Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Великодушие покоряет себе все сердца. Великодушие есть ключ от всех Затворов. Великодушие есть Венец царственного Духа.
Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Николай Рерих. Восток
Н.К. Рерих. Сантана. 1937



Н.К. Рерих. САНТАНА. 1937
Xолст, темпера. 92,0 х 153,0
Россия. Новосибирский государственный
художественный музей.

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор. В некоторые пейзажи были введены жанровые и культовые сцены. Часто среди гор, у водных источников художник изображал отшельников.

«Духовный настрой Николая Рериха в его гималайском периоде, как можно полагать, прекрасно выражен в одной из его самых любимых картин, в царственном и величественном полотне «Сантана»… Под горным утесом, покрытым синеватым ледником, перед пещерой, в глубокой медитации сидит седой отшельник. Слева, из-под сияющей снежной толщи вытекает изумрудно-серебристая река.
Розово-фиолетовое небо и покой вершин надо всем, спокойствие на торжественном и одухотворенном лице йога. Созерцает ли он в бушующей реке стремительный поток причин и следствий жизни, словно находясь "по ту сторону добра и зла?" Или этот поток означает непрестанное, неудержимое устремление сердца, источником которого является мудрость снежных Гималаев? Кто знает? Каждая линия, каждый оттенок цвета выражает какую-то тайную мысль».
Р. Рудзитис. "Космические струны в творчестве
Николая Рериха".

«В Новосибирском художественном музее вот уже около полувека находится бесценное сокровище — шестьдесят полотен Николая Константиновича Рериха, переданных в дар Сибири его старшим сыном Юрием Николаевичем. Среди картин коллекции есть одна, надолго приковывающая к себе внимание. Это величественная "Сантана". Светящуюся белизну снежной горной вершины оттеняют густые синие тона нижних склонов; из-под них вытекают изумрудные воды горной реки. Её быстрые струи омывают подножие скалы с пещерой, возле которой сидит погружённый в размышление старец. Фигура отшельника излучает гармонию и мир, такая же гармония разлита во всей окружающей его природе…

"Сантана" в переводе с санскрита означает "поток", и, как писала Е.И. Рерих, в буддизме принято сравнивать цепь человеческих жизней с непрерывным течением, не имеющим ни начала, ни конца… Так, горная река на картине Рериха есть образ самого бытия, — утверждает Павел Фёдорович Беликов. "Каждая капля — человеческая жизнь, но лишь тот, кто постигнет принцип бесконечного стремления к совершенствованию, будет вносить свою лепту в беспредельность бытия", — пишет он.

Записи Б.Н. Абрамова помогают глубже понять духовную суть картины Рериха. "При яром осознании явления Пути меняется отношение к жизни и всему, что случается в ней. Отмечая дорожные впечатления, не останавливаемся на них слишком и не привязываем сознание ни к одному, ибо знаем, что назавтра заменятся другими. Поток жизни и подробности её, текущей перед Смотрящим на него, не могут остановиться. Вечная смена и замена одного впечатления другим сопровождает это наблюдение. И когда Смотрящий уже более не отождествляет себя с потоком, отделяя его от себя, возможным становится утверждение внутри того равновесия, перед силой которого не может ничто устоять..." "Грани Агни Йоги". т. 4.

Н.Д. Спирина, прекрасно знавшая новосибирское собрание картин Н.К. Рериха, так поясняет содержание "Сантаны": "Старец сидит на берегу Реки Жизни. Он уже выше, он поднялся над потоком вечно текущей и вечно меняющейся жизни. Он сидит и созерцает её с недосягаемой высоты. Его этот поток снести вниз не может. Это символ мудрости, уже поднявшейся над потоком жизни… И действительно, от фигуры старца веет такой нерушимостью и спокойствием, что мы понимаем: его сознание достигло самых высоких, огненных сфер. Тёплая цветовая гамма, в которой художник рисует образ подвижника и окружающее его пространство, каменные складки над его пещерой, напоминающие взметнувшееся ввысь пламя, — всё это словно говорит о том, что стихия огня близка его духу"».

Вокруг несётся жизнь стремительным потоком,
Бурлит и пенится шумливою рекой,
А ты возносишься над ней единым вздохом
В безмолвный голубой космический покой
В Пространстве обретая мир такой,
Что ни судьба, ни горе, ни могила
Жемчужины Небес
лишить тебя не в силах.
Н.Д. Спирина. "Полное собрание трудов". т.?3.
(Журнал "Восход". 2008. № 6).



Назад в раздел