Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Лишь герои насыщают жизнь, лишь героизмом можно продвигаться. Сказано, что страна, мечтающая о герое, будет процветать.
Рерих Е.И. Письмо от 22.06.1934

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Женская серия
Н.К. Рерих. Тайна Розы. 1933



Н.К. Рерих. ТАЙНА РОЗЫ. 1933
Холст, темпера. 56,5 x 56,5
Государственный музей искусства народов Востока.
Россия. Москва

«В статье "Благоухание" Николай Константинович Рерих писал: "Когда однажды меня спросили, какая разница между Востоком и Западом, я сказал: “Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают”. Действительно, во всём мире с дивной красотой и чарующим ароматом этого цветка люди связывают всё самое сокровенное: с распусканием бутона — лучшие надежды, с увяданием — мысли о закате жизни. Не случайно художник одну из своих загадочных и самых многоплановых картин назвал “Тайна Розы”. В ней нашла отражение необычайно богатая символика розы. Она — символ завершённости, полноты и совершенства, символ вечно меняющегося и открывающегося новыми гранями мира…

Диптих Н.К. Рериха “Тайна Розы” посвящён сокровенному единению двух сердец в служении Высшему…
В средневековье роза символизировала как земную любовь, так и небесную. В соответствии с этой двойственной поэтикой Рерих в своём полотне разделяет мир на пространство земное, написанное в гамме холодных тонов, и небесное, сияющее тёплыми солнечными красками…
Вся картина — словно прозрачное пламя, её краски создают иллюзию свечения, подобно готическим витражам, несущим эманации божественной энергии…

Влюблённые герои на переднем плане, охваченные чувством возвышенной любви, хотя и стоят на земле, но приобщаются небесному блаженству. “Тот свет, который в небесах разлит, пылает в нас” — этими словами Данте можно охарактеризовать состояние героев. И христианская святая любовь, побеждающая смерть, и земная, человеческая, дарованная Богом, сливаются в глубокой художественной взаимосвязи…

В трудах Рерихов постоянно подчёркивается идея равновесия двух начал — мужского и женского. В “Тайне Розы” она проявляется в гармонии художественных образов, соединяющих в себе реальное и ирреальное, чувственно созерцаемое и интуитивно постигаемое, и композиционно воплощается по двум взаимоперекрещивающимся направлениям. Одно из них — горизонтальное — на земном уровне связано с главными героями... Второе направление — вертикальное, осознаваемое в мифологическом пространстве…

Н.К. Рерих… воплощает свой замысел с помощью живописи витражей. В картине их два… На правом витраже представлена композиция Рождества Христова. Он, младенец в яслях, крестная роза, принёсший в мир христианскую любовь, поднят в пространстве картины на высоту небес. Крупные фигуры Пречистой Богоматери, почитаемой в христианстве как “роза Небес” и “роза без шипов”, и Иосифа обрисованы столь отчётливо, что кажутся не менее реальными, чем изображённые ниже люди.
Левый витраж посвящён легендарной личности — Христиану Розенкрейцу… Согласно легендам, Христиан Розенкрейц родился в Германии в ХIV веке. После семи лет обучения у мудрецов Востока он… создал Братство “Розы и Креста”, целью которого было постижение Божественной мудрости, раскрытие тайн природы и оказание помощи людям. Христиан Розенкрейц ушёл из жизни в конце XV века. Его гробница была вскрыта лишь через сто двадцать лет. Рерих как раз изображает этот эпизод, удивление четырёх членов Ордена, когда они обнаружили, что тело их Учителя чудесным образом оказалось абсолютно не тронутым тленом. Рядом находились некие предметы и писания. С небес в этот момент изливалась благодать Святого Духа и спускались ангелы с божественным венцом. Этот сюжет в картине “Тайна Розы” появился не случайно, поскольку после Данте духовное избранничество, этическое совершенство, творческий порыв в философских утопиях розенкрейцеров всё чаще символизируются розой.
Земной путь Христа завершился Распятием, а Розенкрейца — обретением рукописей, возродивших его имя. И то, и другое в итоге утвердило вечность духовной жизни... Герои рериховского полотна идут по этой «небесной» дороге. Роза в руках юноши осознаётся как символ не только земной, но и христианской любви к людям, стремления посвятить свою жизнь, подобно Розенкрейцу, постижению мудрости и помощи страждущим.

Символика картины Рериха, подобно символической ёмкости розы, необычайно глубока. Исторически сложившиеся разнополярные представления об этом цветке обусловили и поразительный синтез контрас¬тов в образности живописного произведения. В нём сочетаются тонкий лиризм и вечносущие вопросы о смысле жизни, традиции готики и современный язык искусства, реальность и метафизика света. “Тайна Розы” всегда будет увлекать своей красотой и неразгаданной тайной"».
Журнал “Восход”. 2012, № 2

«Диптих связан с одной из центральных в богословии и литературе средневековой Европы концепций “Мистической Розы”, как символа духовной чистоты и связи земного и небесного.
За основу сюжета художник взял знаменитую французскую аллегорическую поэму XIII века “Роман о Розе”».
О.В. Румянцева. Альбом «Щедрый дар»




Назад в раздел