Сибирское Рериховское Общество                контакты          написать нам

Мысли на каждый день

Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза.

Рерих Н.К. «Звезда Матери Мира»
"Мочь помочь - счастье"


Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение
Живой Этики

Сибирское
Рериховское
Общество

Музей Рериха
Новосибирск

Музей Рериха
Верх-Уймон

Сайт Н.Д. Спириной

ИЦ Россазия
"Восход"

Книжный
магазин

Город
мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей:         
Книги:         

15 апреля - 560 лет со дня рождения Леонардо да Винчи

      14.04.2012     ★  ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ


15 апреля - 560 лет со дня рождения Леонардо да Винчи
15 апреля - 560 лет со дня рождения Леонардо да Винчи
15 апреля 2012 года исполняется 560 лет со дня рождения Леонардо да Винчи (1452 - 1519) — великого итальянского художника (живописца, скульптора, архитектора) и учёного (анатома, естествоиспытателя), изобретателя, писателя, одного из крупнейших представителей искусства Возрождения.
Несколько лет назад видеостудия СибРО подготовила фильм "Великий Леонардо", предназначенный для работы со школьниками. Сегодня мы предлагаем вам текст этого фильма. Краткий рассказ о жизни многогранного, универсально одарённого гения будет понятен детям и интересен взрослым. Надеемся, что в этом году, юбилейном для Леонардо, учителя многих школ захотят вспомнить о зовущем примере человека, намного опередившего свою эпоху не только в области технических открытий и живописного мастерства, но что ещё более важно - в нравственном отношении.



Великий Леонардо

Человечество бережно хранит имена гениальных мастеров, которые в своих творениях воспевали любовь, красоту, добро и свет. Среди этих имён - великий гений эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи.

Он родился 15 апреля 1452 года в Италии, в небольшом городке Винчи, и был сыном состоятельного нотариуса Пьеро да Винчи. Матерью Леонардо была простая крестьянка Катерина, женщина необыкновенной красоты.

Редкая одарённость любознательного мальчика, с раннего возраста увлекавшегося рисованием, чтением, лепкой, музыкой, математикой, поражала всю округу. Он страстно любил природу и мог часами созерцать её красоту.

Когда ему было 10-11 лет, семья переехала во Флоренцию. В ту пору она была одним из передовых центров мировой культуры. Прекрасный город поразил юного Леонардо величием дворцов и храмов, тенистой зеленью великолепных парков.

В 15 лет отец отдал Леонардо на обучение к своему другу Андреа Верроккио, известному живописцу и скульптору, воспитавшему немало талантливых мастеров. Леонардо учился с огромным интересом, проявляя удивительную наблюдательность и богатейшее воображение. Знаменитый художник высоко оценил выдающиеся способности своего нового ученика.

Постепенно юному Леонардо учитель стал доверять участие в работах, полученных им на заказ. В картине, посвящённой крещению Христа Иоанном Крестителем которую писал Верроккио, кисти Леонардо принадлежит коленопреклонённый златокудрый юноша в образе ангела. В этой фигуре уже угадывается то новое, что со временем он внесёт в мировую живопись, - поэтичность и гармонию. Если верить биографам, Верроккио, увидев работу ученика, был настолько потрясён совершенством исполнения, что дал себе зарок никогда не браться за кисть.

Кроме учёбы в мастерской, Леонардо занимался в кружке учёного Паоло Тосканелли, где основными интересами его были математика, география, астрономия, техника. В математике он быстро достиг таких успехов, что своими вопросами ставил в тупик учителя. Леонардо считал, что именно в математике содержится ключ ко всем знаниям.

У него сложился удивительный почерк. Он писал левой рукой справа налево, и буквы были перевёрнуты так, что текст можно было прочесть только с помощью зеркала.

Ученические годы завершились, и двадцатилетний Леонардо записался мастером в цех живописцев во Флоренции. В 28 лет он уже открыл собственную художественную мастерскую.

К этому времени относится создание им картины «Благовещение». На ней изображён Архангел, явившейся Деве Марии с Благой вестью о скором приходе в мир спасителя человечества - Иисуса Христа. Прекрасно лицо и изящны движения рук юной Марии, с радостным изумлением слушающей необычную Весть.

Леонардо привлекали образы одухотворённого материнства. В эти годы он создаёт несколько картин, на которых изображены прекрасные мадонны, полные удивительной грации и непосредственности. Их лица - то серьёзные, то улыбающиеся, всем своим обликом они выражают любовь и нежность.

Флоренция в этот период переживала самую блестящую пору расцвета культуры. Во главе города стояли Лоренцо и Джулиано Медичи, которые нуждались в таланте Леонардо для поддержания блеска своего двора, но для самого художника они мало что сделали. Леонардо же всегда держался независимо и никогда ни перед кем не заискивал.

Мы можем представить облик Леонардо благодаря его учителю Верроккио, который создал бронзовую скульптуру юного Давида — героя библейских сказаний, а моделью для него послужил молодой Леонардо.

Современники пишут о нём: «Он был прекрасен собой, изящен, с привлекательным лицом. Своей силой мог на всём скаку остановить самых горячих скакунов; его тонкие, почти женственные пальцы сгибали пополам подковы и железные прутья. Ему не было равных в фехтовании».

Кроме того, он прекрасно играл на лире и пел, был удивительным собеседником. Некоторые его поступки удивляли горожан. Леонардо очень любил птиц, и торговцы с радостью ожидали его, потому что, проходя мимо рынка, он покупал птиц и возвращал им утраченную свободу, выпуская их из корзин и клеток.

Леонардо обладал возвышенной душой и в каждом своём поступке проявлял благородство.

Он никогда не подавлял окружающих превосходством ума и охотно делился опытом и знаниями, он был удивительно тактичен и мягок в обращении, терпим к недостаткам других и умел прощать обиды, хотя порою жестоко страдал от них.

Леонардо неустанно работал. От Лоренцо Медичи он получил заказ на картину «Поклонение волхвов», которая предназначалась для украшения алтаря церкви, находившейся вблизи Флоренции.

В центре картины - Мадонна с Божественным младенцем, к которому устремлено всё человечество - взволнованное, восхищённое, благоговеющее.

Леонардо да Винчи был прекрасным портретистом. Он пишет портрет молодой девушки Джиневры де Бенчи. Прелестное юное лицо озарено внутренним светом на фоне тёмной листвы можжевельника. На картине «Дама с горностаем» изображена хрупкая девушка с лёгкой улыбкой и проникновенным взглядом. Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими, изящными пальцами.

Осталось неизвестным имя человека, изображённого на картине «Портрет музыканта». Исследователи творчества Леонардо, знающие его склонность к загадкам и секретам, безрезультатно пытались прочесть нотное послание на клочке бумаги в руках музыканта. Оно было обнаружено под слоем лака во время реставрации.

Лоренцо Медичи привлекал Леонардо к устроению шумных карнавалов, балов и приёмов - всё это отнимало много времени, и художник буквально задыхался в душной атмосфере знатного двора. Поэтому Леонардо с радостью откликнулся на приглашение миланского правителя Лудовико Сфорца приехать в Милан, столицу Ломбардии.

Именно там расцвёл его гений инженера. Он много работает в области техники: разрабатывает проект перестройки укреплений миланского замка, конструирует осадные и противоосадные орудия и снаряды, руководит сооружением каналов и другими работами.

Там он продолжает заниматься и живописью.

Первой работой в Милане стала картина «Мадонна в скалах». На ней изображена встреча маленьких Христа и Иоанна Крестителя в присутствии Девы Марии и ангела в пустынном гроте. Юная мать ласковым жестом обнимает опустившегося на колени малютку Иоанна, другая рука её тянется к сыну, которого осторожно поддерживает ангел.

Леонардо написал одно из величайших творений своего времени - «Тайную вечерю». В течение трёх лет он создавал эту фреску, занимающую всю стену трапезной монастыря в Милане. На картине изображён сюжет из жизни Христа. Перед тем, как быть взятым под стражу, он провёл вечер со своими двенадцатью учениками за прощальной трапезой. Во время неё он объявил, что будет предан одним из них. В центре картины — образ Христа, спокойного и печального. Потрясённые апостолы - его ученики - испытывают гнев, изумление, тревогу за любимого учителя. Предатель Иуда судорожно сжимает в руке кошелёк, он в страхе от того, что Христос знает о готовящемся предательстве.

Тайная вечеря

Картина «Тайная вечеря», сразу ставшая знаменитой, в будущем очень повлияла на развитие мировой живописи. На ней учились мастерству многие поколения художников.

Одновременно с работой над картиной Леонардо создал по заказу герцога гигантскую статую коня из жёлто-зелёной глины. Статуя стала самой дерзкой и грандиозной по замыслу работой художника. О красоте и мощи изваяния мы можем судить по сохранившимся рисункам.

К сожалению, не нашлось нужного количества металла, статуя не была воплощена в бронзе и вскоре погибла.

В конце 15 века в Миланское герцогство вторглась французская армия. Леонардо больше не мог здесь спокойно жить и работать и покинул Милан. Начались годы странствий: в это время он живёт в разных городах Италии. Испытав крушение всех надежд, увидев гибель своих творений, Леонардо да Винчи, наконец, возвращается во Флоренцию.

За свои великие труды Леонардо не нажил богатства. Превыше всего дорожил он своей свободой и чистой совестью, был равнодушен к славе и деньгам.

Монахи пригласили художника жить в монастыре, и Леонардо продолжил там работу над своими бесконечными проектами. Этот величайший ум не ограничивался пределами земли, его манили просторы неба и всей Вселенной. Леонардо был первым из учёных, кто всерьез занялся исследованием проблемы полета человека. Анатомические рисунки птиц и животных помогли ему в создании летающих машин и планеров, к изобретению парашюта и горизонтального самолета «Птицелёта». Мечта о полёте в небо была самой дорогой для Леонардо, он никогда не расставался с ней.

Художник всегда носил с собой на шнурке у пояса записные книжки. Они были заполнены зарисовками растений и животных, лиц и фигур людей, литературными записями басен, сказок, афоризмов, философских и научных выводов, чертежами, формулами, набросками. Рукописное наследие Леонардо насчитывает свыше семи тысяч листов, исписанных мелким, убористым почерком. Всю жизнь он вёл записи.

Леонардо обладал самым удивительным талантом среди когда-либо живших людей. Никто из его современников, даже самых блистательных и многосторонне одарённых, не мог с ним сравниться. Он делает открытия в разных областях.

В анатомии Леонардо создаёт целую систему рисунков об устройстве человеческого организма. Первые медицинские учебники были иллюстрированы этими рисунками.

Как картограф Леонардо далеко опередил своё время — он создал первые подробные карты местности Италии. Им сделаны различные открытия в области ботаники и геологии, астрономии и аэронавтики, оптики и механики, гидравлики и акустики.

Он первым описал законы, объясняющие влияние солнца и гравитации на растения, открыл возможность определения возраста деревьев по годовым кольцам.

Перечень изобретений Леонардо можно продолжать до бесконечности. Башмаки для хождения по воде и водолазный костюм, паровое ружьё и закрытые боевые машины, землечерпалки и подъёмный кран, токарный станок и печатный пресс, часы и множество моделей цепных передач, шлифовальная машинка и артиллерийское орудие, механическая пила , гигантский арбалет, рессорный автомобиль и многое другое. Некоторые его изобретения воплощаются в жизнь только в наше время.

Как смог человек развить в себе столько способностей? Всё это поражает воображение людей по сей день. Он смог опередить человечество на века, тысячелетия. Поистине он был творцом будущего.

Уже во Флоренции Леонардо получил важный заказ на стенную роспись во флорентийском зале заседаний. Фреска изображала битву при городе Ангиари. Леонардо удалось завершить только центральную часть большой сцены - эпизод «Бой за знамя», где воины вступают в жестокую схватку.

Леонардо считал свою картину обвинительным актом войне, которую называл самым зверским сумасшествием. Но фреска, к сожалению, не сохранилась, и судьба её неизвестна.

Однажды Леонардо да Винчи получил письмо от крупного банкира - купца Франческо дель Джокондо с предложением выполнить портрет его жены Моны Лизы. Этой картине, ставшей непревзойденным мировым шедевром, художник посвятил 3 года.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза

Непостижима и таинственна загадочная улыбка Джоконды, волнующая и завораживающая зрителей вот уже несколько веков. Не меньшая загадка - взор Моны Лизы. Леонардо придавал особое значение глазам человека. Взгляд видит всё так глубоко, как видел мир сам Леонардо, который вложил в портрет весь свой опыт, любовь и мудрость. Этот портрет и по сей день остаётся великой тайной Леонардо да Винчи.

В конце жизни он принял предложение от короля Франциска первого поселиться во Франции недалеко от королевского замка. Французское общество восторженно встретило великого художника. Леонардо было назначено жалование, полностью удовлетворявшее его нужды. Франциск считал, что на земле никогда ещё не жил человек столь обширных знаний, как Леонардо, и испытывал великое удовольствие от бесед с ним.

До нас дошёл единственный автопортрет художника. Его лицо кажется лицом древнего пророка. Мудреца, который глубже других сумел постичь тайны и законы мира и человеческих чувств, и выразил их возвышенным языком искусства.

В последние годы жизни Леонардо продолжал работу над своими проектами и картинами. Он много читал, среди его любимых книг — труды Плутарха, Платона, Оригена и многих других философов и писателей.

Рядом был и любимый ученик - Франческо Мельци -заботливый, внимательный, всегда готовый помочь. Но здоровье художника слабело; весной 1519 года он заболел. В это время Леонардо часто посещал король Франциск первый.

Леонардо да Винчи умер в возрасте 67 лет. Обвал горы уничтожил его могилу, и место захоронения Леонардо да Винчи отмечено символически.

Усадьба Клу, где он провёл свои последние годы, пережила столетия и сейчас, отреставрированная, она стала похожей на ту, какой её знал Леонардо. Сохранился даже тоннель, по которому молодой король Франции часто приходил к художнику, чтобы побеседовать с ним на темы философии, искусства и науки.

По прошествии пяти столетий Леонардо да Винчи остаётся поразительнейшим примером человека универсальной одарённости. Он был одним из тех великих гениев, которые очень редко приходят на нашу землю.

Прошли века, но бессмертные творения великого художника продолжают восхищать нас. Они волнуют наши сердца и пробуждают самые светлые чувства, призывая к постижению одной из самых больших тайн в мире - тайне человеческого разума.

Время неслыханного расцвета искусства рождало титанов. Самым могучим из них был великий Леонардо да Винчи, имя которого гордо звучит в веках.


Рассказать друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку