Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Меньше всего Нас занимают словесные утверждения. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия.
Община, 179

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Архив новостей - 2014
"А.Г. Рубинштейн - летопись эпохи". Фоторепортаж с встречи музыкального лектория, посвящённой 185-летию композитора.

22.03.2014



И.Е. Репин. Портрет А.Г. Рубинштейна. 1881.


И.Е. Репин. Антон Рубинштейн. 1887.


И.Е. Репин. Портрет композитора А.Г. Рубинштейна. 1915.

15 марта в Музее Н.К. Рериха прошла заключительная в этом музыкальном сезоне встреча музыкального лектория - "А.Г. Рубинштейн - летопись эпохи", посвящённая 185-летию композитора.

Антон Григорьевич Рубинштейн вошел в историю русской культуры как многосторонний музыкально-общественный деятель, один из величайших пианистов мира, композитор, педагог. Его кипучая творческая жизнь явилась примером патриотического служения отечественному искусству. При этом не всеми творчество его признавалось как русское. По этому поводу Рубинштейн с горечью восклицал: „Для евреев я - христианин, для христиан - еврей, для русских я - немец, для немцев - русский, для классиков я - новатор, для новаторов - ретроград”.

Рубинштейн — основоположник профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория (ныне Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова). Музыкальному просвещению русского общества содействовали концертные выступления Рубинштейна в качестве симфонического дирижера и пианиста. Гениальный пианизм Рубинштейна сыграл громадную роль в утверждении славы русского искусства за рубежом.

Интересна и меценатская сторона композитора. Как пишет критик А. В. Оссовский, "денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчету, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал".

На встрече музыкального лектория музыка Рубинштейна звучала в исполнении фортепианного дуэта Эльвиры и Анатолия Полонских, солистки НГАТОиБ Ольги Колобовой, преподавателей детской школы искусств №25 Аллы Кузнецовой и Александра Шугаева, преподавателей музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова Ольги Артемьевой (скрипка) и Натальи Тимофеевой (фортепиано).


Ольга Артемьева и Наталья Тимофеева,
Анатолий Полонский


Эльвира и Анатолий Полонские


Алла Кузнецова и Александр Шугаев


Ольга Колобова и Эльвира Полонская

АНТОН РУБИНШТЕЙН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
(В сокращении, по материалам: 100 великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин.  - М.: Вече, 2000).

Многогранный талант Рубинштейна - пианиста, дирижера, композитора, педагога, организатора музыкальной жизни страны - сделал его имя легендарным.

Антон Григорьевич Рубинштейн родился в Подольской губернии 28 ноября 1829 года. С двух- или трехлетнего возраста и до одиннадцати лет мальчик безвыездно жил в Москве. Как известно из мемуаров и других материалов, в радушном доме Рубинштейнов постоянно собирались студенты, чиновники, учителя, звучала музыка - пели, танцевали.

Единственный учитель Рубинштейна - Александр Иванович Виллуан, имевший на своего воспитанника большое влияние, был коренной москвич.  ... Его пьесы, и особенно фортепианный концерт, с точки зрения мелодики целиком находятся в русле московской традиции. Антон уже на десятом году жизни начал выступать публично и совершил со своим учителем Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1841-1843 годах. С 1844 по 1846 Антон занимался в Берлине теорией композиции у Зигфрида Дена, у которого в свое время занимался и Глинка.

Скоро из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью вернулись из Берлина в Москву, Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе.

Как композитор он начинал с сочинений для фортепиано. В 1843-1844 годах он пишет четыре польки, а затем, на протяжении полувека, огромное количество инструментальных произведений: полонезы, ноктюрны, тарантеллы, баркаролы, краковяки и мазурки, экспромты и колыбельные, скерцо и баллады, элегии, вальсы, серенады, чардаши и т. д. и т. п. Если говорить о контексте русской музыки, то Рубинштейн стал первым композитором, в творчестве которого сочинения для фортепиано заняли одно из ведущих мест и воплотили не менее крупные художественные идеи, чем его же симфонии или камерные ансамбли.

В конце 1840-х годов Рубинштейн приехал в Петербург. С этим городом связана дальнейшая его деятельность.1850 год стал очень удачным для композитора Молодой музыкант исполнил две свои фантазии на темы русских песен. Он пишет свою первую симфонию. И первая опера - "Куликовская битва" - была написана в 1850 году и поставлена спустя два года в Большом театре.

Рубинштейна увлекает тема Востока. Получив от В. А. Соллогуба либретто "Дмитрия Донского", молодой композитор обратился к другому литератору, В. Р. Зотову, который по его просьбе "дописал второе действие - сцену у татар. Восток".

В дальнейшем у Рубинштейна образы Востока и музыка восточного характера, как и у других русских композиторов, были по преимуществу связаны с Кавказом. Он много раз бывал в Тифлисе, хорошо знал деятелей грузинской культуры.

Восточные мотивы звучат в "Танце кашмирских невест" (опера "Фераморс"), в пьесе "Паша и Альмея" (фортепианный цикл "Костюмированный бал"), "Лезгинке" (сборник национальных танцев).

В 1851 году композитор пишет Вторую симфонию - "Океан", обладающую несомненными художественными достоинствами. Она завоевала признание во многих странах Европы и в США. Известно, что ее любил Чайковский. Он назвал Вторую симфонию кульминационным пунктом композиторской деятельности Рубинштейна, произведением "кипучего, молодого, но вполне сложившегося таланта".

С 1854 по 1858 год Рубинштейн концертирует за границей, а вернувшись на родину, становится одним из организаторов, директором и дирижером Русского музыкального общества. В 1862 году он основал в Петербурге музыкальные классы, преобразованные позднее в первую в России консерваторию, директором и профессором которой состоял до 1867 года. Последующие двадцать лет Рубинштейн посвятил творческой и концертной деятельности.

В 1869 году необычайно успешно проходят его гастроли в Европе. Восхищенный талантом русского музыканта, герцог Карл-Александр, в свои юные годы привлекший к работе Гёте, предлагает даже остаться Рубинштейну при дворе в Веймаре.

Однако он мечтает оставить концертную эстраду, чувствуя себя несчастным из-за невозможности отдаться композиции, - и мысли его обращаются к духовной опере. Рубинштейн создает такое произведение - "Вавилонское столпотворение". Опера исполнялась в начале 1870-х годов на сценах Вены, Кенинсберга, Дюссельдорфа.

Следующие гастроли музыканта Рубинштейна состоялись в 1872 году. Концертная поездка со скрипачом Г. Венявским по городам Америки снова прошла на редкость удачно - за 8 месяцев состоялось 215 концертов! Но раньше композитор начинает работу над новой и, вероятно, своей лучшей оперой - "Демон". Это не первая его опера. Картина рубинштейновского оперного наследия весьма пестра.

Мы встречаем самые разные жанры: лирический ("Фераморс"), комический ("Среди разбойников", "Попугай"), традиционная большая опера ("Нерон"), на историческую тему ("Куликовская битва").

В 1885 - 1886 годах Рубинштейн организует грандиозный цикл „Исторических концертов”. В него вошло 175 произведений, исполненных дважды в городах России и Западной Европы. С 1887 по 1891 год Антон Григорьевич вновь становится директором и профессором Петербургской консерватории. Последние годы жизни Рубинштейн провел преимущественно в Дрездене. Он скончался 20 ноября 1894 года.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку