Учение Живой ЭтикиМузей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
ИЦ РОССАЗИЯ
Журнал ВОСХОД
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
ИЮЛЬ 2016
Актуально



 

Новости

29 июля - день рождения Павла Фёдоровича Беликова 29 июля - день рождения Павла Фёдоровича Беликова
Среди почитателей Николая Константиновича Рериха мало найдётся людей, которым не было бы знакомо имя Павла Фёдоровича Беликова (1911-1982). Неутомимый собиратель и исследователь, популяризатор наследия семьи Рерихов, он сделал невероятно много для того, чтобы имя Николая Рериха в нашей стране было поднято на должную высоту.
Его главной чертой, по определению Наталии Дмитриевны Спириной, была абсолютная преданность Делу Рерихов. Именно эта преданность помогла ему выполнить всё предназначенное.



Н.Д. СПИРИНА, Л.А. АНДРОСОВА.
ПАВЕЛ ФЁДОРОВИЧ БЕЛИКОВ — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА Н.К. РЕРИХА

(сокращенный вариант)

П.Ф. Беликов родился 29 июля 1911 года в г. Нарва в Эстонии. Образование получил в Ленинграде.
С 1932 года принимал деятельное участие в литературных организациях, выступал с докладами, печатался в местных газетах и журналax, давал библиографические обзоры советских книг. С 1937 года возглавил советское представительство «Международной книги» в Эстонии.

Будучи по характеру работы в курсе советской научной востоковедческой литературы, помогал Николаю Константиновичу Рериху и его сыну Юрию приобретать интересующие их книги. В Индии, тогда ещё британской колонии, распространение советских книг было ограничено колониальными властями.

Личное знакомство с членами семьи Рерихов, переписка с ними во многом определили жизненный путь П.Ф. Беликова. С середины 1930-х годов его основные интересы сосредоточились на творчестве и культурной и общественной деятельности Н.К. Рериха. Тогда же было положено начало сбору различных материалов о нём. В настоящее время архив, собранный П.Ф. Беликовым, составляет около 4 тысяч документов, статей, фотографий, отображающих с наибольшей полнотой творческую деятельность семьи Рерихов.

В 1968 году П.Ф. Беликовым была опубликована первая библиография литературных трудов Н.К. Рериха. Позднее в соавторстве с искусствоведом В.П. Князевой Беликовым была написана первая полная биография Н.К. Рериха, изданная в серии «Жизнь замечательных людей» и переведённая впоследствии на бенгальский, непальский, румынский и литовский языки. Для юбилейного издания к 100-летию со дня рождения великого художника написан биографический очерк и подготовлена подборка из его «Листов дневника». П.Ф. Беликов осуществляет редактирование сборника «Рерих. Жизнь и творчество», изданного в 1978 г., куда он даёт три своих статьи. П.Ф. Беликов консультирует фильм «Рерих», созданный на киностудии «Киевнаучфильм».

В 1970-е годы статьи и очерки П.Ф. Беликова появляются во многих сборниках и альманахах. Среди них «Страны и народы Востока», «Контекст», «Памятники Отечества», «Прометей» и другие. В это же время им читается множество докладов о жизни и творчестве семьи Рерихов в Академии художеств СССР, в московском и новосибирском Домах учёных, в Русском музее, в обществе «Знание», на Рериховских чтениях в Новосибирске. Павел Фёдорович начал, но не успел закончить книгу о жизни и творчестве Святослава Рериха.

Большую помощь оказал Павел Фёдорович в установлении контактов с бывшим Институтом гималайских исследований Рерихов «Урусвати», обеспечивал всеми необходимыми материалами и документами, вёл постоянную переписку со Свято­славом Рерихом, был его доверенным лицом и секретарём во время пребывания С.Н. Pepиха в Советском Союзе.

Своими знаниями и мыслями Павел Фёдорович широко и щедро делился. Особенно много почитателей его многостороннего дарования было среди молодёжи. На прекрасных обликах членов семьи Рерихов воспитывал он молодое поколение.



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

18 июля - день Преподобного Сергия Радонежского 18 июля - день Преподобного Сергия Радонежского

Н.Д. Спирина

Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском*

Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения духа, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь.

В последние годы о Преподобном Сергии стали говорить и писать не только как о великом святом, но и крупнейшем государственном деятеле XIV века, сыгравшем решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.

Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу...

Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое — воплощено,
Неслышное — громов звучнее.

И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке, на благо всей планеты!1

«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. Он — Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его».

Совсем молодым ушёл он в глухие леса и поселился там в полном одиночестве.

Началось всё с крохотной кельи и такой же часовенки, которые одинокий молодой отшельник вырубил в дремучем лесу и стал, как говорили тогда, «спасаться», то есть возвышать свою бессмертную душу над всем земным и смертным.

Сначала к нему приходили только звери. Пришёл и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился.

Ему с Тобою было хорошо!
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом духа мы зовём.

Он слов не знал. Но сердце зверя знало —
Кто друг ему и кто его поймёт,
Краюшку хлеба с лаской принесёт
И в облике мохнатом у'зрит брата2.

Затем потянулись и люди, уже за хлебом небесным, духовным, без которого умирает от голода душа. Они тоже строили кельи и подвизались в молитве и труде. Искали они и духовного учительства. И Сергий стал, сам того не желая, наставником братии, а затем и настоятелем Обители.

Но он продолжал трудиться, по словам жития, «как раб купленный», делал сам всю чёрную работу и тем подавал пример воспитания в труде.

Николай Рерих говорит: «Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию...»3

«Преподобный Исаак Сирин сказал: ''Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются''»4.

«Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость»5.

Сергий запрещал братии просить подаяние, но жить только от своего труда. Сам он явил пример этого, когда, оставаясь три дня без пищи, предложил одному из своих учеников, который хотел пристроить сени к своей келье, сделать это за несколько кусков гнилого хлеба, который сам ученик не мог есть. Тот вынес ему этот хлеб, но Сергий сначала построил ему сени и только потом взял за работу эту плату.

«Слухи о его подвижническом житии, — пишет Е.И.Рерих, — скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления»6.

...Туда притекали люди,
Туда приходили звери,
Туда прилетали птицы
За помощью и теплом —

И всем несло исцеленье,
И всем несло вспоможенье
Великое Сердце-Солнце,
Сокровищница Любви!7

«На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою лишь живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника»8.

Е.И.Рерих отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему.

Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия»9.

Преподобный установил суровые правила дисциплины в своей Обители. Так, после вечерни каждый должен был творить молитву и заниматься ручным трудом, чтобы руки не были праздны. И когда Преподобный обходил ночью кельи, слышал празднословие, то лёгким ударом в оконце подавал знак. «Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося»10.

«Всё это даёт нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введённая им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания»11.

Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали. Итак, что из жития Преподобного можем мы взять для подражания? Создание Обители или победа над полчищами врагов нам не представляется возможным. Но мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение и служение ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их помощь.

Если мы не начнём пытаться это делать, как мы приблизимся к Сергию и чем почтим Его? Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», — говорят Они.

Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна, но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними.

Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания.

Подражание есть почитание в действии.

Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам.


* По тексту радиобеседы, 1990 г.

1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 111.
2 Там же. С. 112.
3 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2005. С. 25.
4 Там же.
5 Там же. С. 27.
6 Там же. С. 38.
7 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. С. 115.
8 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. С. 39.
9 Там же. С. 49.
10 Там же. С. 44.
11 Там же. С. 43–44.



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

4 июля - день памяти Свами Вивекананды 4 июля - день памяти Свами Вивекананды
Свами Вивекананда (1863-1902) - духовный мыслитель, подвижник и религиозный реформатор Индии, вдохновитель национально-освободительного движения в Индии.

"Нет ни одного сейчас, который хотя бы приближался немного к калибру Рамакришны или Вивекананды. Свами Вивекананда был воистину последним великим духовным вождем Индии. Вивекананда понимал Служение и никогда не думал о себе. Он понимал нужды времени и не стремился в отшельничество. Он старался всеми способами поднять и расширить сознание молодых людей и сделать из них истинных тружеников на духовной ниве Индии."

Рерих Е.И. Письмо к И.П.Инге от 16 апреля 1954 г.

Среди множества приходивших к нему Рамакришна, который обладал огромной духовной чуткостью и даром распознавания, угадывал своих будущих учеников. Вот как он рассказывает о первом приезде в Дакшинешвар Нарендраната Датты, чей гений позже засиял над Индией и над всем миром под именем Вивекананды. В то время это был 18-летний юноша, обучавшийся в английском колледже, полный западного рационализма и скепсиса.

