Учение Живой ЭтикиМузей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в с. Верх. Уймон
ИЦ РОССАЗИЯ
Журнал ВОСХОД
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
МАЙ 2017

Актуально



Фото- и медиа-архив


 

"Объединить народы и утвердить Мир и Красоту..." Занятия со школьниками Верх-Уймона



"Объединить народы и утвердить Мир и Красоту..." Занятия со школьниками Верх-Уймона

03.03.2016

Сотрудники Сибирского Рериховского общества постоянно разрабатывают и проводят различные тематические занятия со школьниками и дошколятами в Новосибирске и на Алтае. О таких занятиях рассказывает экскурсовод Татьяна Павловна Осипова.


Верхний Уймон — небольшое село на Алтае, которому уже около трёхсот лет. Оно имеет необычную историю происхождения — вернее, таких историй несколько, и все их знает каждый житель села. По одной из версий, несколько семей шли в поисках загадочной страны Беловодье, и уже потеряв надежду найти сказочную страну справедливости и счастья, пришли в долину, окружённую со всех сторон горами и водами Катуни. Прекрасная долина настолько понравилась уставшим от долгих бесплодных поисков людям, что они решили остаться здесь жить.

По другой легенде, люди, не захотевшие принять изменений в религиозных вопросах, твёрдо решили сохранить веру своих дедов и прадедов, целыми селениями бежали в поисках уединения от преследований церкви за свою непокорность. После долгих поисков беглецы пришли в богатую травами, дичью, рыбой долину, которая их приютила и укрыла от гибели. Потомки первых основателей села до сих пор живут здесь. Они и сейчас называют себя староверами, хотя с того времени многое изменилось в их жизни.

Село необычно ещё и тем, что сюда 90 лет назад приходила экспедиция Н.К. Рериха. Восхитившись чистотой и великолепием алтайской природы, Николай Константинович предсказал прекрасное будущее Алтаю.

Дом, где останавливался Н.К. Рерих, сохранился. Сейчас этот дом восстановлен, и здесь находится Музей, носящий имя Н.К. Рериха.

Между нами, сотрудниками Музея, и селянами давно уже сложились тёплые отношения, особенно со школьниками. Вот уже несколько лет разрабатываются и согласовываются с учителями школы программы проведения занятий с детьми на самые разные темы: патриотические, нравственные, познавательные. В последнее время специалисты разных профессий проводят для старшеклассников мастер-классы.

Малыши любят забегать в Музей, чтобы посмотреть фильм или коллекцию минералов в витринах, просто рассказать что-то интересное. Эти малыши растут вместе с Музеем. Они знают, кто такой Рерих, а дети постарше, которые уже учатся в начальных классах, порой рассказывают о Николае Константиновиче и его экспедиции подошедшим посетителям, пока те настраиваются на экскурсию. Интересно слушать даже нам, экскурсоводам, детские непосредственные суждения о посещении села знаменитым художником.

На занятия (чаще мы их называем «беседами») в Музей дети приходят всем классом. Наши беседы обязательно сопровождаются показами видеофильмов или слайд - программ.

Хочется рассказать о последних встречах с детьми, вернее о том, что особенно запомнилось нам во время таких встреч в апреле 2015 года.

Прошедший 2015 год был знаменательным — годом 70-летия Великой победы над фашизмом. К этому событию и было приурочено наше занятие «Сибирские дивизии. Засекреченный подвиг» в уймонской школе.

Фильм с самого начала, с первых же слов ведущего журналиста захватывает сознание зрителей: «История Великой войны даже сейчас… много лет спустя после её окончания, хранит множество тайн. В прежние годы на вопросы о том, кто были спасителями Москвы, кто победил в Сталинграде, советские люди отвечали не задумываясь: «Сибиряки, конечно!» В народе знали, что в самые критические моменты, когда враг уже одолевал, в дело пускали сибирские дивизии — последний козырь ставки Верховного Главнокомандования. Высочайшая боевая репутация воинов-сибиряков не подтверждена официально, но старшее поколение верило в воина-сибиряка как в ангела-хранителя. Мы нашли способ проверить легенду о воинах-сибиряках. Она оказалась правдой…».

Дальше шли кадры военной хроники, на которых запечатлена война во всей её неприкрытости, жути и бесчеловечности, с одной стороны, и с другой — свидетельства подвига русского воина, его мужество, поражающее воображение зрителя, могучая сила духа и любовь к Родине.

«Все завоеватели, которые нападали на нашу страну, знали, что «главное в победе над русскими — сломить их дух». Знал это и Гитлер, когда пошёл на Россию войной. И вот как раз это сделать оказалось невозможно».

Причём мужеству сибиряков поражались даже враги, не понимая, как можно идти под пули, на танки — во весь рост!

Я наблюдала незаметно за детьми, за их реакцией на происходящее на экране. О войне современные школьники мало что знают, и этот фильм стал не просто открытием для них — своего рода потрясением! Надо сказать, мы часто говорим им о мужестве русского человека, но сегодня речь шла именно о сибиряках, об их земляках, и это было что-то совершенно особенное для них…

Это было очень заметно по реакции детей после просмотра фильма. Какое-то время стояла тишина, потому как детям надо было прийти в себя. Заметное чувство гордости за своих земляков появилось у них, когда дети узнали, как панически фашисты боялись воинов-сибиряков. Как только во время боя враги понимали, что перед ними были сибиряки, страх охватывал их. «Сибирские медведи!» — в ужасе кричали они и, деморализованные этим страхом, были не способны уже дальше вести бой.

Дети с гордостью стали рассказывать о своих прадедах-фронтовиках. Война бедой посетила почти каждый дом, каждую семью. Каждый современный ребёнок, в семье которого был фронтовик, с почтением относится к пожелтевшим листочкам-письмам, пришедшим с фронта, похоронкам, фотографиям, бережно хранимым в семье, гордится своими воевавшими родственниками. Это очень чувствовалось, когда дети наперебой, с восторгом говорили о них то немногое, что знали сами. Говорили как о героях. Для них все солдаты, защищавшие Родину, были героями.

После просмотра фильма ребята сделали вывод: какое это непростое место — сибирская земля! Особенное ещё и тем, что и народ на ней живёт особый: работящий, мужественный, крепкий духом и здоровый телом, а главное — крепкий своей нравственностью. И школьники ощущали заметную гордость не только за героическое прошлое сибиряков, но и за свою принадлежность к этой земле.

Выводы детей подтверждают и слова маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского: «Лучше воинов, чем сибиряки, мало в мире, поэтому рука невольно пишет эти слова с большой буквы».

Глядя в детские горящие глаза, я вспомнила слова Рериха: «Не перевелись богатыри на Руси! Народились и новые… только силы своей могучей ещё не осознают!»

Закончили мы разговор о войне стихами:

В Сибири не было войны —
С тем согласиться я готов.
В Сибири не было войны,
Но славилась Сибирь полками,
И сердце Родины — Москву —
Пришлось прикрыть сибиряками!

В Сибири не было войны,
Но на полях под Сталинградом
Лежат сибирские сыны,
Как и в болотах Ленинграда.

В Сибири не было войны...
Сибирской гвардии солдаты
Прошли от Курска до Москвы
В Берлин, ломая супостата!

В Сибири не было войны?
Поправ пятой фашизма знак,
Как символ мира над Берлином
Стоит с ребенком сибиряк!

В Сибири не было войны…


* Автор стихотворения («Сов. Сибирь», 24 марта 1995) - новосибирец  Владимир Шевчук, выпускник  Томского артиллерийского училища, воевал  на Калининском фронте, затем под Сталинградом, в Польше. - ред.

После беседы дети не торопились покинуть Музей, они захотели пройти на второй этаж, походить по залам. У Знамени мира надолго задержались, слушая рассказ о высоком всепланетном значении этого символа, цель которого — объединить все народы и утвердить на планете Мир и Красоту. К этому призывал Рерих всё человечество. Рассказ произвёл сильное впечатление на ребят, ведь перед их глазами ещё стояли страшные кадры фильма о войне, самой жестокой в истории человечества.

Далее завели разговор о космонавте, который недавно посетил наш Музей, а значит, был в их селе!

— Скажите, это правда, что к нам в Уймон приезжал космонавт? Расскажите о нём!


Оказывается, дети об этом узнали совсем недавно, от экскурсовода во время открытия в сельском Доме Культуры выставки художников-космонавтов, замечательные картины которых очень хорошо известны в России — А.А. Леонова и В. Джанибекова.

Действительно, осенью 2014 года Музей Рериха в Уймоне посетил лётчик-космонавт (бортинженер) Ревин С.Н., который не    понаслышке знает о Н.К. Рерихе, а читает его произведения, знаком с творчеством Николая Константиновича и мировоззрением, пришедшим к нам через семью Рерихов. Рассказала об этой встрече, о своих впечатлениях, об удивительном госте. Ребята этому факту были приятно удивлены.

Наша встреча со школьниками очень затянулась в тот день, они ушли радостные, обогащённые новыми знаниями.

Хочется рассказать ещё об одном немаловажном моменте, который наглядно характеризует, каким сильным было желание у детей прийти на занятия, посмотреть необычный фильм о сибиряках, выразить своё восхищение подвигом воинов-земляков. Вдруг перед приходом очередного класса в селе (и в Музее тоже!) отключили электроэнергию (такое там случается довольно часто), что грозило срывом нашей беседы, а наш движок никак не хотел заводиться. Пока механик разбирался, в чём причина, дети заволновались и хором стали скандировать, стоя на улице перед входом в Музей: «Движок, заведись!» И дружно закричали «Ура!», когда он неожиданно и, как нам показалось, радостно загудел. И эта очередная встреча со школьниками также прошла прекрасно.

С детьми младших классов в те дни проводили беседы о Колоколе Мира. Малыши прикоснулись к истории происхождения акции — строительства арки Колокола Мира во многих странах нашей планеты, узнали, что стало причиной этому движению.


А появление Колокола Мира тесно связано со скорбными событиями августа 1945 года, когда американцы сбросили страшные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки, в результате чего тысячи людей пострадали. Рассказали детям об истории японской девочки, которая после этой атомной бомбёжки заболела лучевой болезнью. Тогда люди впервые столкнулись с таким неизвестным заболеванием, и врачи не могли ничем помочь девочке. Она умирала, но она очень хотела жить! Однажды девочка услышала древнюю японскую легенду о том, что если человек сделает тысячу бумажных журавликов, то он будет долго жить на земле. И девочка стала делать журавликов днём и ночью. Но она так и не успела сделать их все — она умерла. Узнав об этой печальной истории, дети из многих стран стали присылать бумажных журавликов в Японию. В результате чего тысячи белых журавликов укрыли могилу девочки.


Вот тогда, потрясённые этой историей, дети всего мира, по примеру японских детей, стали собирать медные монеты и присылать их в Японию. Дети мечтали сделать Колокол Мира мощным средством против войны, чтобы звон Колокола призывал всех людей Земли к миру. И самый первый Колокол мира был отлит в Японии. Так дети Земли выразили свой протест войне.


В разных странах стали появляться Колокола Мира, звон которых в определённые дни звучит над всей планетой и призывает народы всех стран объединиться и научиться дружить. Ведь без дружбы нет мира на нашей планете, а без мира нет счастья! Люди должны скорее понять это, чтобы дружбой победить войну.

Малышей очень тронула история японской девочки, порадовала отзывчивость детей нашей планеты и поразили своим разнообразием Колокола в самых разных уголках нашей планеты. Они были очень разные по форме, цвету, размеру — от огромных до самых маленьких. Единственное, что огорчило детей — невозможность услышать звон этих колоколов.

Так уймонские школьники стали частичкой мирового движения за мир через принятие чужой боли, через сострадание к людям, попавшим в беду. На наших глазах естественный протест против войны и несправедливости зарождался в чистых детских сердцах.

Но уймонские дети всё же услышали тогда, на занятии в Музее, звон колокола, правда, маленького, но настоящего! Потому что сделан он был из того же металла и по подобию большого Колокола Мира, установленного в 2009 году на территории Музея Н.К. Рериха в Новосибирске. Этот колокол дети тоже увидели на экране.


Каждый ребёнок с огромным волнением и радостью брал в руки этот колокольчик, загадывал желание о благе мира и трижды звонил в него, веря, что детское желание обязательно исполнится. Так оно и есть. Только всему свои сроки.

По окончании занятий один из мальчиков спросил: «А где у вас находится последняя картина, которую написал Рерих?» Меня удивил этот вопрос и одновременно порадовал. Значит, этот мальчик уже не один раз бывал в Музее и многое знает не только о Рерихах, но и о картинах Николая Константиновича. Всем классом дети поднялись в зал на второй этаж, где находилась картина «Приказ Учителя», и поговорили о ней.

Малыши из детского сада «Колокольчик» уходя, попросили рассказать, что за «флаг» развевается над Музеем. Мы вышли на улицу и поговорили о Знамени Мира, которое оберегает школы, музеи, театры, библиотеки, о том, как важно, чтобы и в мирное, и в военное время они особенно охранялись. Все эти учреждения – и образовательные, и культурные - очень нужны людям. В общих чертах дети всё поняли.


На такой волне закончились наши занятия с детьми, но не встречи, которые предстоят в дальнейшем! Два года назад в Музей на экскурсию пришли две девушки-студентки, будущие педагоги, учатся в Барнауле. Они приехали домой на каникулы. Улыбаясь, представились нам и сказали, что когда-то и они бывали на занятиях в Музее, а сейчас уже на третьем курсе и читают книги Учения, знакомятся с основами Живой Этики.

И пусть таких встреч будет как можно больше!

 

 
Мысли на каждый день

Великодушие сердца знает, что нет более достойного действия, как творить прекрасные отношения между друзьями.

Рерих Е.И. Письмо от 28.09.1936
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Неслучайно-случайная
статья для Вас: