«Пусть творится всё во благо. Пусть каждое действие открывает новое достижение. Пусть мысль о пользе сопровождает каждый поступок» (Сердце, 211). Этими словами из книги «Сердце» хочется начать наш семинар.
Мы вступаем в эпоху синтеза, когда этика (или религия в её основах) и наука не только не противостоят друг другу, но друг друга взаимно дополняют. Истина одна. Когда-то она была разделена на две части, искусственно расколота нетерпимостью и фанатизмом. Даже в самих религиях не было объединения между собой. Во имя Единого Бога они пытались уничтожать друг друга. Царила буква, которая, по словам Писания, «убивает, а дух животворит». Но до животворящего духа надо было дорасти, и рост этот был крайне медленным и мучительным. И сопровождался невосполнимыми потерями лучших представителей рода человеческого. Вспомним хотя бы Джордано Бруно, которого заживо сожгли за его учение о множественности и обитаемости миров. То, что сейчас спокойно допускается наукой, было в те времена неслыханной ересью и кощунством. Церковь учила, что Земля была центром Вселенной, а люди — единственные в мире разумные существа — могли находиться только на этой планете. И Бога она создавала по образу и подобию своему, ограничивая Его своими собственными размерами и свойствами.
Теперь наука небывало двинулась вперёд и успешно перерастает все те узкие рамки и каноны, которые навязывали ей официальные религии. Несмотря на продолжающиеся запреты и угрозы вечных мучений в загробном мире, она вторгается в области и сферы, ранее ей недоступные. Душа становится материальной. Дух и материя могут оказаться разными аспектами одной и той же субстанции. Само понятие материи и материальности необычайно расширяется. Мысль начинает пониматься как фактор не меньший, чем слово или действие. И её породитель несёт ответственность за неё. Её можно обнаруживать путём аппаратов, передавать на расстоянии, исследовать её влияние на окружающее. Также изучается взаимодействие наших чувств, доселе считавшихся нашим личным делом, с другими людьми, природой и даже неодушевлёнными предметами.
Такое понимание, такие знания неизмеримо повышают нашу ответственность за всё, что мы мыслим и чувствуем. Этика становится живой и насущной. Это ориентир в океане жизни. Познавая причины, мы прозреваем те следствия, которые в конечном итоге слагают нашу судьбу.
25 ноября 1995 г.