«Нарен вошёл в комнату... Я отметил, что Нарена не волнует его внешность... Он выглядел очень раскованным, казалось, что всё внешнее ему безразлично. Можно было сказать, что глаза его души всегда обращены вовнутрь. Поняв это, я поразился: возможно ли, чтобы человек такой духовной силы жил в Калькутте, в доме обыкновенных мирян? В тот день с ним приехали его друзья. Я видел, что это люди самые обычные, совсем не такие, как он. Они думали только об удовольствиях. Я стал его расспрашивать о музыке и попросил его спеть... Он пел с такой душой... Я не смог сдержаться и впал в экстаз».

Вивекананда описал поразительную сцену, последовавшую затем: «Как только я допел песнь, Учитель встал, взял меня за руку и повёл на северную веранду... Я решил, что Учитель хочет дать мне наставление с глазу на глаз. Но то, что он сказал и сделал, было просто невероятно... Он нежно говорил, точно обращаясь к старому другу: "Почему же ты так поздно пришёл? Разве ты не догадывался, как я жду тебя? Я так устал от болтовни этих людей, поглощённых одними мирскими интересами. Я думал, что просто не выдержу, мне же некому было сказать о моих чувствах!"

...Вдруг он сложил ладони перед грудью и обратил­ся ко мне, будто я был небожителем: "Я знаю, кто ты такой... Ты Нара, мудрец древности... Ты снова нисшёл на землю, чтобы взять на себя страдания и скорби человечества!" Я был совершенно сбит с толку. Я спрашивал се­бя: "Кто он, этот человек? Как он об­ращается ко мне, я же никто, сын Вишванатха Датты!"»

До конца своих дней Вивекананда часто повторял: «С самой первой встречи только Учитель всегда верил в меня — больше никто, включая даже мою мать и братьев. Его вера в меня и любовь ко мне навеки привязали меня к нему. Только Учитель знал, как надо любить, и любил по-настоящему. Миряне лишь изображают любовь, на самом деле каждый любит только себя». Способность Учителя «полностью отрешаться от себя и переносить своё сознание в других людей давала ему распознавание, осязание невидимого в людях. Он видел их силы и слабости, добродетели и пороки, их прошлое, настоящее и будущее».

Из статьи "Бхагаван"




Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

Читать статьи журнала "Восход":  БХАГАВАН

ИЮЛЬ 2016
18 июля – День преподобного Сергия Радонежского (1314 – 1392) (обретение мощей), "Данного России Воеводы", духовного Защитника и Покровителя России.
29 июля
– 105 лет со дня рождения П.Ф. Беликова (1911 – 1982), крупнейшего рериховеда, биографа семьи Рерихов.



1 июля – Всемирный день архитектуры.
4 июля – день памяти Свами Вивекананды (1863 – 1902), выдающегося индийского мыслителя, религиозного реформатора, ученика Шри Рамакришны.
7 июля – день рождения Иоанна Крестителя, пророка, предтечи и крестителя Иисуса Христа.
8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности.
14 июля –  273 года со дня рождения Г.Р. Державина (1743 – 1816), русского поэта, государственного деятеля.
15 июля410 лет со дня рождения Х.Р. Рембрандта (1606 – 1669), нидерландского художника.
17 июля – день памяти Андрея Рублёва (1360/1370 – 1430), русского иконописца, духовного ученика преп. Сергия Радонежского.
18 июля – День преподобного Сергия Радонежского (1314 – 1392) (обретение мощей), "Данного России Воеводы", духовного Защитника и Покровителя России.
25 июля – день памяти Фомы Кемпийского (1379/1380 – 1471), голландского подвижника, автора сочинения «О подражании Христу».
30 июля – Международный день дружбы.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

12 июня - День России

В очерке «Сила народа» Н.К. Рерих писал: «Пусть какой-то другой народ будет злым, коварным, жестоким, а народ русский будет народом добрым, отзывчивым, трудящимся в радости. Пусть зло (если оно необходимо) гнездится где-то в иных областях, но не на великой русской целине. (...)

Не притворная доброта сентиментализма, за которой много чего скрываться может, а доброта мудрая, кованная в горниле претерпеваний, живёт в русском народе. Если и вспыхнет гнев, то скоро потухнет он. И злопамятства нет. Некогда им заниматься, когда идёт стройка, да ещё какая!»

(Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 604.)

Елена Ивановна Рерих писала 17 октября 1935 года: «О родине печаловаться не будем. Конечно, спасут её не партии, но именно Иван Стотысячный. И этот Иван Стотысячный потребует нового Света, новой духовной пищи...»

(Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 57.)


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

ИЮНЬ 2016
1 июня – Международный день защиты детей.
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
12 июня – День России.
20 июня – День памяти А.П. Хейдока (день рожд. неизв., 1892-1990).
22 июня – День памяти и скорби (22.06.1941 – начало Великой Отечественной войны).
25 июня – День дружбы и единения славян.


9 июня – Международный день друзей.
16 июня – 53 года со дня космического полёта первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
27 июня – День молодежи России.
28 июня – День памяти пророка Амоса (ок. 850- ок. 783 гг. до н.э.).


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

22 мая - "Никола Вешний" (день св. Николая Чудотворца) 22 мая - "Никола Вешний" (день св. Николая Чудотворца)

Если бы собрать все сказы про Николу, начиная с первого его выявления как скорого помощника и заступника всех, в своих нуждах и бедах к нему обращающихся, получилось бы немало томов удивительных и умилительных рассказов о его чудесах. Но самым главным чудом для нас является неиссякаемый источник его любви и сострадания, его безотказная отзывчивость на призывы, устремлённые к нему со всех концов света. Этот вселенский святой откликается на зов каждого, независимо от его вероисповедания. Но ближе всех он русскому народу; здесь он свой; и храмы в его честь воздвигнуты на Руси во множестве. Предельно кратко выражено это отношение к Николе Милостивому в диалоге двух простых мужичков, приведённом у Ремизова: «А що буде, як Бог помре?» «А Микола святый на що?» — Здесь выражена непоколебимая убеждённость, что даже в таком невообразимом случае, как «Бог помре», Никола всё равно останется и не оставит.

Читая Житие и деяния святителя Николая, поражаешься невероятному многообразию оказываемой им помощи. В самых различных бедах, напастях, гибельных ситуациях и смертях проявлялась великая духовная мощь, мощь любви в её божественной сущности, преодолевающая физические законы естества.

Святой Николай был предназначен Свыше для этого подвига, и когда однажды он захотел уединиться в монастыре и подвизаться там в молитве и безмолвии, глас Божий повелел ему идти в мир «на служение людям для их спасения». И, совершая подвиги милосердия, он при этом так избегал человеческой славы, что старался где только возможно «утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал».

Старинное Житие святителя Николая заканчивается такими словами: «Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобождённых домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим многие исцеления, слепым — прозрение, хромым — хождение, глухим — слух, немым — дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, тёплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает и восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения».

Н.Д. Спирина

Фрагмент радиопередачи 19 декабря 1993 года

Мы молимся Пречудному Николе,
Заступнику на суше и на море,
Великому вселенскому Святому,
Любимому и самому родному,
Который нас в беде не оставляет
И в горе неизменно утешает,
Чтоб мы не забывали никогда —
КТО любит нас и с КЕМ легка беда

Н.Д. Спирина


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

21 мая - день памяти Юрия Николаевича Рериха 21 мая - день памяти Юрия Николаевича Рериха
Юрий Николаевич Рерих – выдающийся русский востоковед, лингвист, филолог, искусствовед, этнограф, путешественник, – внёс огромный вклад в мировую тибетологию, индологию и монголоведение.

Родился Юрий Николаевич Рерих 16 августа 1902 года в селе Окуловка Новгородской губернии. Его детские и отроческие годы прошли в Петербурге. Уже в гимназические годы он начинает всерьёз интересоваться Востоком.

В 1919 году Юрий Рерих заканчивает индоиранское отделение школы восточных языков при Лондонском университете; затем, в 1922 году, Гарвардский университет в США – со степенью бакалавра по отделению индийской филологии. И завершает образование в 1923 г. в Париже – в Школе восточных языков при Сорбонне (крупнейшем центре европейского востоковедения), где получает звание магистра индийской филологии.

Юрий Николаевич Рерих обладал удивительным даром – он понимал почти все языки мира, а десятки языков знал в совершенстве.

