Н.К. Рерих. ПАЛОМНИК. 1932
Холст, темпера. 61,2 x 97,0
Индийский дом искусств
в Бенаресском индуистском университете, в Варанаси
«Николай Рерих является философом гор. Его взгляд касается сияющих вершин Гималаев, которые возносятся над всеми будничными заботами, горестями и невзгодами, очищают сердце и придают величие сознанию. Рерих — вечный странник, он присоединяется к бесчисленным шествиям пилигримов, текущим с юга Индии, из Тибета и Монголии, даже из Китая. Вполне возможно, что не все эти паломники понимают, что они ищут, их мечта — хотя бы недолго побыть в священных местах, прикоснуться к этим горам, а потом можно и умереть. Но в сердце они верят, что в горах они встретятся с садху, мудрецами, отшельниками, которые дадут им новые, просветлённые основы жизни».
Р. Рудзитис. "Свет Гималаев"
Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности и является непременным атрибутом практически любой религии. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах...
В Тибете многие природные объекты являются объектами поклонения — тибетцы считают, что некоторые горы, реки и озера обладают особой энергетикой. Это то место, где обитает божественный дух. Бескрайние просторы Гималаев с их заснеженными горными вершинами, перевалами, бурными реками и зеркальными озёрами, высокогорными лесами и низинными долинами являются тем местом, куда, по большей части, тибетцы и совершают паломничество — кору — ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета.
Паломничество — это нелёгкий и протяжённый путь и очень тяжёлое испытание. Путь паломника в Тибет зачастую пролегает через Великую пустыню Гоби, а также северное Тибетское нагорье, состоящее из ряда обширных равнин, высокогорных пустынь, пересекаемых высокими горными хребтами, между горами и долинами, пустынями и городами, но в духовном смысле он представляет собой восхождение, ввысь, в гору, к небу. Путь паломника к святыне подобен духовной практике испытания самого себя. Считается, что совершив паломничество, паломник очищается и освобождается от загрязняющих его сознание неправедных мыслей.
Его Святейшество Далай-Лама 14 говорил: «Правильная мотивация превращает в паломничество любое путешествие к святому месту. Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни. Говоря так, он не преследовал цели возвеличивать самого себя, но заботился о благополучии своих последователей».
Проявляя уважение к святыне и восхищаясь качествами святого, совершая подношения и предпринимая паломничество, паломник способствует собственному духовному росту...
Среди паломников Тибета наиболее востребованными являются путешествия к природным святыням — горам Кайлас и Кавакарпо, и озерам Манасаровар и Ракшас Тал.
Назад в раздел