Сибирское Рериховское Общество                контакты          написать нам

Мысли на каждый день

Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания.

Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии»
"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
ИЮЛЬ 2017


Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение
Живой Этики

Сибирское
Рериховское
Общество

Музей Рериха
Новосибирск

Музей Рериха
Верх-Уймон

Сайт Н.Д. Спириной

ИЦ Россазия
"Восход"

Книжный
магазин

Город
мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей:         
Книги:         

С 1921. Комплекс культурных учреждений в Америке



          ≡ 



* Институт объединенных искусств. Международный художественный центр Corona Mundi. Музей Рериха. Общество друзей Музея Рериха. Roerich Museum Press. Master Building.

Н.К. Рерих в фойе Музея Рериха в Master Building
Н.К. Рерих в фойе Музея Рериха в Master Building

Следующим этапом реализации воплощения в жизнь Музейона стала Америка.

1921. Институт объединенных искусств

Первый из знаменитого ансамбля Рериховских учреждений в Америке, Институт объединенных искусств начат в 1921 году с одной комнаты. Магнит энтузиазма Рериха и его сподвижников привлек нужных людей, средства, возможности. Скоро студия расширилась. Институт содержал отделы по многим видам искусства: музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, оперы, балета, драмы, литературы. По мере развития направлений выделялись их более углубленные подразделения, например, в музыкальном отделе - классы органа, скрипки, рояля, арфы, других инструментов; общества камерной и хоральной музыки и т.п. Существенное место заняло и прикладное искусство. «По убеждению Рериха, - пишет Р.Рудзитис, - и ремесло должно стать отраслью подлинного искусства, ибо каждый вид его должен служить жизни, и жизнь должна преобразиться образами прекрасного. Каждый простой предмет обихода должен служить не только практической полезности, но и украшению и гармонизации жизни». Кроме специальных занятий, воспитанники института посещали общеобразовательные лекции по разным предметам искусства и науки, большое внимание уделялось интеграции различных видов искусства (например, работа живописных классов под музыку). Действовали в институте детские классы и детский театр, отделение для незрячих, для детей с отклонениями в развитии, летняя школа. Одним словом, Институт объединенных искусств давал своим студентам синтетическое понимание мира искусства.

Можно отметить, что не забыта была и материальная сторона жизни талантливых молодых людей. Для воспитанников Института были учреждены 42 стипендии, носившие имена выдающихся деятелей.

1922. Международный художественный центр Corona Mundi

В 1922 году основан Международный художественный центр Corona Mundi ("Венец Мира"), цель которого - «искусство для всех» - реализуется через местные и передвижные выставки.

«Время создания культуры духа приблизилось, - писал Н.К. Рерих. - Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. Среди груд обесцененных денег человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже "земные" люди поняли действенное значение красоты. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня».

Широко привлекаться к выставкам должны не только художники и коллекционеры, но и все культурные деятели без возрастных рамок, считали организаторы художественного центра. В планы развития центра входили лекции, концерты, издание книг, помощь музеям и частным лицам в составлении коллекций, репродуцировании и реставрации картин, приобретение или обмен ценностей искусства, художественные и археологические экспедиции.

Более десятка лет центр выступал организатором выставок современного американского искусства, древнеитальянского и фламандского, бразильского, австралийского, индейского, индийского, японского, еврейского, немецкого, французского, а также многочисленные персональные выставки; экспонировались коллекции русских икон, тибетских священных знамен. Эти выставки, по словам Рериха, призваны «привлекать лучшие творческие силы и в благодатном многообразии утверждать взаимопонимание и дружественность наций. Памятуем, что путь красоты есть путь взаимного восхищения и понимания».

Передвижные выставки из фондов Corona Mundi путешествовали по музеям и художественным галереям, по университетам и библиотекам, школам и интернатам, обществам и клубам. Искусство приходило даже в больницы, детские приюты, в тюрьмы.

1923 Музей Рериха

В 1923 году, 17 ноября, основан Музей Рериха, начавшийся с 315 картин художника и постоянно пополнявшийся работами других мастеров, а также тибетской библиотекой, научными коллекциями.

Р.Рудзитис пишет о Музее: «Творчество Рериха является духовным ядром Музея, но в своей направленности Музей стремится стать выразителем ценностей всей мировой культуры и наследия великих творцов человечества».

В 1924 году начали подбирать картины для секции американского искусства, которые впоследствии превысили сотню. Были созданы разделы панамериканского, итальянского, шведского, испанского, финского, восточного искусства, искусства других народов.

Из научных собраний Музея значительным явлением была Тибетская библиотека Музея из 330 томов священных книг Тибета, «Канджур» и «Танджур», и религии бонпо. Эти книги привезла из Тибета экспедиция Рериха. Восточный зал, в котором размещалась библиотека, был специально оформлен в восточном стиле тибетским художником Дон-Друпом.

Отдельные залы были посвящены светочам мира - Св. Сергию, Св. Франциску, Спинозе, Маха-Бодхи, что составило прообраз Музея религий. Архивные помещения хранили различные материалы, привезенные из Центрально-азиатской экспедиции.

Торжественные собрания и концерты проходили в особом зале, носящем имя Николая Рериха. Постоянно росло и количество картин самого Мастера. Из одной только экспедиции Н.К.Рерих привез около полутысячи произведений Тибетско-Гималайской серии. Эти картины были выставлены в залах Елены Рерих.

За первое десятилетие существования Музея его посетило около 250 тысяч человек. Среди почетных советников и попечителей Музея состояли Свен Гедин, Рабиндранат Тагор и его братья, Масарик, Эйнштейн, Келлог, Милликен, Джагадис Боше и другие деятели науки и искусства.

1926 Общество друзей Музея Рериха

В 1926 году при Музее основано Общество друзей Музея Рериха, которое состояло из просветительских секций и отделов, связанных с какой-либо народностью, с выдающейся личностью или с определенным направлением общественной жизни. В том числе: французская, финская, скандинавская, немецкая, славянская, японская, колумбийская, южноафриканская, английская и сибирская ассоциации. Выделились секции, связанные с Оригеном, Св. Франциском, Спинозой, Шекспиром. Среди прочих объединений - Лига Нового Человечества, Клуб юных идеалистов, Ассоциация почитателей мысли, Академия творческого искусства, Центр юных музыкантов.

Также при Обществе Рериха состояли отдельные организации, связанные с распространением идей Н.К.Рериха. Это Всемирная Лига Культуры, Объединение женщин, Панамериканская Ассоциация женщин и Комитет Пакта Мира.

Количество этих секций и организаций может показаться поразительным, однако не забудем о великой силе рериховского энтузиазма, которая собирала вокруг себя людей и возможности. Работа в секциях шла большая. К примеру, сибирская секция, возглавляемая писателем Г. Гребенщиковым, основала в помещениях Музея часовню Св. Сергия, а сам писатель основал также общину-поселение «Чураевка» недалеко от американского мегаполиса Нью-Йорка, туда же переехала его типография и издательство «Алатас».

Общество друзей Музея Рериха вело и обширную организаторскую работу, устраивая лекции и концерты, развивая международные отношения в области искусства и культуры. В русле идеи об искусстве, которое объединит мир, прохоили вечера и мероприятия по культуре различных народностей.

Издательство – Roerich Museum Press

Девиз издательства: «Основы Новой Эпохи зиждутся на Красоте и Знании».

В серии «Книги Новой Эпохи» (New Era Library) издан ряд книг о культуре, в том числе восемь томов трудов Рериха (на английском языке). Были начаты серии: «Свет Америки», «Свет Азии», «Heroica», «Урусвати», «Музей Рериха», «Слова Вечности», «Песни и саги».

Конечно, печатались репродукции картин Рериха, а также ежегодники, обзоры, журналы.

«Возможно ли представить себе просвещенный дом и очаг без книг? - писал Н.К.Рерих в 1930 году. - Если вы возьмете даже очень древние изображения внутренности дома, вы найдете в них и произведения искусства, и книги. Вы заметите, что эти старинные книги защищены прекрасными переплетами и представляли из себя истинное сокровище. Это было не потому, что библиотеки тогда не существовали. Книгохранилища существовали во все века, со времени рукописного знака. Но дух человеческий всегда чувствовал, что знание может быть приобретено не только в общественных местах, но закрепление знания происходит именно в тишине дома».

Вход в Master Building
Вход в Master Building

1929 Master Building

Новое здание музея Рериха, величественный 29-этажный дом*, был построен на месте прежнего в 1929 году.

Помимо самого Музея Рериха, в здании располагался еще ряд залов. В том числе большая библиотека и Зал наций (Hall of Nations) на 500 человек, в котором проходили многообразные культурно-просветительские мероприятия.

Кроме того, дом имел в своем составе квартиры для членов Общества Рериха, для учеников Института объединенных искусств, а также столовую на нижнем этаже – одним словом, это было общежитие для людей духовно-нравственных, художественных и научных устремлений, художественно-научный академгородок в миниатюре, что, конечно, создавало особую творческую атмосферу жизни и работы большого коллектива людей.

«Учащиеся и в своих квартирах чувствуют себя как в уединенной, наполненной гармонией студии, что, конечно же, прекрасно влияет на их учебу и творчество, - писал Р.Рузитис. - С другой стороны, среди членов Общества (в количестве около 450) есть много художников, писателей, учителей: здесь нет случайных арендаторов, здесь люди, объединенные художественным вдохновением и стремлением воплотить прекрасное в жизнь. Таким образом, члены Общества испытывают влияние общего творческого воодушевления, а также воспитательное воздействие атмосферы многочисленных учреждений Музея. Стало быть, здесь можно говорить о «воспитании взрослых», что, несомненно, в будущем займет весьма важное место в образовательной программе каждого государства».

Master Building
Master Building


* Фактически 28-этажный, но в США часто отсутствует 13-й этаж дома, 13-й номер комнаты и т.п.


Рассказать друзьям:

Возврат к списку