В 1923–1928 гг. он принимает деятельное участие в Трансгималайской Экспедиции, организованной его отцом Николаем Константиновичем Рерихом. С 1928 г. и до начала второй мировой войны Юрий Николаевич является директором Гималайского Института научных исследований “Урусвати”, работа которого была направлена на комплексное изучение Востока и формирование науки Будущего.

В сфере общественной деятельности он принимает самое активное участие в пропаганде Пакта Рериха (Пакта Культуры) и борьбе за его ратификацию. В 1949–1957 годах он преподает в Калимпонгском университете (Индия).

Осенью 1957 года Юрий Николаевич Рерих возвращается на Родину и возглавляет сектор истории философии и религии Индии в Институте Востоковедения АН СССР в Москве. Именно ему принадлежит неоценимая заслуга возвращения Родине творческого наследия Николая Константиновича Рериха – великого русского художника, мыслителя и общественного деятеля, а также распространения в СССР уникальных и жизненно важных для человечества Знаний, известных под названием Агни Йога или Живая Этика.

Юрий Николаевич окончил свой земной путь в Москве 21 мая 1960 года. Его именем названа третья вершина Алтая в отроге Катунского хребта вблизи священной горы Белухи – между пиками Н.К.Рериха и Урусвати.


Отрывки из высказываний Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, С.Н.Рериха.

«Юрий Николаевич — это образ истинного, вдохновенного учёного-мыслителя, человека исключительной духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над собой и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять её над уровнем повседневности... (...)

Истинно светлый образ, всегда отзывчивый, добрый, заботливый и в то же время мужественный и сильный, исключительной чистоты и честности. (...)

Редко бывает, когда человек с самых ранних лет своей жизни уже знал бы свой дальнейший путь. Путь, который развивался и углублялся на протяжении всей жизни»1.

«Любимыми книгами Юрия, когда ему было года два, полтора, были каталоги музеев и выставок»2.

«...Юрий, который начал самоучиться читать и писать в самых ранних годах, написал свою первую поэму, которая начиналась: ''Наконец я народился''. А затем рассказывалось о каком-то путешествии на верблюдах. Тогда все мы читали такие записи с любопытством, думая, откуда у четырёхлетнего, если не трёхлетнего, малыша непременно верблюды; а ведь теперь никто не сказал бы, что такое воображаемое путешествие на верблюдах не было бы ко времени»3.

«История, философия, археология — как-то сразу захватили Юрия Николаевича. Восток, и в особенности Средняя Азия, стали для него особой, заветной мечтой. С самых юных лет он интересовался Египтом, Вавилоном и Ближним Востоком, но уже в 15 лет увлёкся Индией, а в 17 лет он начал свои занятия персидским и санскритским языками в Лондоне в Институте Восточных знаний. ...К тому времени он уже знает латинский, греческий и многие европейские языки»4.

«Как нужен Юрий — индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками — небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии»5.

«У него переписка со всеми выдающимися учёными, которые обращаются к нему именно как к лучшему учёному»6.

«Лама говорит, что один очень учёный буддист в Ладаке хотел иметь учёное рассуждение с Юрием о буддизме. Тогда лама побоялся устроить этот диспут. Он говорит: ''Я боялся, может ли сын ваш говорить об основах учения. (...) Но сейчас я жалею, что не устроил это рассуждение в Ладаке. Ведь ваш сын, он всё знает! Он знает больше многих учёных лам''»7.

«И Юрий, и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий — в науке, Святослав — в искусстве прочно укрепились»8. «Юрий стремится к делу — ведь у него столько незаменимых знаний и способностей. Невозможно, чтобы они оставались без приложения. И не в одной восточной науке, но и в воинском деле и в исторической литературе он знает так много, а уж Родину как любит!»9

«Его многочисленные труды — драгоценный вклад в сокровищницу науки, его светлая жизнь — пример молодым, идущим на смену...»10


1 Из выступлений С.Н.Рериха.

2 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 1. М., 1996. 21.08.1931.

3 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 435.

4 Из выступлений С.Н.Рериха.

5 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 533.

6 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. 7.2.1953.

7 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 144.

8 Н.К.Рерих. Листы Дневника. Т. 3. С. 25.

9 Там же. С. 103.

10 Из выступлений С.Н.Рериха.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

16 (3) мая - день рождения Преподобного Сергия Радонежского 16 (3) мая - день рождения Преподобного Сергия Радонежского

Н.Д. Спирина

Живая Этика о Преподобном Сергии Радонежском*

Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения духа, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь.

В последние годы о Преподобном Сергии стали говорить и писать не только как о великом святом, но и крупнейшем государственном деятеле XIV века, сыгравшем решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.

Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу...

Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое — воплощено,
Неслышное — громов звучнее.

И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке, на благо всей планеты!1

«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. Он — Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его».

Совсем молодым ушёл он в глухие леса и поселился там в полном одиночестве.

Началось всё с крохотной кельи и такой же часовенки, которые одинокий молодой отшельник вырубил в дремучем лесу и стал, как говорили тогда, «спасаться», то есть возвышать свою бессмертную душу над всем земным и смертным.

Сначала к нему приходили только звери. Пришёл и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился.

Ему с Тобою было хорошо!
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом духа мы зовём.

Он слов не знал. Но сердце зверя знало —
Кто друг ему и кто его поймёт,
Краюшку хлеба с лаской принесёт
И в облике мохнатом у'зрит брата2.

Затем потянулись и люди, уже за хлебом небесным, духовным, без которого умирает от голода душа. Они тоже строили кельи и подвизались в молитве и труде. Искали они и духовного учительства. И Сергий стал, сам того не желая, наставником братии, а затем и настоятелем Обители.

Но он продолжал трудиться, по словам жития, «как раб купленный», делал сам всю чёрную работу и тем подавал пример воспитания в труде.

Николай Рерих говорит: «Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию...»3

«Преподобный Исаак Сирин сказал: ''Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются''»4.

«Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость»5.

Сергий запрещал братии просить подаяние, но жить только от своего труда. Сам он явил пример этого, когда, оставаясь три дня без пищи, предложил одному из своих учеников, который хотел пристроить сени к своей келье, сделать это за несколько кусков гнилого хлеба, который сам ученик не мог есть. Тот вынес ему этот хлеб, но Сергий сначала построил ему сени и только потом взял за работу эту плату.

«Слухи о его подвижническом житии, — пишет Е.И.Рерих, — скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления»6.

...Туда притекали люди,
Туда приходили звери,
Туда прилетали птицы
За помощью и теплом —

И всем несло исцеленье,
И всем несло вспоможенье
Великое Сердце-Солнце,
Сокровищница Любви!7

«На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою лишь живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника»8.

Е.И.Рерих отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему.

Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия»9.

Преподобный установил суровые правила дисциплины в своей Обители. Так, после вечерни каждый должен был творить молитву и заниматься ручным трудом, чтобы руки не были праздны. И когда Преподобный обходил ночью кельи, слышал празднословие, то лёгким ударом в оконце подавал знак. «Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося»10.

«Всё это даёт нам облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонений от установленных правил. Введённая им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания»11.

Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали. Итак, что из жития Преподобного можем мы взять для подражания? Создание Обители или победа над полчищами врагов нам не представляется возможным. Но мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение и служение ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их помощь.

Если мы не начнём пытаться это делать, как мы приблизимся к Сергию и чем почтим Его? Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», — говорят Они.

Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна, но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними.

Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания.

Подражание есть почитание в действии.

Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам.


* По тексту радиобеседы, 1990 г.

1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 111.
2 Там же. С. 112.
3 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2005. С. 25.
4 Там же.
5 Там же. С. 27.
6 Там же. С. 38.
7 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. С. 115.
8 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. С. 39.
9 Там же. С. 49.
10 Там же. С. 44.
11 Там же. С. 43–44.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:


Памятные даты 1 - 10 из 43
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


Дорогие друзья! Содержание этой страницы постоянно обновляется.
На ней  вы можете найти подробное описание памятных дат на ближайшие дни.
Если вы зашли сюда по чьей-то ссылке и не нашли информацию об интересующем вас человеке или событии, скорее всего, нужный вам текст можно найти на других страницах сайта. Воспользуйтесь формой поиска в правом верхнем углу страницы.

 

 
Мысли на каждый день

Старый мир ютится во всех частях света, так же новый мир нарождается всюду вне границ и условий.

Знаки Агни Йоги, 55
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Неслучайно-случайная
статья для Вас: