерих указала на Высокий Источник этих сообщений. До конца своих дней Борис Николаевич вёл Записи, которые спустя несколько десятилетий стали известны читателям как «Грани Агни Йоги».

В 1959 году, выполняя указание Рерихов, Б.Н. Абрамов возвращается на Родину. Он провозит через границу книги Учения, свои Записи, переписку с Рерихами. Последние годы жизни Бориса Николаевича прошли в городе Венёве Тульской области, где его посещали друзья и ученики, приезжавшие из других городов России.

5 сентября 1972 года Б.Н. Абрамов ушёл из жизни.

Борис Николаевич был человеком высочайшей культуры и не только любил и хорошо знал литературу, музыку, живопись, но и сам писал стихи и рассказы, рисовал, сочинял музыку.

Рассказы Б.Н. Абрамова необычны и увлекательны, в них говорится о справедливых и прекрасных законах жизни, которые раскрываются человеку, готовому их принять.

Поэзия Бориса Николаевича, как и всё его творчество, поднимает сознание над земной обыденностью и устремляет в бесконечные Обители Красоты. «Возвышенность, необъятность и особая красота изложения отличают его стихи от всех других поэтических произведений, известных нам» (Н.Д. Спирина).

Творчество Б.Н. Абрамова наполнено стремлением передать красоту и одухотворённость окружающего нас мира, помогает понять подлинные ценности бытия.


Приобрести в интернет-магазине книги Б.Н. Абрамова и о нём:


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

Смотреть видеофильмы:  Тропы необычности
Читать статьи журнала "Восход":  ЛАМПАДА ПУСТЫНИ

АВГУСТ 2016
Август – 90-летие пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха на Алтае и в Сибири.
1 августа – день рождения преп. Серафима Саровского (1754 (1759) – 1833).
2 августа – 119 лет со дня рождения Бориса Николаевича Абрамова (1897-1972).
12 августа – 185 лет со дня рождения Елены Петровны Блаватской (1831-1891).
16 августа – 114 лет со дня рождения Юрия Николаевича Рериха (1902-1960).



1 августа – не только день рождения преп. Серафима Саровского. В этот же день в 1903 году  состоялось обретение мощей и канонизация святого, а в 1991 году - повторное всенародное прославление преподобного Серафима, ставшее переломным моментом, ознаменовавшим начало возрождения православия в России.
16 августа
– день памяти Шри Рамакришны (1836-1886), духовного подвижника Индии, утвердившего на основе своего духовного опыта единство религий мира.
29 августа – 154 года со дня рождения М. Метерлинка (1862-1949), бельгийского писателя, драматурга и философа.


4 августа – день памяти св. Марии Магдалины (православная традиция)
9 августа – день памяти св. вмч. и целителя Пантелеймона (III- нач. IV вв.)
19 августа – Преображение Господне (православная традиция).
26 августа – день рождения Матери Терезы Калькуттской (1910-1997), албанской и индийской духовной подвижницы.
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы  (православная традиция).


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

1 августа - день рождения Преподобного Серафима Саровского 1 августа - день рождения Преподобного Серафима Саровского

1 августа — День Преподобного Серафима Саровского

«Кто такие подвижники, к светоносной плеяде которых принадлежит и святой Серафим? Живая Этика поясняет: "Только отказавшиеся сознательно от личного и перенёсшие сознание в понятие эволюции мира могут в Нашем понимании называться подвижниками". В чём же заключается эволюция мира? В осуществлении Основ. В претворении их в себе и через себя в других. Невозможно научить людей вечным законам Бытия, не пройдя через них самому. (...) Продвижение есть подражание. Для подражания нужны живые образцы, конкретные примеры; не бесплотные ангелы, а такие же люди, как мы, из плоти и крови, но перешагнувшие через эту плотскую оболочку, преодолевшие её своим духом. Земные ангелы и небесные человеки, живущие на земле и пребывающие на небесах. Они на наших глазах делают невозможное возможным и учат нас этому же. Тех из нас, кто стремится жить, а не прозябать, расти, а не увядать, осмыслить свою жизнь и возрадоваться ей».

«Учение о стяжании даров Духа Святого как цели нашей жизни было важнейшим моментом учения преподобного Серафима. Стяжание, то есть приобретение, Духа Божия есть капитал, благодатный и вечный. Средства к стяжанию: молитва, бдение, пост, милостыни и другие добродетели. Но более всего даёт эти дары молитва, "потому что она как бы всегда в руках наших, как оружие для стяжания благодати Духа". Сам Серафим пребывал в постоянной молитве, что бы он ни делал. И сам он был средоточием чрезвычайных даров Святого Духа».

«Почему великий святой — Серафим Саровский — называл себя "убогим Серафимом"? Только из скромности и смирения? Отнюдь нет. Он в духе предстоял перед своим Пресветлым Иерархом — Царицей Небесной, по сравнению с Которой он чувствовал себя убогим. Если кто-то превозносится, значит, он не "предстоит". И молится не Богу, но себе. Он может делать вид, что служит и поклоняется Высшему, но на самом деле он выше себя никого не видит, хотя и не признаётся в этом».

«Дух Святой может войти только в чистое вместилище, и Серафим добивался и достиг этой чистоты, которая есть освобождение от всего личного, физического и астрального, что замутняет воды познания. Он был беспощаден к себе в выборе пути: или — или. Временное или вечное. Нетленное или смертное».

«В Житии говорится, что сам Серафим в жизни сей как бы уже не существовал, весь изменившись в любовь к Богу, став живым пламенником, горящим светильником и носителем небесного огня на земле. Сила молитвы его была такова, что сама собой зажигалась лампада в его келии, и не раз видели его во время молитвы стоящим в воздухе».

«Всякого, праведника и изболевшего грехами, трепещущего перед святостью его грешника, богача-вельможу и бедняка, — он одинаково встречал земным поклоном, часто целовал посетителям руки. Как ни много бывало у него посетителей, никто не отходил от него неудовлетворённым: он часто одной фразой, одним словом охватывал жизнь человека, наставлял его на нужный путь. Святой образ его действовал так сильно, что иногда перед ним плакали гордые, самонадеянные люди, пришедшие к нему лишь из любопытства. С людьми же, искавшими его для пользы духовной, искренно стремившимися к спасению, — старец был особенно ласков».

«Серафим учил распознавать качество возникающих в себе мыслей. Он говорил: "Когда человек примет что-либо божественное, то в сердце радуется, а когда дьявольское, то смущается..." Хотя бы дьявол и "представлял мысли благородные, однако сердце всё чувствует какую-то неясность и волнение в мыслях"».

«Учение Серафима о дарах Святого Духа, о их стяжании или накоплении и растрате дано в мощном и подробном изложении применительно к нашей земной жизни и нашей эпохе в Учении Агни Йоги, Живой Этике. Там близко и понятно для нашего поколения говорится о великом Ауме, о психической энергии, которая есть Дух Святой, которая есть любовь и устремление, которая есть всё. Этой всеначальной энергией проникнуто всё, от атома до звезды, и всё движется ею. Она "теплее огня и питательнее хлеба", она "панацея от всех болезней". Ею исцеляются и исцеляют других. На примере великого чудотворца Серафима мы видим, что возможно тому, кто накопил в изобилии дары Святого Духа. Всеначальная энергия может применяться решительно во всех случаях. Любовь к Богу и устремление к служению ближним открыли Серафиму "провод к потоку Благодати", дары которой он щедро и безотказно раздавал и людям, и всем тварям».

«К каждому, приходившему к нему, Серафим обращался со словами приветствия: "Радость моя", видя в нём частицу Бога, Которому он непрестанно поклонялся и обращался. И скончался он в молитвенном устремлении к Небу, стоя на коленях.

Ты умер, стоя на коленях,
В молитве к Небу устремясь,
Ни жизнь, ни смерть прервать не смели
Любви Божественную связь».

Составлено по выступлениям Н.Д. Спириной


Великий Путник идёт по пустыне, оставляя следы на песке. По этим следам идут следующие за Ним. Постепенно ветер заметает эти следы, и путь теряется в песках обыденности и забвения. Тогда приходит другой Путник и вновь прокладывает путь к Восходу. И снова повторяется то же. Но не устают Великие Путники, старшие Братья человечества, приходить и вести за собой. Иначе погибнут люди в пустыне невежества и будут погребены в песках безвозвратно вместе со своими делами земными, ненужными на пути в Беспредельность.

Н.Д. Спирина


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

29 июля - день рождения Павла Фёдоровича Беликова 29 июля - день рождения Павла Фёдоровича Беликова
Среди почитателей Николая Константиновича Рериха мало найдётся людей, которым не было бы знакомо имя Павла Фёдоровича Беликова (1911-1982). Неутомимый собиратель и исследователь, популяризатор наследия семьи Рерихов, он сделал невероятно много для того, чтобы имя Николая Рериха в нашей стране было поднято на должную высоту.
Его главной чертой, по определению Наталии Дмитриевны Спириной, была абсолютная преданность Делу Рерихов. Именно эта преданность помогла ему выполнить всё предназначенное.



Н.Д. СПИРИНА, Л.А. АНДРОСОВА.
ПАВЕЛ ФЁДОРОВИЧ БЕЛИКОВ — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА Н.К. РЕРИХА

(сокращенный вариант)

П.Ф. Беликов родился 29 июля 1911 года в г. Нарва в Эстонии. Образование получил в Ленинграде.
С 1932 года принимал деятельное участие в литературных организациях, выступал с докладами, печатался в местных газетах и журналax, давал библиографические обзоры советских книг. С 1937 года возглавил советское представительство «Международной книги» в Эстонии.

Будучи по характеру работы в курсе советской научной востоковедческой литературы, помогал Николаю Константиновичу Рериху и его сыну Юрию приобретать интересующие их книги. В Индии, тогда ещё британской колонии, распространение советских книг было ограничено колониальными властями.

Личное знакомство с членами семьи Рерихов, переписка с ними во многом определили жизненный путь П.Ф. Беликова. С середины 1930-х годов его основные интересы сосредоточились на творчестве и культурной и общественной деятельности Н.К. Рериха. Тогда же было положено начало сбору различных материалов о нём. В настоящее время архив, собранный П.Ф. Беликовым, составляет около 4 тысяч документов, статей, фотографий, отображающих с наибольшей полнотой творческую деятельность семьи Рерихов.

В 1968 году П.Ф. Беликовым была опубликована первая библиография литературных трудов Н.К. Рериха. Позднее в соавторстве с искусствоведом В.П. Князевой Беликовым была написана первая полная биография Н.К. Рериха, изданная в серии «Жизнь замечательных людей» и переведённая впоследствии на бенгальский, непальский, румынский и литовский языки. Для юбилейного издания к 100-летию со дня рождения великого художника написан биографический очерк и подготовлена подборка из его «Листов дневника». П.Ф. Беликов осуществляет редактирование сборника «Рерих. Жизнь и творчество», изданного в 1978 г., куда он даёт три своих статьи. П.Ф. Беликов консультирует фильм «Рерих», созданный на киностудии «Киевнаучфильм».

В 1970-е годы статьи и очерки П.Ф. Беликова появляются во многих сборниках и альманахах. Среди них «Страны и народы Востока», «Контекст», «Памятники Отечества», «Прометей» и другие. В это же время им читается множество докладов о жизни и творчестве семьи Рерихов в Академии художеств СССР, в московском и новосибирском Домах учёных, в Русском музее, в обществе «Знание», на Рериховских чтениях в Новосибирске. Павел Фёдорович начал, но не успел закончить книгу о жизни и творчестве Святослава Рериха.

Большую помощь оказал Павел Фёдорович в установлении контактов с бывшим Институтом гималайских исследований Рерихов «Урусвати», обеспечивал всеми необходимыми материалами и документами, вёл постоянную переписку со Свято­славом Рерихом, был его доверенным лицом и секретарём во время пребывания С.Н. Pepиха в Советском Союзе.

Своими знаниями и мыслями Павел Фёдорович широко и щедро делился. Особенно много почитателей его многостороннего дарования было среди молодёжи. На прекрасных обликах членов семьи Рерихов воспитывал он молодое поколение.

Приобрести в интернет-магазине:


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

18 июля - день Преподобного Сергия Радонежского 18 июля - день Преподобного Сергия Радонежского

Н.Д. Спирина

Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском*

Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения духа, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь.

В последние годы о Преподобном Сергии стали говорить и писать не только как о великом святом, но и крупнейшем государственном деятеле XIV века, сыгравшем решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.

Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу...

Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое — воплощено,
Неслышное — громов звучнее.

И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке, на благо всей планеты!1

«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. Он — Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его».

Совсем молодым ушёл он в глухие леса и поселился там в полном одиночестве.

Началось всё с крохотной кельи и такой же часовенки, которые одинокий молодой отшельник вырубил в дремучем лесу и стал, как говорили тогда, «спасаться», то есть возвышать свою бессмертную душу над всем земным и смертным.

Сначала к нему приходили только звери. Пришёл и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился.

Ему с Тобою было хорошо!
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом духа мы зовём.

Он слов не знал. Но сердце зверя знало —
Кто друг ему и кто его поймёт,
Краюшку хлеба с лаской принесёт
И в облике мохнатом у'зрит брата2.

Затем потянулись и люди, уже за хлебом небесным, духовным, без которого умирает от голода душа. Они тоже строили кельи и подвизались в молитве и труде. Искали они и духовного учительства. И Сергий стал, сам того не желая, наставником братии, а затем и настоятелем Обители.

Но он продолжал трудиться, по словам жития, «как раб купленный», делал сам всю чёрную работу и тем подавал пример воспитания в труде.

Николай Рерих говорит: «Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию...»3

«Преподобный Исаак Сирин сказал: ''Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются''»4.

«Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость»5.

Сергий запрещал братии просить подаяние, но жить только от своего труда. Сам он явил пример этого, когда, оставаясь три дня без пищи, предложил одному из своих учеников, который хотел пристроить сени к своей келье, сделать это за несколько кусков гнилого хлеба, который сам ученик не мог есть. Тот вынес ему этот хлеб, но Сергий сначала построил ему сени и только потом взял за работу эту плату.

«Слухи о его подвижническом житии, — пишет Е.И.Рерих, — скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления»6.

...Туда притекали люди,
Туда приходили звери,
Туда прилетали птицы
За помощью и теплом —

И всем несло исцеленье,
И всем несло вспоможенье
Великое Сердце-Солнце,
Сокровищница Любви!7

«На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою лишь живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника»8.

Е.И.Рерих отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему.

Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия»9.

Преподобный установил суровые правила дисциплины в своей Обители. Так, после вечерни каждый должен был творить молитву и заниматься ручным трудом, чтобы руки не были праздны. И когда Преподобный обходил ночью кельи, слышал празднословие, то лёгким ударом в оконце подавал знак. «Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося»10.

«Всё это даёт нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введённая им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания»11.

Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали. Итак, что из жития Преподобного можем мы взять для подражания? Создание Обители или победа над полчищами врагов нам не представляется возможным. Но мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение и служение ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их помощь.

Если мы не начнём пытаться это делать, как мы приблизимся к Сергию и чем почтим Его? Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», — говорят Они.

Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна, но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними.

Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания.

Подражание есть почитание в действии.

Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам.


* По тексту радиобеседы, 1990 г.

1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 111.
2 Там же. С. 112.
3 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2005. С. 25.
4 Там же.
5 Там же. С. 27.
6 Там же. С. 38.
7 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. С. 115.
8 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. С. 39.
9 Там же. С. 49.
10 Там же. С. 44.
11 Там же. С. 43–44.



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

4 июля - день памяти Свами Вивекананды 4 июля - день памяти Свами Вивекананды
Свами Вивекананда (1863-1902) - духовный мыслитель, подвижник и религиозный реформатор Индии, вдохновитель национально-освободительного движения в Индии.

"Нет ни одного сейчас, который хотя бы приближался немного к калибру Рамакришны или Вивекананды. Свами Вивекананда был воистину последним великим духовным вождем Индии. Вивекананда понимал Служение и никогда не думал о себе. Он понимал нужды времени и не стремился в отшельничество. Он старался всеми способами поднять и расширить сознание молодых людей и сделать из них истинных тружеников на духовной ниве Индии."

Рерих Е.И. Письмо к И.П.Инге от 16 апреля 1954 г.

Среди множества приходивших к нему Рамакришна, который обладал огромной духовной чуткостью и даром распознавания, угадывал своих будущих учеников. Вот как он рассказывает о первом приезде в Дакшинешвар Нарендраната Датты, чей гений позже засиял над Индией и над всем миром под именем Вивекананды. В то время это был 18-летний юноша, обучавшийся в английском колледже, полный западного рационализма и скепсиса.

«Нарен вошёл в комнату... Я отметил, что Нарена не волнует его внешность... Он выглядел очень раскованным, казалось, что всё внешнее ему безразлично. Можно было сказать, что глаза его души всегда обращены вовнутрь. Поняв это, я поразился: возможно ли, чтобы человек такой духовной силы жил в Калькутте, в доме обыкновенных мирян? В тот день с ним приехали его друзья. Я видел, что это люди самые обычные, совсем не такие, как он. Они думали только об удовольствиях. Я стал его расспрашивать о музыке и попросил его спеть... Он пел с такой душой... Я не смог сдержаться и впал в экстаз».

