Первая выставка картин Рерихов в Новосибирском Музее Н.К. Рериха.
Репортаж с открытия
31 марта 2016 года в новосибирском Музее Н.К. Рериха состоялось открытие первой выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Эти работы предоставлены на экспозицию из частного собрания.
Выставку открывали исполнительный директор СибРО О.А. Ольховая и почетный работник культуры Новосибирской области, художник и педагог Николай Иванович Семенов. С рассказом о представленных на выставке работах выступила сотрудник СибРО Т.М. Деменко. Открытие выставки проходило одновременно в двух залах (во втором велась видеотрансляция) , так как в один зал пришедшие на открытие гости Музея не смогли поместиться.
В завершение встречи с фортепианным концертом выступил солист Новосибирской филармонии, лауреат международных конкурсов Тимофей Казанцев.
Предлагаем вам фоторепортаж с открытия выставки (пролистать фотокадры вы сможете в слайдере), а также небольшой рассказ об истории появления выставки и о картинах, которые вы сможете увидеть в музее. Выставка продлится до 15 июля.
Об истории выставки
Новосибирский музей, возведённый методом народной стройки и начавший выставочную и другую культурную работу задолго до своего официального открытия, вначале, конечно, не имел условий для размещения подлинников. Случилось, как и было предсказано в Гранях Агни Йоги в 1958 году: «Будет Музей и репродукции всех размеров». Сотрудниками СибРО собирались слайды картин, проводилась детальная обработка полученных изображений в поисках наиболее точной цветопередачи, использовались наиболее современные способы качественной печати. Иногда посетители даже не могли сразу поверить экскурсоводу, что перед ними – репродукции, а не подлинники. Есть у репродукций и то неоспоримое преимущество, что можно в одном месте представить наиболее значимые работы художника, в оригиналах находящиеся в различных частях света в музеях и частных коллекциях.
Но конечно же, все ждали и того момента, когда в стенах музея смогут быть выставлены подлинники, несущие в себе в полной мере и зримую, и незримую красоту и гармонию, вложенную в полотна самим художником.
И вот в 2010 году Барнаульский музей ГМИЛИКА предоставил в СибРО на экспозицию небольшие рисунки Николая Константиновича, Юрия и Святослава Рерихов. Постепенно, год за годом, в Музей приходили и в виде даров, и на экспозицию бесценные экспонаты — вещи и предметы, принадлежавшие семье Рерихов.
Но, то, что происходит сейчас, это, безусловно, особое событие. Поступившие на экспозицию как графические рисунки и наброски, так и живописные работы ранее хранились в частном собрании, и многие из них не были известны широкому кругу зрителей. Мы благодарим владельца этой коллекции, предоставившего возможность демонстрировать её в музее в Новосибирске и позднее в музее Рериха в Верхнем Уймоне.
Итоговый состав выставки.
9 гималайских этюдов, написанных Николаем Константиновичем во время Центрально-Азиатской экспедиции и в последующие годы в Индии.
2 эскиза — «Пещера Миларепы» и «Царевна со стрелами», выполненные в смешанной технике, к неизвестным нам картинам художника. «Царевна со стрелами» — эскиз, выполненный темперой и маслом на картоне. То, что это эскиз, подтверждает сохранившаяся с 1920-х годов этикетка Нью-Йоркского учреждения Рерихов — Мастер-Института Объединённых Искусств — на его оборотной стороне.
Студенческий академический рисунок с гипса античной богини Юноны, сделанный Николаем Рерихом во время обучения на первом курсе Академии художеств.
14 карандашных эскизов в дополнение к тем 14, которые были получены Музеем на временную экспозицию 2 года назад, - итого их теперь 28.
2 картины Святослава Рериха «Гималаи» и «Пейзаж с соснами. Гималаи», а также его рисунок «Живая Этика» расположены в зале Святослава Николаевича.
Вместе с картинами коллекционером переданы на экспонирование несколько вещей Рерихов — два больших дорожных чемодана, саквояж и кобура для маузера. Это вещи, несомненно, были с Рерихами в экспедиции. А также на выставке представлен плетёный дорожный сундук, который был с Рерихами на Алтайском этапе экспедиции, переданный ещё одним владельцем.
Семь эскизов на выставке мы решили сопроводить теми картинами, в которые позже воплотился замысел Мастера. Это наглядная возможность соприкоснуться с первой, светоносной мыслью художника, запечатленной на небольших листах бумаги.
Кратко о некоторых художественных работах
Дозор Ангелов. Рисунок. 1920-1930-е. На высокой стене стоят два Ангела с копьями, внизу — прорисован город. Неизвестно, был ли этот эскиз воплощён в картину, по крайней мере, нам это установить не удалось. Однако, что интересно, на обороте листа содержится ещё три небольших рабочих наброска: первый - предположительно к картине Святой Никола (1916), второй - карандашный эскиз декорации к опере Бородина «Князь Игорь» - «Путивль. Затмение» (1914), и третий - эскиз к опере «Садко» Римского-Корсакова, 1920 г., «Горница Садко».
Каменный век. Рисунок, изображающий фрагмент этюда «Поединок» 1906 года.
Великанша Кримгерд, 1914-1915 г. Известно, что в это время Николай Константинович рисует ещё три работы, носящих такое название: это рисунок и картина, и эскиз к литографии. На всех повторяется один и тот же сюжет. Северный пейзаж, плывущая среди островов ладья приближается превращённой в огромный камень Великанше Кримгерд. В древнеисландской эпической поэзии великаны принадлежат в подземному миру и при восходе солнца превращаются в камень.
Четыре эскиза под названием «Карельский этюд», 1917-18 годов.
Человек в горах. Рисунок. 1930-1940-е.
Картина «Сам Вышел» практически полностью, во всех деталях соответствует эскизу, который художник сопроводил надписью: «Хозяин дома сего Сам встретил». Свет Высшего Мира спускается в мир земной.
Эскиз 1915 года к картине «Границы царства», по одноимённой притче Николая Константиновича, воплотился в живописном варианте в 1916 году, картина эта сейчас хранится в Государственном Музее-заповеднике «Петергоф». На картине, написанной в пурпурно-лиловых тонах, гряды земных вершин и пиков соприкасаются с облаками, соединяясь в один бесконечный мир, без границ.
Эскиз «Угадыватель кладов» предположительно сделан в 1943 году, после чего Рерихом и были созданы две картины с таким же названием — «Угадыватель кладов». Ни одна из них в точности не повторяет эскиз, однако, основной сюжет — буддийские монахи, совершающих особый ритуал в горах, — на обоих полотнах воспроизведён в точности. Одна из картин ранее находилась на мемориальной квартире Ю.Н. Рериха, а вторая принадлежала Святославу Николаевичу. Сейчас хранится в Индии, в Наггаре в художественной галерее Н.К. Рериха и экспонируется под названием «Буддийский монах, возвращающийся из Лахула». Мы можем предположить, что картины были написаны Рерихом и переданы сыновьям с особым значением.
«… Люди во всех частях света хотят знать о Гималаях, — пишет Н.К.Рерих в очерке «Химават». — Они просят послать хотя бы маленький эскиз или снимок, который они могли бы держать на своем столе для вдохновения. Во все времена происходило притяжение к Гималаям. Людям известно, что всякий ищущий духовного восхождения должен смотреть в сторону Гималаев».
«Из единого луча света, разложенного на семь составных и пять дополнительных, слагаются закатные краски снегов Гималаев, из Единого Элемента, подразделённого на семь основных и пять дополнительных, творится всё беспредельное разнообразие звёздных миров видимой и невидимой глазу вселенной», — говорится в Гранях Агни Йоги. (1963,18).
Приветствуя выставки картин Рериха «Гималаи», проходившие в середине 1990 годов в Сибири, Наталия Дмитриевна говорила:
«Эти картины, как окна в невиданный, чудный мир гор, неба, высот земных, через которые прозреваются высоты надземные. Не было ещё до сих пор такого певца священных гор — Гималаев, — как Рерих. Наш великий художник увидел их просветлённым взором и передал людям увиденное им через своё искусство. …Сияние красоты просветляет сознание и ставит надёжный заслон проникновению безобразного в него». (Приветствие к выставке картин Н.К. Рериха в Нижневартовском РО «Гармония», 1995).
«Чистое искусство — достоверное сообщение лучезарного явления Духа …», — сказано в книге «Зов» (01.01.1921).
Завершим словами самого художника: «Гималаи, разрешите ещё раз послать вам сердечное восхищение».