Сибирское Рериховское Общество                контакты          написать нам

Мысли на каждый день

Несмотря на трудности, храните высшую радость подвигу. Эту радость подвигу нужно воспитывать в себе и других. Это самое главное, ибо лишь в этом залог спасения человечества, залог наступления Нового Мира!

Рерих Е.И. Письмо от 16.07.1935
"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
СЕНТЯБРЬ 2017


Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение
Живой Этики

Сибирское
Рериховское
Общество

Музей Рериха
Новосибирск

Музей Рериха
Верх-Уймон

Сайт Н.Д. Спириной

ИЦ Россазия
"Восход"

Книжный
магазин

Город
мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей:         
Книги:         

1923-1928. Центрально-Азиатская экспедиция



          ≡ 



(По Г.Ярцевой)

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии.

С этим знаменем Н.К.Рерих начал Центрально-Азиатскую экспедицию
С этим знаменем Н.К.Рерих начал Центрально-Азиатскую экспедицию

До экспедиции Рериха русские путешественники уже два столетия занимались исследованиями центральных районов Азии. Вот что пишет об этом английский путешественник начала XIX века Дуглас Каррутерс: «В ряду известного об исследованиях нет более захватывающей главы, нежели повествование об изучении русскими Центральной Азии и западной части Китая. Это было величайшее предприятие, оказавшееся вполне по плечу московитам. Русский привык всё делать в крупном масштабе. Его путешествия чаще всего колоссальны. Н.М.Пржевальский, пионер русских путешественников, покрыл, например, 19,5 тысяч миль пути и употребил на это 9 лет и 4 месяца своей жизни, а П.К.Козлов пересёк великую Гоби пять раз в трёх различных направлениях. Русские исследования во Внутренней Азии были систематическим предприятием, частью того огромного плана, который был задуман Русским географическим обществом в Петербурге под руководством высокоодарённого его вице-президента П.П.Семёнова...»

Возглавляемая Н.К.Рерихом Центрально-Азиатская экспедиция фактически завершила целый ряд трудов по изучению этого региона.

Особое притяжение Н.К.Рериха к Центральной Азии было неслучайным. Так, в «Листах дневника» он писал: «К сердцу Азии потянуло уже давно, можно сказать, от самых ранних лет. (...) Русь в древнейшие времена уже внимательно слушала сказания мудрых восточных гостей. Сношения с Востоком были гораздо глубже, нежели западники старались это представить. (...) Сердце Азии является как бы и сердцем мира, ибо откуда же шли все учения и вся мыслительная мудрость?»

По свидетельству Ю.Н.Рериха, «Азия, Восток всегда привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Его интересовали общие корни славянства и индоиранцев, восточные истоки Древней Руси, красочный кочевой мир наших степей. И в художественном творчестве, и в научных исканиях художника Север, Русь с Великим Новгородом (ведь именно Н.К.Рерих был зачинателем раскопок Новгородского кремля) неизменно сочетались с Востоком, кочевым миром Внутренней Азии, миром древнеиндийской культуры и мысли. Этим двум основным устремлениям художественного творчества и своего научного интереса Николай Константинович оставался верен всю свою творческую жизнь».

Экспедиция академика Н.К.Рериха в Центральную Азию была организована Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке и Международным центром искусств «Corona Mundi» («Венец Мира») и имела несколько важных задач. По словам Ю.Н.Рериха, одного из участников экспедиции, «её главной целью было создание уникальной живописной панорамы земель и народов Срединной Азии...

Второй задачей было изучение возможностей новых археологических изысканий и, таким образом, подготовка путей для будущих экспедиций в том же регионе.

Третьей задачей являлось изучение языков и диалектов Центральной Азии и собирание большой коллекции предметов, иллюстрирующих духовную культуру этих районов».

«Кроме художественных задач в нашей экспедиции, — писал Н.К.Рерих, — мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».

У экспедиции были и другие, более глубинные и не подлежащие широкому оповещению цели, связанные с задачами, имеющими решающее значение для эволюции человечества. Соответственно этому складывался и маршрут экспедиции; таким образом, посещение определённых стран и местностей было отнюдь не случайным, и это в полной мере касалось пребывания Рерихов на Алтае.

17 ноября 1923 года пароход «Македония» вышел из Марселя. На его борту находилась вся семья Рерихов — Николай Константинович, Елена Ивановна и их сыновья, Юрий и Святослав. Они направлялись в Индию, где провели два года. Так начался первый этап пятилетней Трансгималайской экспедиции.

Власти Хотана задержали экспедицию в лютые холода
Власти Хотана задержали экспедицию в лютые холода

Второй этап экспедиции начался весной 1925 года, когда Рерихи, уже без Святослава, караванными тропами прошли огромный маршрут от Индии до Сибири и Алтая и обратно — через Монголию, Китай и Тибет — в Индию. Таким образом экспедиция «дважды обошла вокруг земель, составляющих сердце Азии» (Ю.Н.Рерих), тем самым завершив дело русских исследователей Азии, пытавшихся пройти из России Азиатской через Тибет в Индию. Это удалось только Рериху, поэтому его экспедиция является великим достижением в ряду географических открытий мира.

Путешествуя по Центральной Азии, Рерих искал то общее, что объединяет и роднит культуры разных стран. Изучая легенды и сказания народов Азии, он находил в них схожие темы — о таинственном камне благоденствия, о заповедной стране, где живут великие мудрецы, хранящие сокровенные знания. С помощью сравнительного изучения древних религий, искусства и культуры Европы, Азии и Америки он сделал вывод, что Центр Азии является колыбелью всех народов.

* Подробнее о Центрально-Азиатской экспедиции можно прочесть в книге Галины Ярцевой «Рерих и Алтай» (на сайте Музея Н.К.Рериха на Алтае).


Рассказать друзьям:

Возврат к списку