Вивекананда описал поразительную сцену, последовавшую затем: «Как только я допел песнь, Учитель встал, взял меня за руку и повёл на северную веранду... Я решил, что Учитель хочет дать мне наставление с глазу на глаз. Но то, что он сказал и сделал, было просто невероятно... Он нежно говорил, точно обращаясь к старому другу: "Почему же ты так поздно пришёл? Разве ты не догадывался, как я жду тебя? Я так устал от болтовни этих людей, поглощённых одними мирскими интересами. Я думал, что просто не выдержу, мне же некому было сказать о моих чувствах!"

...Вдруг он сложил ладони перед грудью и обратил­ся ко мне, будто я был небожителем: "Я знаю, кто ты такой... Ты Нара, мудрец древности... Ты снова нисшёл на землю, чтобы взять на себя страдания и скорби человечества!" Я был совершенно сбит с толку. Я спрашивал се­бя: "Кто он, этот человек? Как он об­ращается ко мне, я же никто, сын Вишванатха Датты!"»

До конца своих дней Вивекананда часто повторял: «С самой первой встречи только Учитель всегда верил в меня — больше никто, включая даже мою мать и братьев. Его вера в меня и любовь ко мне навеки привязали меня к нему. Только Учитель знал, как надо любить, и любил по-настоящему. Миряне лишь изображают любовь, на самом деле каждый любит только себя». Способность Учителя «полностью отрешаться от себя и переносить своё сознание в других людей давала ему распознавание, осязание невидимого в людях. Он видел их силы и слабости, добродетели и пороки, их прошлое, настоящее и будущее».

Из статьи "Бхагаван"




Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

Читать статьи журнала "Восход":  БХАГАВАН

ИЮЛЬ 2016
18 июля – День преподобного Сергия Радонежского (1314 – 1392) (обретение мощей), "Данного России Воеводы", духовного Защитника и Покровителя России.
29 июля
– 105 лет со дня рождения П.Ф. Беликова (1911 – 1982), крупнейшего рериховеда, биографа семьи Рерихов.



1 июля – Всемирный день архитектуры.
4 июля – день памяти Свами Вивекананды (1863 – 1902), выдающегося индийского мыслителя, религиозного реформатора, ученика Шри Рамакришны.
7 июля – день рождения Иоанна Крестителя, пророка, предтечи и крестителя Иисуса Христа.
8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности.
14 июля –  273 года со дня рождения Г.Р. Державина (1743 – 1816), русского поэта, государственного деятеля.
15 июля410 лет со дня рождения Х.Р. Рембрандта (1606 – 1669), нидерландского художника.
17 июля – день памяти Андрея Рублёва (1360/1370 – 1430), русского иконописца, духовного ученика преп. Сергия Радонежского.
18 июля – День преподобного Сергия Радонежского (1314 – 1392) (обретение мощей), "Данного России Воеводы", духовного Защитника и Покровителя России.
25 июля – день памяти Фомы Кемпийского (1379/1380 – 1471), голландского подвижника, автора сочинения «О подражании Христу».
30 июля – Международный день дружбы.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

12 июня - День России

В очерке «Сила народа» Н.К. Рерих писал: «Пусть какой-то другой народ будет злым, коварным, жестоким, а народ русский будет народом добрым, отзывчивым, трудящимся в радости. Пусть зло (если оно необходимо) гнездится где-то в иных областях, но не на великой русской целине. (...)

Не притворная доброта сентиментализма, за которой много чего скрываться может, а доброта мудрая, кованная в горниле претерпеваний, живёт в русском народе. Если и вспыхнет гнев, то скоро потухнет он. И злопамятства нет. Некогда им заниматься, когда идёт стройка, да ещё какая!»

(Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 604.)

Елена Ивановна Рерих писала 17 октября 1935 года: «О родине печаловаться не будем. Конечно, спасут её не партии, но именно Иван Стотысячный. И этот Иван Стотысячный потребует нового Света, новой духовной пищи...»

(Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 57.)


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:


Памятные даты 1 - 10 из 44
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


Дорогие друзья! Содержание этой страницы постоянно обновляется.
На ней  вы можете найти подробное описание памятных дат на ближайшие дни.
Если вы зашли сюда по чьей-то ссылке и не нашли информацию об интересующем вас человеке или событии, скорее всего, нужный вам текст можно найти на других страницах сайта. Воспользуйтесь формой поиска в правом верхнем углу страницы.

 

 
Мысли на каждый день

Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других?

Озарение, ч. 3, гл. 3, п. 10
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Неслучайно-случайная
статья для Вас: