Сибирское Рериховское Общество                контакты          написать нам

Мысли на каждый день

И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, — мы знаем, что произносим формулу международного языка.

Рерих Н.К. «Врата в будущее»
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение
Живой Этики

Сибирское
Рериховское
Общество

Музей Рериха
Новосибирск

Музей Рериха
Верх-Уймон

Сайт Н.Д. Спириной

ИЦ Россазия
"Восход"

Книжный
магазин

Город
мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей:         
Книги:         

Новости

НОЯБРЬ 2017
4 ноября – День народного единства.
7 ноября
– День согласия и примирения.
10 ноября – Всемирный день науки во имя мира и развития.
13 ноября – 128 лет со дня рождения Зинаиды Григорьевны Фосдик (1889-1983).
17 ноября:
1875 – основание Е.П. Блаватской Теософического Общества в Нью-Йорке.
(О комплексе культурных учреждений в Америке) :
1923 – открытие в Нью-Йорке Музея Николая Рериха, где разместились свыше 300 произведений.
1921 – основание в Нью-Йорке по инициативе Н.К.Рериха Мастер-Института Объединенных Искусств.
21 ноября – День собора всех Светлых Сил во главе с Архангелом Михаилом.


8 ноября – Всемирный день качества.
14 ноября – 128 лет со дня рождения Джавахарлала Неру (1889-1964), первого премьер-министра независимой Индии, отмечается в Индии как День защиты детей.
19 ноября
– 306 лет со дня рождения М.В. Ломоносова (1711-1765), 100 лет со дня рождения Индиры Ганди (1917-1984).
24 ноября – 288(?) лет со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1729/1730 – 1800).



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

23 октября - день рождения Святослава Николаевича Рериха (1904) 23 октября - день рождения Святослава Николаевича Рериха (1904)
Изучая культуру, искусство и философию Индии, Святослав Николаевич Рерих создает множество необычных и замечательных по красоте полотен. Наряду с пейзажами пишет много портретов, из которых хочется отметить портреты его отца – Николая Константиновича Рериха, премьер-министра Индии – Джавахарлала Неру и жены Святослава Николаевича – Девики Рани-Рерих. Одним из самых прекрасных является портрет его матушки – Елены Ивановны Рерих, женщины исключительной духовной и физической красоты.

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге. С 1914 по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии К.И.Мая, именно там он получил первые уроки рисования. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам, где он изучал историю и культуру Руси, одновременно продолжая занятия живописью.

С 1920 г. Святослав Николаевич Рерих живёт в США, поступает в Колумбийский университет на архитектурное отделение и после его окончания получает степень бакалавра. В это время он пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой.

С 1923 г. Святослав Николаевич – директор Международного центра искусств “Корона Мунди” в Нью-Йорке, который основал Николай Константинович Рерих.

В 1928 г. Святослав Николаевич переезжает из США к своей семье в Индию, в Дарджилинг (Восточные Гималаи). Творчески восприняв многие художественные идеи и убеждения своего отца, Святослав Николаевич становится самобытным и оригинальным художником.

В Институте “Урусвати” Святослав Николаевич Рерих возглавляет отделы народного искусства и народной фармакопеи. Ведёт он и большую просветительскую работу, а в дальнейшем руководит Школой Искусства в Бангалоре и одновременно проводит свои персональные выставки.

В 1989 г. по инициативе Святослава Николаевича в СССР создан Советский Фонд Рерихов, в основу которого было положено изучение и распространение жизненно важных для людей Знаний. В 1991 г. Святослав Николаевич передал Советскому Фонду Рерихов бесценные для человечества архивы семьи Рерихов, хранившиеся в Индии.

Святослав Николаевич окончил свой земной путь 30 января 1993 года в г. Бангалоре (Южная Индия).


Н.Д. Спирина

АПОСТОЛ КРАСОТЫ

Выступление в день памяти Святослава Николаевича Рериха

Святослав Николаевич Рерих искал красоту, находил её и передавал её людям. Его девизом было: «Будем всегда стремиться к Прекрасному». В этом был подвиг его жизни, его миссия. В эпоху безобразия, сгущённого до предела, его призыв к Прекрасному и внесение его в жизнь через искусство, мысль, слово и действие давало свет и радость тем, кто могли его дар воспринять. Потому что мало дать, надо, чтобы дар был принят. Те, кто его приняли, идут по пути жизни уже не ощупью, в полной тьме, но их путь освещён лучом понимания, и луч помогает не свернуть в сторону и не сорваться в пропасть.

В утверждениях великих людей не бывает ничего случайного, и всё, что они говорят, имеет глубокий и многогранный смысл. Что же такое то Прекрасное, та Красота, которую исповедует и которую призывает исповедовать Святослав Рерих? Её можно понимать и однозначно, по-житейски, и широко и глубинно, и космически. Как всегда, обратимся к Учению Живой Этики, к Учению Жизни и о Жизни. Что говорит оно? Вчитываясь в слова Учения, сказанные по этому поводу, мы начинаем понимать, что красота не только в искусстве и природе, но она может и должна быть выявлена в мыслях, словах и действиях; мы начинаем понимать, что она — этична. Ведь употребляем же мы выражения вроде «некрасивый или красивый поступок» и так далее. Живая Этика говорит: «Только соизмеримость между действием и красотоюдаёт формулу жизни. Так создание лучших эволюционных ступеней может утвердиться соизмеримостью красоты»1.

Великие духовные Учителя, Светочи Мира, являли всем своим обликом захватывающую дух красоту. Изучая воспоминания о Них, мы начинаем понимать не только «что такое хорошо и что такое плохо», но также «что красиво и что некрасиво». И красота, как магнит, притягивает к себе. Мы знаем, как тянутся люди к великим подвижникам, к их духовной, без всяких изъянов, красоте. И мы начинаем, в нашей малой мере, стараться вносить в наш быт культуру поведения, которая тоже есть красота. И тогда улучшается атмосфера вокруг нас, и нам и ближним нашим становится легче дышать. Потому что красота есть озон души, прана сердца. Прану гор и лесов мы знаем; теперь, в следующем витке спирали, мы подходим к пране духовной, без которой никакая природная прана полностью не поможет. Потому так жизнен завет Святослава Николаевича: «Будем всегда стремиться к Прекрасному».

Теперь, когда распоясавшаяся тьма сознательно и планомерно насаждает всеми доступными ей средствами культ безобразия во всех областях жизни, искусства и литературы, этот призыв актуален как никогда.

Живая Этика говорит: «...Красота не терпит уродства»2. «Можно научиться чуять себя вне пошлой обыденности и приобщиться духом к явленному миру красоты»3.

Но к восприятию Прекрасного нужно воспитывать себя, чтобы быть в состоянии приобщиться к нему. «Нужно сначала привыкать к утончению своих чувств, чтобы насытить дух необходимыми влечениями к Миру Красоты»4. И начинать можно с тех простых средств, которые у нас под рукой. «Когда вы радуетесь цветам, когда углубляетесь мыслью в их чудесное строение, создание малого зерна, когда цените свежий аромат, тогда уже прикасаетесь к Тонкому Миру. Можно и в цветах земных, и в оперении птиц, и в чудесах неба найти радость ту самую, которая готовит к вратам Огненного Мира. Главное, не будьте умершими для красоты»5.

«Изучить все выделения природы и осознать их красотой — значит дать людям крылья. ...Крылья вознесут к свету»6. «К тебе придут, яви огонь, он им нужен. (...) Не закрой путь для новых стучащихся. (...) Знающий красоту не собьёт путника»7. «У врат Нового Мира толпы, но не знают Врат. Но легки ступени духа и единым желанием становятся на место вещи мира. Несущие желание красоты — Благо вам»8.

И Святослав Рерих всем своим обликом и всем своим трудом и творчеством не только несёт нам красоту, но и пробуждает наше стремление к ней. Он знает, что «произнёсший красота  — спасён будет»9. «Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество. (...) Учи счастью красоты»10.

И для тех, кто стремится к Высшему Миру, к подлинному общению с Иерархией Света, путь один: «Через красоту подойдёте. Поймите и запомните. Вам Поручил сказать — Красота. (...) Я сказал — Красота. И в бою, и в победе Я сказал — Красота. (...) В ней путь ваш. И ею встречу тех, кто дойдёт до Меня.
А они уже идут»11.

7 февраля 1993 г.


1 Беспредельность. 768

2 Агни Йога. 337.

3 Иерархия. 177.

4 Мир Огненный. III. 248.

5 Мир Огненный. I. 638.

6 Листы Сада Мории. Зов. 3.06.1922.

7 Там же. 2.05.1922.

8 Там же. 2.06.1922.

9 Там же. 1.03.1922.

10 Там же. 4.07.1921.

11 Там же. 26.07.1922.



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

9 октября - день рождения Николая Константиновича Рериха 9 октября - день рождения Николая Константиновича Рериха

За свою жизнь Николай Константинович Рерих написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин. Полотна Николая Рериха представляют собой кристаллы сгущённого Света, которыми насыщены творения его рук.

Николай Константинович Рерих – великий русский художник, писатель, археолог, философ, путешественник и общественный деятель – родился в Петербурге 9 октября 1874 года. В 1897 году окончил Академию Художеств, в 1898 году – юридический факультет Петербургского Университета.

Уже в студенческие годы Николай Рерих избран в члены Русского Археологического Общества. С 1901 года Николай Константинович Рерих – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году Николай Рерих избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.

В 1900–1910 гг. Николай Рерих – один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. В 1920–1922 гг. Николай Константинович Рерих создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.

В 1923 г. в Нью-Йорке открыт Музей Рериха, ставший первым музеем русского художника за рубежом.

В 1924–1928 гг. Николай Константинович Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.

В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом. В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.

Перейти на страницу Н.К. Рериха >>>

  • Книги о Н. К. Рерихе в интернет-магазине:




Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

8 октября - день памяти Преподобного Сергия Радонежского 8 октября - день памяти Преподобного Сергия Радонежского
Эти дни можно назвать «Дни утверждения мощи Преподобного Сергия». Он, живой и реальный, стоящий на страже счастья родимой Земли, сынам её, к Нему устремлённым, Даёт силу сознательно и огненно приобщиться к великому строительству Незримого Града, уже явно и на Земле утверждающему грани своих уявлений. И огненно приобщившиеся становятся Его воинами. Единение в духе, единение огненное есть основа светлого строительства. Памятные дни усиливают огненный процесс незримого созидания, как бы шире открывая врата Нового Мира. Весть незримую получает каждый, но по сознанию и устремлению. Единения действия приветствуются. И Рука Его, Воеводы Земли Русской, Водителя и Строителя — над всеми созидательными энергиями духа сынов её. Велико объединительное значение памятных дней в грядущих веках объединённого человечества.

Из Записей Б.Н. Абрамова. 8 октября 1952 г.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

5 октября - день памяти Елены Ивановны Рерих 5 октября - день памяти Елены Ивановны Рерих
5 октября, более шести десятилетий назад, покинула земной план и ушла на свою Огненную Родину Елена Ивановна Рерих.

Н.Д. Спирина говорила: «Мы чтим Елену Ивановну всегда, но выделяем особо её памятные даты, так как это имеет огромное значение для пространства».

С глубоким осознанием пространственного значения этого дня мы вспоминаем сегодня о Елене Ивановне, прошедшей «путь, который предстоит пройти человечеству, — путь развития духа, путь к Свету… Мы находимся в начале этого пути; она его уже завершила» (Н.Д. Спирина).

С земной точки зрения шесть десятилетий — большой срок, целая жизнь. А с исторической — мы можем сказать, что мы счастливые люди, потому живём очень близко к тому времени, когда жили Рерихи, или, как сказал кто-то, — когда по земле ходили Боги, и пространство наполнено ощущением их недавнего присутствия на Земле, а это имеет огромное воздействие на ныне живущих.

Елена Ивановна прошла свою жизнь рука об руку с великим художником, гением живописи — Николаем Константиновичем Рерихом, и была для него вдохновительницей и другиней, его Ладой. Только вместе они могли выполнить великую миссию — дать миру Учение Новой Эпохи — Зов к собиранию духов новой расы. Именно подвигом их жизни была спасена планета и человечеству подарена жизнь.

Е.И. Рерих обладала безошибочным чувствознанием и распознаванием. Она вела переписку, т.е. была в непосредственном контакте с Б.Н. Абрамовым, направляла его на духовном пути, благословила на выполнение его основной задачи жизни: запись Бесед, полученных из Высокого Источника, подлинность которого она подтвердила.

Е.И. Рерих через Б.Н. Абрамова указала Наталии Дмитриевне, нашему непосредственному руководителю, Кто будет помогать ей в её культурной и просветительной деятельности в России, и Наталия Дмитриевна всегда это крепко помнила, и это вдохновляло её на преодоление всех неимоверных трудностей, встававших на её пути.

Мы хорошо помним, что писала Е.И. Рерих о «Каплях» Н.Д. Спириной: «Яро они мне близки». «А ей ничего, кроме Учения, не было близко яро» — так комментировала её слова Наталия Дмитриевна.

Н.Д. Спирина чувствовала и непосредственную поддержку от Елены Ивановны. Однажды, когда было трудно, когда остро стоял вопрос о существовании нашей газеты «Перед Восходом», Наталия Дмитриевна сказала: «Елена Ивановна нас поддерживает, помогает и вдохновляет. Нужно к ней мысленно постоянно обращаться».

И мы все тоже ощущаем незабываемые мгновения общения с Еленой Ивановной, когда читаем её Письма, — ведь в них не только кладезь ценнейшей информации, разъяснений Учения, главное — через это чтение мы соприкасаемся с самой Еленой Ивановной, с духовным миром Человека, живущего исключительно духом, Человека «иной, более высокой формации». «Дочь Земли и свет Звезды» — так сказала Наталия Дмитриевна о Елене Ивановне.

В этот памятный день почтим Елену Ивановну Рерих и пошлём ей нашу признательность и любовь — за Путь, который в эти тяжкие годы она нам указала, за Учение Света, за Радость приближения великого суждённого будущего!

Смотреть фильм
"Елена Рерих в творчестве
Николая и Святослава Рерихов"





Елена Ивановна Рерих — великая русская женщина, взявшая на себя труднейшую миссию — возвестить человечеству о наступлении Новой Эры и принести людям давно утраченные знания о Законах Бытия. Она «приняла на себя всю тягость провозвестия Нового Учения, старого как мир, но облечённого в новую форму и дополненного тем, что из Сокровенного Знания должно и можно было выдать человечеству на данной ступени его эволюции».

"Чем можем мы почтить Матерь Агни Йоги? Чего ждёт она от нас? Не словесного почитания, но посильного претворения чего-то из принесённого ею. Претворяя Заветы, в которые она вложила всю себя, мы сделаем её подвиг не напрасным. Почтить её мы можем в действиях, направленных на совершенствование себя и тем самым и нашего окружения, ибо, как сказано, не может человек восходить или нисходить только сам по себе". (Н.Д. Спирина)

Перейти на страницу Елены Ивановны Рерих >>>




Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

ОКТЯБРЬ 2017
5 октября - день памяти Елены Ивановны Рерих (1879-1955).
7 октября - 10 лет со дня официального открытия Музея Н.К. Рериха в Новосибирске (2007) .
8 октября - день памяти Преподобного Сергия Радонежского (1314-1392).
9 октября - 143 года со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874), День Культуры.
23 октября - 113 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха (1904-1993).


1 октября – Международный день музыки.
2 октября – 148 лет со дня рождения Махатмы Ганди (1869-1948), вождя освободительного движения за независимость Индии, идеолога философии ненасилия (сатьяграха).
3 октября – день памяти Франциска Ассизского (1181/1182-1226), итальянского духовного подвижника, основателя ордена францисканцев.
5 октября - Всемирный день учителя.
15 октября – 475 лет со дня рождения Акбара Великого (1542-1605), индийского правителя из династии Великих Моголов, объединителя и реформатора Индии, миротворца, покровителя искусств.
19 октября/ 1 ноября  - 188 лет со дня рождения Иоанна Кронштадтского (1829 - 1908), духовника семьи, в которой родился Николай Рерих.
24 октября – день памятования Оптинских старцев (посл. треть XVIII в. – первая пол. XX в.), русских духовных подвижников, ярко воплотивших в себе идеал старчества.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

5 сентября - день памяти Б.Н. Абрамова 5 сентября - день памяти Б.Н. Абрамова

5 сентября - день памяти Бориса Николаевича Абрамова (1897 — 1972) — духовного ученика великого художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха. Долгие поиски смысла жизни привели его к Учителю и к Учению Живой Этики.

В 1940-е годы Борис Николаевич стал воспринимать приходящие из пространства мысли и записывать их. Послав записи Елене Ивановне Рерих, он получил от неё ответ, подтверждающий их Высокий Источник.

До конца своих дней Б.Н. Абрамов вёл эти Записи, которые спустя несколько десятилетий стали известны как «Грани Агни Йоги». В них мы находим слова и о самом Борисе Николаевиче, и о значении его Записей.

«Сын мой, изумительнейшую и редчайшую способность имеешь мысли, посылаемые Владыкою, ясно и чётко запечатлевать. Эту способность цени. Равных себе мало найдёшь среди смертных и можешь считать, недаром достался этот великий дар духа» (1956 г., 674).

«Пиши. Каждая записанная мысль будет вкладом в Сокровищницу накоплений человеческого духа. Многие хотели бы писать, но неоткуда черпать. Ты же имеешь неиссякаемый Источник Мудрости Учителя, откуда тебе черпать право дано» (1958 г., 697).

«Спокойно пиши и запечатлевай получаемое знание. Оно нужно для людей, яро оскудевших знанием духа. Ты, избранный Мною и посланный в мир с миссией трудной Свет людям нести, несовершенствами своими не смущайся. Велик Свет знания, в мир принесённый тобою. Под Нашей заботой идёшь... Поручение выполняешь яро, не щадя сил, времени и здоровья и ставя Дело Моё первее всего остального. Труд не мал. Каждодневные Записи, несмотря на ярость противных условий и старания тёмных, растут, и растут неуклонно. Их место — в сокровищнице человеческой мысли. И дар приносимый велик. Потому спокойно и твёрдо иди, зная, что Луч Мой над тобою... Подумай, кто же из миллионов людей может дать то, что даёшь ты? И кто может вести Записи Моих мыслей? И кто среди них так близок Мне? Ибо ты — сын Мой. И Матерь Агни — Матерь твоя, ты наш. Поручение дано, выполняй его столь же успешно, как выполнял до сих пор. Близится время твоё явного служения людям» (1956 г., 804).

В 1954 году, когда Борис Николаевич получил свидетельство от Елены Ивановны о своей миссии, он записывает такие слова Великого Учителя: «Сын Мой любимый, готовься к будущему, как готовится Матерь. Её Подготовляю, Подготовляю и тебя. Хочу, чтобы вышел для исполнения закалённым. Силу Дам людей привлекать. Магнит воли Усилю. Мощь равновесия Дам. Умножу огни и лучи самоисходящие Укреплю. Даром познавания человека Оделю. Силу ушедших Моих придётся на свои плечи тебе взять. С уходом Гуру сила твоя возросла и умножилась.
С уходом Матери возрастёт вдесятеро. Кто же посильно заменит её, не сын ли? Её высоты не достичь, но быть верным исполнителем Воли Моей и Воли Её, с Моей слитой, стать можно. А так как ближайший, то и Поручение велико. Сын в потенциале имеет все свойства Матери. Пределов его раскрытия нет. Потому значение своё надо понять неумалённо» (1954 г., 44).

Подчёркиваем — это и следующее Сообщение были получены Борисом Николаевичем при жизни Елены Ивановны Рерих.

«Не смущайся малостью и несовершенствами своими, любящее и преданное сердце является мерилом Близости. Посмотри кругом. Миллионы людей — кто Меня знает? Кому близок? Кто принял Учение в сердце и принял его основою жизни? Почему разбойника предпочёл книжникам и блудницу фарисеям? Не мерками человеческими Измеряю и Определяю ценность человека... Матерь твоя, Мною Поставленная и Утверждённая, великое Поручение выполняет, и ты Ей помощником верным намечен... Будешь продолжателем Её Миссии. Будешь охранителем Света, Ею принесённого людям. Будешь охранителем Сокровенного Знания, Ею оставляемого для будущего... Велик твой потенциал духа, ещё никогда в полном объёме своём на Земле не проявлявшийся при исполнении Поручения... Не малостью зерна измеряется будущее древо, но качествами невидимыми, в нём заключёнными.
А ты Мой, от Луча Моего и Света Моего рождённый на туманной заре человечества» (1954 г., 139).

Может быть, в этих словах Учителя и обозначено то Космическое право, которое имел Борис Николаевич Абрамов?..


Приобрести в интернет-магазине книги Б.Н. Абрамова и о нём:



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

Смотреть видеофильмы:  Тропы необычности
Читать статьи журнала "Восход":  ЛАМПАДА ПУСТЫНИ

СЕНТЯБРЬ 2017
1 сентября – День Знаний. 
5 сентября – день памяти Бориса Николаевича Абрамова (1897 – 1972). 
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы (православная традиция).
21 сентября – Международный День мира. 
21 сентября – День воинской славы России. Годовщина Куликовской битвы (1380). 
28 сентября – день рождения Конфуция (551(?) – 479 до н.э.), китайского философа, основателя конфуцианства, ставшего основой государственности Китая.



2 сентября – день создания Комитета Пакта и Знамени Мира в Харбине (1934). 
9 сентября
– день рождения Л.Н. Толстого (1828 – 1910), великого русского писателя.
9 сентября – Всемирный день Красоты. 
13 – 15 сентября – Первая международная конференция в Брюгге, посвящённая Пакту Рериха (1931). 
17 сентября160 лет со дня рождения К.Э. Циолковского (1857 – 1935), основоположника космонавтики, представителя философии русского космизма. 
22 сентября – день рождения М.К. Чюрлёниса (1875 – 1911), литовского художника, поэта, композитора. 
28 сентября – день рождения Микеланджело да Караваджо (1573 – 1610), итальянского живописца. 



5 сентября – день памяти Матери Терезы (1910 – 1997). 
17 сентября – день памяти св. пророка Моисея (XVI – XV вв. до н.э.). 
24 сентября – день памяти Парацельса (1493 – 1541), немецкого алхимика, врача, философа эпохи Возрождения. 
30 сентября – день памяти св. вмч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (православная традиция). 


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

16 августа - день рождения Юрия Николаевича Рериха 16 августа - день рождения Юрия Николаевича Рериха
Юрий Николаевич Рерих – выдающийся русский востоковед, лингвист, филолог, искусствовед, этнограф, путешественник, – внёс огромный вклад в мировую тибетологию, индологию и монголоведение.

Родился Юрий Николаевич Рерих 16 августа 1902 года в селе Окуловка Новгородской губернии. Его детские и отроческие годы прошли в Петербурге. Уже в гимназические годы он начинает всерьёз интересоваться Востоком.

В 1919 году Юрий Рерих заканчивает индоиранское отделение школы восточных языков при Лондонском университете; затем, в 1922 году, Гарвардский университет в США – со степенью бакалавра по отделению индийской филологии. И завершает образование в 1923 г. в Париже – в Школе восточных языков при Сорбонне (крупнейшем центре европейского востоковедения), где получает звание магистра индийской филологии.

Юрий Николаевич Рерих обладал удивительным даром – он понимал почти все языки мира, а десятки языков знал в совершенстве.

В 1923–1928 гг. он принимает деятельное участие в Трансгималайской Экспедиции, организованной его отцом Николаем Константиновичем Рерихом. С 1928 г. и до начала второй мировой войны Юрий Николаевич является директором Гималайского Института научных исследований “Урусвати”, работа которого была направлена на комплексное изучение Востока и формирование науки Будущего.

В сфере общественной деятельности он принимает самое активное участие в пропаганде Пакта Рериха (Пакта Культуры) и борьбе за его ратификацию. В 1949–1957 годах он преподает в Калимпонгском университете (Индия).

Осенью 1957 года Юрий Николаевич Рерих возвращается на Родину и возглавляет сектор истории философии и религии Индии в Институте Востоковедения АН СССР в Москве. Именно ему принадлежит неоценимая заслуга возвращения Родине творческого наследия Николая Константиновича Рериха – великого русского художника, мыслителя и общественного деятеля, а также распространения в СССР уникальных и жизненно важных для человечества Знаний, известных под названием Агни Йога или Живая Этика.

Юрий Николаевич окончил свой земной путь в Москве 21 мая 1960 года. Его именем названа третья вершина Алтая в отроге Катунского хребта вблизи священной горы Белухи – между пиками Н.К.Рериха и Урусвати.


Отрывки из высказываний Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, С.Н.Рериха.

«Юрий Николаевич — это образ истинного, вдохновенного учёного-мыслителя, человека исключительной духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над собой и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять её над уровнем повседневности... (...)

Истинно светлый образ, всегда отзывчивый, добрый, заботливый и в то же время мужественный и сильный, исключительной чистоты и честности. (...)

Редко бывает, когда человек с самых ранних лет своей жизни уже знал бы свой дальнейший путь. Путь, который развивался и углублялся на протяжении всей жизни»1.

«Любимыми книгами Юрия, когда ему было года два, полтора, были каталоги музеев и выставок»2.

«...Юрий, который начал самоучиться читать и писать в самых ранних годах, написал свою первую поэму, которая начиналась: ''Наконец я народился''. А затем рассказывалось о каком-то путешествии на верблюдах. Тогда все мы читали такие записи с любопытством, думая, откуда у четырёхлетнего, если не трёхлетнего, малыша непременно верблюды; а ведь теперь никто не сказал бы, что такое воображаемое путешествие на верблюдах не было бы ко времени»3.

«История, философия, археология — как-то сразу захватили Юрия Николаевича. Восток, и в особенности Средняя Азия, стали для него особой, заветной мечтой. С самых юных лет он интересовался Египтом, Вавилоном и Ближним Востоком, но уже в 15 лет увлёкся Индией, а в 17 лет он начал свои занятия персидским и санскритским языками в Лондоне в Институте Восточных знаний. ...К тому времени он уже знает латинский, греческий и многие европейские языки»4.

«Как нужен Юрий — индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками — небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии»5.

«У него переписка со всеми выдающимися учёными, которые обращаются к нему именно как к лучшему учёному»6.

«Лама говорит, что один очень учёный буддист в Ладаке хотел иметь учёное рассуждение с Юрием о буддизме. Тогда лама побоялся устроить этот диспут. Он говорит: ''Я боялся, может ли сын ваш говорить об основах учения. (...) Но сейчас я жалею, что не устроил это рассуждение в Ладаке. Ведь ваш сын, он всё знает! Он знает больше многих учёных лам''»7.

«И Юрий, и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий — в науке, Святослав — в искусстве прочно укрепились»8. «Юрий стремится к делу — ведь у него столько незаменимых знаний и способностей. Невозможно, чтобы они оставались без приложения. И не в одной восточной науке, но и в воинском деле и в исторической литературе он знает так много, а уж Родину как любит!»9

«Его многочисленные труды — драгоценный вклад в сокровищницу науки, его светлая жизнь — пример молодым, идущим на смену...»10


1 Из выступлений С.Н.Рериха.

2 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 1. М., 1996. 21.08.1931.

3 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 435.

4 Из выступлений С.Н.Рериха.

5 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 533.

6 Е.И.Рерих. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. 7.2.1953.

7 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 144.

8 Н.К.Рерих. Листы Дневника. Т. 3. С. 25.

9 Там же. С. 103.

10 Из выступлений С.Н.Рериха.


Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:

12 августа - день рождения Елены Петровны Блаватской 12 августа - день рождения Елены Петровны Блаватской

(по материалам докладов Н.Д. Спириной и очерка Е.П. Писаревой)

Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия служения Общему Благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества.

Такой была миссия Елены Петровны Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор, когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг её жизни.

Е. П. Блаватская родилась в 1831 г., 12 августа, на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в аристократической семье, совместив в себе физическую наследственность трёх наций Европы (по материнской линии — потомственные князья Долгорукие и француз-эмигрант Бандре-дю-Плесси; по отцовской — она происходила от обрусевшей ветви князей Мекленбургских).

Мать Блаватской Елена Андреевна Ган была талантливой писательницей, которую Белинский назвал «русской Жорж-Занд». Она ушла из жизни рано, не достигнув 25 лет, оставив двух малолетних дочерей.

Походная жизнь отца Елены Петровны, офицера-артиллериста, лишала его возможности самому воспитывать дочерей, и воспитание их взяла на себя бабушка по матери, княжна Елена Павловна Долгорукая, в замужестве Фадеева. Она была замечательно доброй, глубоко образованной женщиной, владела в совершенстве пятью иностранными языками, углублённо занималась естественными науками, прекрасно рисовала.

Светлое детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей: в раннем детстве в общении с природой Украины, потом — в средней России, а затем на Кавказе.

Елена Петровна с детства имела Высокого Покровителя. Он являлся ей в сновидениях, она знала и любила эти зовущие куда-то глаза. В детские годы в момент опасности для жизни появлялась невидимая помощь. Она чувствовала предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет при встрече с Учителем. Для этого она оставила родной дом, неожиданно меняла места жительства, что не даёт возможности проследить внутренний смысл жизни этого периода: о её жизни в эти годы известно как о цепи путешествий.

Первая встреча её с Учителем состоялась в Лондоне в 1851 году. Через всю жизнь Елена Петровна пронесла преданность своему Учителю. Тайна, окутывающая эту сторону её жизни, понятна тому, кто знаком с философией Востока и Теософией.

Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству; на Востоке к этому отношение другое. В 1886 г., подтверждая публикации Е. П. Блаватской, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором утверждали существование Махатм.

Чтобы стать принятым учеником Великих Учителей, требуются большой труд не одной жизни, испытания и переполняющая сердце любовь к людям. Только эти условия позволяют получить груз знаний, крупицами которых, «крохами со стола», пользуются маги и экстрасенсы, удивляющие нас своими феноменами. Этими знаниями творил свои чудеса и исцеления Иисус Христос. Но тот, кто может оживить, тот может и убить. Поэтому только всеобъемлющая космическая любовь, которая дала силы умирающему на кресте Иисусу Христу просить за распявших его: «Господи, прости их, они не ведают, что творят», позволяет овладеть ими. Вот почему такие преграды стоят на пути к этим космическим знаниям.

Переездом в Америку в 1873 г. начался третий период жизни Е. П. Блаватской — период творчества (1873—1878 гг. — Америка, 1878—1884 гг. — Индия и 1884—1891 гг. — Европа).

Седьмого сентября 1875 года состоялось открытие Теософического Общества. Это произошло в квартире Е. П. Блаватской, где собралось 17 человек, председателем его стал полковник Г. Олькотт — преданный сотрудник Елены Петровны, а сама она заняла скромную должность «секретаря для связи с корреспондентами». Впоследствии Общество было переведено в Индию, где продолжает функционировать по настоящее время, став Всемирным Теософическим обществом, имеющим филиалы во всём мире.

В Америке Елена Петровна пишет, вернее, записывает своё первое капитальное произведение «Разоблачённая Изида» в 2 частях, около полутора тысяч страниц. Начата книга в 1876 году, издана — в 1877 году. Уровень знаний, представленный в произведениях Елены Петровны, носил всеобъемлющий характер, которого она не имела, несмотря на свою высокую образованность. Очевидцы отмечали в её записях, иногда на одной странице, четыре разных почерка и стиля изложения. Сведения получались ею от Учителей; реже общение носило физический характер, чаще связи были письменные, ясновидяще-психические, астральные. Общение Елены Петровны с Великими Учителями достигало отчётливости и непрерывности, представляло собой нечто подобное беспроволочному телеграфу.

Сущностью сведений, даваемых человечеству через Е. П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», является откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, творении Космоса и Человека (микрокосма), о вечности и периодичности Бытия, об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная. Изида символизирует собой Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова (разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, и дано было свыше через Е. П. Блаватскую для ускорения продвижения человечества по пути эволюции.

«Тайная Доктрина» — труд в 3 томах, около тысячи страниц в каждом; писала его Елена Петровна с 1884 по 1891 г. Первый том приоткрывает нам часть загадок о сотворении Космоса, второй об эволюции человека, третий об истории религий; он был отредактирован и издан её учениками.

Оглядываясь на прошлое человечества, можно проследить закономерность неприятия открытий и откровений, опережающих свой век. Труды Елены Петровны встретили одинаковое сопротивление как Церквей, священные книги которых полны откровений, расшифрованных в «Тайной Доктрине», так и ортодоксальной науки. Первым и самым мощным оружием сил регресса является клевета, направленная на автора, что дискредитирует и его творения. В Учении Живой Этики говорится: «...Пусть факелы клеветы освещают путь неуклонного подвига. Называя наших послов шарлатанами, люди выдают им свидетельства необычности».

«Факелы клеветы» очень ярко освещали путь Е. П. Блаватской — клеветники и невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных писем, предательство облагодетельствованных ею людей — всё пришлось перенести этой «женщине-мученице», как она названа в Учении Живой Этики.

После переезда в Индию Елена Петровна вела большую работу, стараясь возбудить у местных жителей интерес к мудрости древнеиндусских верований, поднять дух народа воспоминанием о его былой славе.

В 1879 г. был основан журнал «Теософист», в котором публиковались выдающиеся работы Блаватской, написанные при помощи Учителей.

Влажный климат Бомбея, а затем и Адьяра, где было приобретено поместье для Общества, оказался вредным для здоровья Елены Петровны, и в 1884 г. ей пришлось окончательно переехать в Европу. Во время нескольких кризисных состояний здоровья Еленой Петровной описаны случаи чудесной помощи, исцелений, которые приходили от Учителя.

По приезде в Европу Елена Петровна избрала местом жительства тихий Вюрцбург, потом Остенд, а с 1888 до 1891 г. она жила в Лондоне. Жизнь её после отъезда из Индии полностью была посвящена работе над «Тайной Доктриной», которую она считала делом своей жизни.

Пять лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий, мученичеством, но несмотря на это работала она по 12 часов в сутки, не давая себе отдыха среди дня. А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были и литераторы, и ученые.

8 мая 1891 года Е.П. Блаватская ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом — как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь.

По словам Е.И.Рерих, если бы не злоба и зависть окружавших её, «она написала бы ещё два тома ''Тайной Доктрины'', в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей человечества. Но люди предпочли убить её...»

Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А.Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А.Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогли ему в его творчестве.

Е.И. Рерих перевела два тома «Тайной Доктрины» с английского языка на русский. Она писала: «...Е.П.Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно, из всех теософов лишь Е.П. Блаватская имела счастье получить учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенётах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е.П. Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была звеном в Иерархической Цепи». «Утверждаю, что Е.П. Блаватская была единственной посланницей Белого Братства, и она одна ЗНАЛА». «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!».

В 1924 году Н.К.Рерих написал картину «Вестник». Передавая её в дар Теософскому обществу в Адьяре (Индия), он сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвящённую Е.П. Блаватской. Пусть положит она начало будущему музею Блаватской, девизом которого будет: ''Красота — одеяние Истины''». На картине изображена женщина в буддийском храме, отворяющая двери Вестнику.

З.Г. Фосдик, ближайшая сотрудница Рерихов в Америке, поясняла, что женщина на картине символизирует человечество, а в Вестнике, возникшем на пороге храма на фоне сверкающих молний приближающейся Новой Огненной Эпохи, художник воплотил образ Е.П. Блаватской. Учителя человечества в Учении Живой Этики, обращаясь к нам, пишут: «Могут спросить, в каком соотношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите — каждое столетие даётся, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и Заповеди Моисея кульминировали древний Египет и Вавилон. Только нужно понимать значение узловых Учений («Мир Огненный» ч. 1, § 79).



Предлагаем посетить страницы сайта, связанные с этой датой:


Памятные даты 1 - 10 из 42
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


Дорогие друзья! Содержание этой страницы постоянно обновляется.
На ней  вы можете найти подробное описание памятных дат на ближайшие дни.
Если вы зашли сюда по чьей-то ссылке и не нашли информацию об интересующем вас человеке или событии, скорее всего, нужный вам текст можно найти на других страницах сайта. Воспользуйтесь формой поиска в правом верхнем углу страницы.