И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу.
Н.К. Рерих. «Сердце Азии».
Находящийся в центре Евразии, Алтай раскинулся на пересечении путей древних миграций. На протяжении многих веков он являлся своеобразным коридором между таёжной Сибирью, степями Монголии и Центральной Азии. Окружённая мифами и легендами, земля Алтая хранит память о прошедших здесь народах: об их различных этнографических ритуалах и традициях, о крайне разнящихся между собой религиозных системах.
7 августа, в день, когда 84 года назад в Верхний Уймон прибыла экспедиция Рерихов, в Мемориальном музее Рериха в Верхнем Уймоне была открыта новая выставка по археологии.
В старинном амбаре, приспособленном под выставочный зал, разместились экспонаты, среди которых – фотографии, сделанные сотрудниками СибРО во время экспедиции по Онгудайскому району Горного Алтая, одному из самых насыщенных древними памятниками; артефакты, предоставленные сибирским археологом В.Д. Кубаревым; материалы Е.П. Маточкина, известного новосибирского искусствоведа, изучающего Горный Алтай; графические работы на исторические темы алтайского художника М.П. Чевалкова - и другие материалы.
Открывая выставку, В.Н. Лихачёв поблагодарил всех участников, силами и трудами которых была создана экспозиция. Он пояснил, что эта выставка – первый шаг на пути создания в будущем археологического музея. Это новое предложение Сибирского Рериховского Общества было внесено в Концепцию культурного комплекса «Наследие Алтая», организованного в Верхнем Уймоне при содействии районной и сельской администраций и объединившего все музеи села.
Светлана Борисовна Чальчикова – методист отдела культуры Онгудайского района – первую экскурсию по новой экспозиции начала словами, обращёнными к сотрудникам СибРО: «Огромное спасибо всем вам за то, что вы взялись за осуществление того, о чём я думала больше десяти лет. Моя мечта, чтобы курганы Алтая были восстановлены, не оставаясь разрытыми, и ко всем нашим древним памятникам утвердилось бы должное отношение. Зачастую курганы вскрывались, всё лучшее изымалось, а места раскопок так и бросали не закрытыми. Они стоят как зияющие раны, на это тяжело смотреть. Если здесь произвести повторные раскопки, многое ещё можно открыть. Мы, алтайцы, считаем, что придёт время более грамотных археологов с другими знаниями. Они будут относиться к курганам совершенно по-другому. Пусть со временем у вас здесь организуется целый археологический городок. И когда-нибудь своим посетителям вы скажете: «Мы покажем вам наш старый археологический музей - то, с чего мы начинали», – и начнёте экскурсию отсюда. То, что сейчас заложено в мечтах, сбудется, мы вместе претворим это в жизнь».
Экскурсию она начала у стендов с изображениями предметов из скифских курганов. (Скифы, о которых мы впервые узнали от древнегреческого историка Геродота, – собирательное имя многих народов, вышедших тысячи лет назад из просторов Азии). Название скифских племён, живших в середине 1-го тысячелетия до н.э. на территории Алтая, было известно древним грекам ещё как «стерегущие золото грифы». Так их называет в своих художественных работах и Мирослав Павлович Чевалков. Его картины и рисунки поражают специалистов-археологов точным воспроизведением всех деталей одежды, утвари, оружия скифов, чья культура распространилась на огромные территории, и вызывает большой интерес учёных разных стран.
Мы рассматриваем фотографии курганов – каменных насыпей на местах древних захоронений, и балбалов – вертикально поставленных камней, образующих поминальные ограды. Узнаём, что были и ритуальные захоронения, без тела человека. Это делалось в том случае, когда человек погибал где-то далеко. От него привозились какие-то его вещи или предметы, и совершался обряд погребения обряд вторичного захоронения духа. Ставились изваяния. Светлана Борисовна поясняет: «Это захоронения не простые. Наши предки совершали специальные обряды, которых мы не знаем. Что мы вызовем, соприкоснувшись и пробудив что-то в этом захоронении — большой вопрос, который нельзя не учитывать».
Каменные изваяния или, как их называют алтайцы, кезер-таш – памятники тюркской эпохи, воплощающие образы древних воинов. В правой руке воин держит чашу или кубок, левая рука лежит на рукоятке сабли. Он готов принять гостей, но также готов и отразить врага.
Интересны изваяния бронзового века: «оленные камни», массивные отёсанные каменные плиты с выбитыми на них изображениями, и петроглифы, изображения на скалах. Это – свидетельства о том, как в прошлом жили люди, как они осваивали мир. Мифические олени с ветвистыми рогами, несущими солнце, считались священными у древних кочевников Евразии. Вместе с изображениями козлов, оленей, лошадей мы видим изображения верениц людей, их ритуальные хороводы.
Денисова пещера – одно из самых значимых памятников истории, расположена на границе с Алтайским краем, где возраст самых древних находок датируется тремястами тысячами лет. В ней обнаружены останки древнего человека; рунические письмена древних тюрков, антропоморфные изображения духов или божеств...
Как много интересного в истории и культуре наших далёких предков, сколь разнообразны выводы учёных-археологов!
Выставка, открытая недавно, уже привлекла внимание гостей Музея. Экскурсоводам предстоит осваивать пока новые для себя области знания.