Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Мыслитель говорил: «Если бы мы могли полюбить всеми силами, мы были бы успешны».
Надземное, § 542

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


1957-1960. Миссия возвращения на Родину (Ю.Н.Рерих)



          ≡ 



Ю.Н. Рерих в Москве
Ю.Н. Рерих в Москве

В 1957 году по приглашению Н.С. Хрущева старший сын семьи Юрий Николаевич Рерих вернулся на Родину. Всего три неполных года в Москве отвела ему судьба, но как много сделано им за эти годы!

Ряд задач стоял перед ним.

Это возрождение востоковедения в России.

Это передача России материалов научно-исследовательского института «Урусвати».

Это открытие на Родине имени Николая Константиновича Рериха и передача в дар нашей стране 400 его полотен и 999 его очерков «Моя жизнь».

Это проведение выставок картин Н.К.Рериха.

Это организация комплекса Музеев Рериха.

Все это было воплощено, кроме последнего пункта. Хотя Юрий Николаевич вел активную работу по организации музеев и успел добиться решения об открытии музея в Петербурге, после его ухода решение это было забыто чиновниками.

Скажем обо всей этой работе подробнее.

В Институте востоковедения открыт сектор истории религии Индии - в советском государстве шаг почти неслыханный. Вот как вспоминают об этом очевидцы:

Т.Я. Елизаренкова, учёный-санскритолог: «Сектор Рериха был как-то вне института. Это была и школа молодых востоковедов — ведь в буддологии был разгром, Юрий Николаевич её восстановил, причём делал это совершенно сознательно; понимал, что надо восстановить серию ''Библиотека Буддика'', что надо учить людей. Изо дня в день он вёл занятия по языкам, на которых созданы буддийские тексты. А институт жил своей жизнью...»

В.С. Дылыкова, учёный-тибетолог, сотрудница Института востоковедения: «Даже если бы он перевёл с тибетского на английский язык только ''Голубые анналы'', он вошёл бы в историю отечественной и зарубежной тибетологии как выдающийся тибетолог. Больше он мог бы ничего не писать».

А.Н. Зелинский: «Есть ещё одна важная вещь, когда говорим о том вкладе в науку, который человек сделал. Если учёный оставил огромные словари, переводы, работы по филологии, это вызывает уважение, восхищение, но это ещё не определяет главного, — во-первых, ради чего он это делал, и во-вторых, что эти словари и переводы могут дать нам сейчас. Для нас важно знать, осуществил ли этот человек ту идею, ради которой он это делал. Оставил ли он следы своих внутренних замыслов, своего осмысления исторической реальности прошлого и настоящего. Если он их оставил, значит, он нам какие-то просеки проложил. Так вот, Юрий Николаевич несомненно эти просеки проложил».

За короткий отрезок времени в три неполных года Юрий Николаевич заложил основы новой научной школы в нашей стране. Но задача его была шире: дать импульс не только науке, но и новому сознанию соотечественников, подвести их к тем новым идеям и путям, которые он почерпнул в источнике великой восточной мудрости. Сделать это в условиях партийного атеизма можно было только через искусство и культурное наследие Николая Константиновича.

В радиопередачах СибРО, прозвучавших по новосибирскому радио в августе 1992 года, об этом времени рассказывалось так:

«Сразу по приезде в Москву Юрий Николаевич начинает работу по организации выставок картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Через семь месяцев его усиленной работы состоялась первая выставка картин Николая Константиновича, сначала в Москве, а затем в других городах. Через два года, в 1960 году, с большими трудностями удалось организовать выставку картин Святослава Николаевича.

Юрий Николаевич добился того, что начали публиковать литературное наследие Николая Константиновича, начали издавать репродукции, альбомы. Появилась первая монография о нём, написанная Павлом Фёдоровичем Беликовым и Валентиной Павловной Князевой. Юрий Николаевич тщательно просматривал материал этой книги в процессе её написания.

Кроме того, Юрий Николаевич прочёл огромное количество лекций об экспедиции Рерихов, о живописи и литературных трудах Николая Константиновича, о восточной философии, религии, литературе. Эти вопросы он впервые по-настоящему затронул и дал их истинное понимание.

Наконец, Юрий Николаевич вёл переговоры об открытии Мемориального музея Николая Константиновича Рериха в Ленинграде, в здании, где раньше размещалось Общество Поощрения Художеств. А позднее намечалось открытие Музея имени Н.К.Рериха в Сибири. В 1959 году Юрий Николаевич даже планировал отбор вещей для Музея уже конкретно в Новосибирске».

Чтобы понять, чего стоили такие достижения, читайте книгу «Воспоминания о Ю.Н.Рерихе" (см. на сайте ИЦ "РОССАЗИЯ").

После ухода Ю.Н.Рериха заботы о наследии семьи легли на плечи С.Н.Рериха.



Рассказать друзьям:
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку