Однажды, выходя из Лувра, Марина Цветаева сказала своему спутнику: "А всё-таки вначале было Слово". Так начинается Евангелие от Иоанна. Этим Цветаева хотела выразить, что даже самые великие шедевры изобразительного искусства не могут равняться по значению со Словом, под которым подразумеваются Поэзия и Литература в их самом высоком понимании. И сама Марина Цветаева являла образец такого служения Слову в своих литературных трудах.
А теперь поговорим собственно о стихах. Любое стихотворение состоит из двух компонентов - содержания и формы. Если форма не соответствует содержанию, то стихотворение не состоялось.
Каждое искусство имеет свои каноны, свои законы. Великие композиторы, живописцы, скульпторы, архитекторы много лет учились, прежде чем стать таковыми. И только людям, которые пишут стихи "по вдохновению свыше", не приходит в голову, что стихосложение - это тоже искусство, причём одно из труднейших, именуемое поэзией, которому тоже надо учиться.
Поэзия - самое сложное из всех видов искусств, так как она включает в себя и их элементы - музыкальность, изобразительность, гармонию и пропорции формы. Оскар Уайльд так говорит о поэзии: "Материал, употребляемый музыкантом или живописцем, беден по сравнению со словом. У слова есть не только музыка, нежная, как музыка альта или лютни, не только краски, живые и роскошные, как те, что пленяют нас на полотнах венецианцев и испанцев; не только пластичные формы, не менее ясные и чёткие, чем те, что открываются нам в мраморе или бронзе, - у них есть и мысль, и страсть, и одухо-творённость. Всё это есть у одних слов".
Прежде всего требуется овладение богатством языка, на котором пишутся стихи. Н.Гумилёв сказал: "Поэзия есть высшая форма речи", а Кольридж определяет её как "лучшие слова в лучшем порядке". И это совсем не просто - найти лучшие слова и выстроить их в лучшем порядке. Это труд, о котором В.Маяковский писал:
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение
Рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
Тысячи лет
миллионов сердца.
А в своей статье "Как делать стихи" Маяковский говорит, что "ритм - это основная сила, основная энергия стиха"; "без рифмы... стих рассыплется". Он ставит поэзию в ряд труднейших дел, каковым она и является в действительности. Шлифовка каждого стиха требует длительной и упорной работы. Для примера такой работы Маяковский приводит 12 вариантов одной строки: "Для веселия планета наша мало оборудована". Он этим показывает, "сколько надо работы класть на выделку нескольких слов".
В присылаемых в изобилии в наш журнал "Перед Восходом" стихах нет признаков работы над их формой. Возможно, что писавшие их не знали о таких понятиях, как рифма и размер, или считали, что содержание искупает всё. Но именно содержание, если оно высокое, если излагаются мысли Учения Живой Этики, обязывает к достойной форме. Если она не соблюдена, то и мысль, заложенная в стихе, не дойдёт или не воздействует должным образом.
Живая Этика призывает нас быть ответственными за всё, что мы говорим и делаем. Это относится и к стихотворчеству.
Имеется немало пособий по основам стихосложения. И, кроме того, наши великие классики, во главе с Пушкиным и Лермонтовым, являются лучшими примерами воплощения этого сложнейшего из искусств. "Взыскательным художником" должен быть поэт, по словам Пушкина.
Будем и мы взыскательны к своему творчеству.
26 апреля 1996 г., г.Новосибирск.