31 марта 2016 года в новосибирском Музее Н.К. Рериха состоялось открытие первой выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Эти работы предоставлены на экспозицию из частного собрания.
Об истории выставкиНовосибирский музей, возведённый методом народной стройки и начавший выставочную и другую культурную работу задолго до своего официального открытия, вначале, конечно, не имел условий для размещения подлинников. Случилось, как и было предсказано в Гранях Агни Йоги в 1958 году: «Будет Музей и репродукции всех размеров». Сотрудниками СибРО собирались слайды картин, проводилась детальная обработка полученных изображений в поисках наиболее точной цветопередачи, использовались наиболее современные способы качественной печати. Иногда посетители даже не могли сразу поверить экскурсоводу, что перед ними – репродукции, а не подлинники. Есть у репродукций и то неоспоримое преимущество, что можно в одном месте представить наиболее значимые работы художника, в оригиналах находящиеся в различных частях света в музеях и частных коллекциях.
Но конечно же, все ждали и того момента, когда в стенах музея смогут быть выставлены подлинники, несущие в себе в полной мере и зримую, и незримую красоту и гармонию, вложенную в полотна самим художником.
И вот в 2010 году Барнаульский музей ГМИЛИКА предоставил в СибРО на экспозицию небольшие рисунки Николая Константиновича, Юрия и Святослава Рерихов. Постепенно, год за годом, в Музей приходили и в виде даров, и на экспозицию бесценные экспонаты — вещи и предметы, принадлежавшие семье Рерихов.
Но, то, что происходит сейчас, это, безусловно, особое событие. Поступившие на экспозицию как графические рисунки и наброски, так и живописные работы ранее хранились в частном собрании, и многие из них не были известны широкому кругу зрителей. Мы благодарим владельца этой коллекции, предоставившего возможность демонстрировать её в музее в Новосибирске и позднее в музее Рериха в Верхнем Уймоне.
9 гималайских этюдов, написанных Николаем Константиновичем во время Центрально-Азиатской экспедиции и в последующие годы в Индии.
2 эскиза — «Пещера Миларепы» и «Царевна со стрелами», выполненные в смешанной технике, к неизвестным нам картинам художника. «Царевна со стрелами»
— эскиз, выполненный темперой и маслом на картоне. То, что это эскиз, подтверждает сохранившаяся с 1920-х годов этикетка Нью-Йоркского учреждения Рерихов — Мастер-Института Объединённых Искусств — на его оборотной стороне.
Студенческий академический рисунок с гипса античной богини Юноны, сделанный Николаем Рерихом во время обучения на первом курсе Академии художеств.
14 карандашных эскизов в дополнение к тем 14, которые были получены Музеем на временную экспозицию 2 года назад, - итого их теперь 28.
2 картины Святослава Рериха «Гималаи» и «Пейзаж с соснами. Гималаи», а также его рисунок «Живая Этика» расположены в зале Святослава Николаевича.
Вместе с картинами коллекционером переданы на экспонирование несколько вещей Рерихов — два больших дорожных чемодана, саквояж и кобура для маузера. Семь эскизов на выставке мы решили сопроводить теми картинами, в которые позже воплотился замысел Мастера. Это наглядная возможность соприкоснуться с первой, светоносной мыслью художника, запечатленной на небольших листах бумаги.
Кратко о некоторых художественных работах
Статус(ы) выставки