Сибирское Рериховское Общество            контакты          написать нам          (383) 218-06-71


Мысли на каждый день

Зло может быть искореняемо лишь добром. … Добро может вытеснить зло, тем пресекая его существование. Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало.

Мир Огненный, ч.1, § 592
"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение
Живой Этики

Сибирское
Рериховское
Общество

Музей Рериха
Новосибирск

Музей Рериха
Верх-Уймон

Сайт Н.Д. Спириной

ИЦ Россазия
"Восход"

Книжный
магазин

Город
мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         


 
 
 

СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ - Образы Ангелов в изобразительном искусстве


СИЛЫ  НЕБЕСНЫЕ - Образы Ангелов в изобразительном искусстве
07.01.2010 Е.И. Рерих писала: «Об Ангелах-Хранителях знали все народы и сохраняли предания тысячелетиями. Все учения знали о Мощных Покровителях человечества, которые водительствовали народами. Почему же наше время отреклось от Высших Водителей? Когда же существовал Мир без Покровителей?»

Так, среди развалин вавилонских святилищ археологи раскопали скульптуры крылатых существ, напоминающих Ангелов, о которых говорили библейские пророки.
Раннехристианский апокриф «Книга Еноха» также содержит сведения о каких-то существах, принёсших людям знания. Автор этих записей называет их Ангелами.

Слово «АНГЕЛ» — греческого происхождения, означает «вестник». Из Священного Писания и преданий известно, что Ангелы «владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные... одарённые волею, умом и могуществом и занимающие высшую степень в ряду творения».

В Библии Ангелы называются «Властвующими», «Начальствующими», «Господствующими», «Сильными». Их назначение — служить Единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему честь, неся Его волю стихиям и людям.

Известны многочисленные изображения Ангелов художниками разных эпох. Начиная с IV века Ангелов изображали в человеческом облике с двумя крыльями. В раннехристианском искусстве они облачены в туники, в византийском искусстве — в роскошные одеяния. Западное средневековье создаёт тип юношески-прекрасных Ангелов; именно такие Ангелы с трубами сопровождают Христа в сцене страшного суда в многочисленных произведениях искусства XII – XVI веков. В эпоху Возрождения начинают преобладать уже не «грозные» Ангелы, но исполненные мягкости и кротости; часто, особенно в итальянской и немецкой живописи, Ангелы — дети.

Ангелы облечены духовным телом, состоящим из света, обладающим его лёгкостью, быстротой и блистательностью. Оставаясь для большинства людей невидимыми, они являлись Святым и Апостолам, о чём имеется много свидетельств.
В Откровении Святого Иоанна сказано: «И видел я... Ангела сильного, сходящего с неба, облечённого облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные...»

Великий Акбар имел видение, которое описывает так: «Серебряный вестник неожиданно предстал и сказал: "Вот видишь Меня в первый и в последний раз, будто Меня не бывало. Будешь строить Царство и в нём Храм будущий". И потом Вестник загорелся серебром и листья дерева стали прозрачными и радужными. И после затрепетал воздух и всё пришло в обычный вид».

Святому Сергию также сослужил Пламенный Ангел. Вот как сказано об этом в книге «Знамя Преподобного Сергия Радонежского»: «Однажды литургию служили Сергий, брат его Стефан и племянник Феодор; Исаакий и Макарий стояли в церкви. Вот видит Исаакий в алтаре четвёртого, чудного Образом, сослужащего им. На первом выходе с Евангелием Он шёл за Преподобным, и весь Облик Его так сиял, что Исаакий не мог смотреть на Него, и чудо это разрешило уста его, и он спросил рядом стоявшего Макария, который, казалось, тоже видел необычайное явление, не знает ли он, кто сей дивный Муж? "Не знаю, — ответил Макарий, — но меня объемлет страх, когда я взираю на Него".
По окончании литургии оба ученика обратились к Сергию, прося объяснить виденное ими. Сергий вышел из церкви, не промолвив ни слова, но когда вошёл в келью свою, сказал им:
"Чада мои, если Господь уже открыл вам тайну сию, то и я не могу утаить от вас, что виденный вами был Ангел Господен, и не только теперь, но и всегда бывает такое посещение Божие мне, недостойному, во время совершения Божественной Литургии. Вы же сохраните сие в тайне до исхода моего"».

Сохранились свидетельства о явлении Жанне д’Арк Ангелов, наставляющих и помогающих ей. Так, когда Жанну д’Арк спросили, видела ли она Ангелов, она отвечала: «Видела, как вижу вас!»
«Видела "лики их, великолепно и драгоценно венчанные". Видела нередко Ангелов и на людях, потому что часто бывают они среди людей, но люди их не видят, а я вижу».

Всем известен сюжет Благовещения, особо почитаемый в христианском искусстве: явившийся Деве Марии Архангел Гавриил принёс ей весть о предстоящем рождении Христа. Этой темой вдохновлялись многие мастера живописи.

В Евангелии приводятся свидетельства о явлении Ангелов Христу и Его ученикам.
Так, Христос, зная, что близится час, когда Он будет схвачен стражниками, молился в саду Гефсиманском, говоря: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
Вспомним описанную в Евангелии встречу Марии Магдалины с Ангелом, произошедшую после распятия Христа.
Также известен случай чудесного спасения Ангелом апостола Петра, которого заключил в темницу Ирод Агриппа, преследовавший учеников Христа. Однажды в камеру явился Ангел и вывел его из темницы, чтобы тот продолжил служение людям.
Рафаэль посвятил этому сюжету свою картину «Освобождение Святого Петра из темницы».

Образы Ангелов встречаются во многих религиях, в том числе и в исламе. Так, пророку Магомету было явление Архангела Гавриила, провозгласившего единобожие.
В 1924 году известный русский художник Н.К.Рерих создал величественное полотно «Магомет на горе Хира», на котором изобразил этого Огненного Вестника.
Н.К.Рерих изображал Ангелов на многих своих картинах: «Архангел с птицами» (1905), «Сокровище Ангелов» (1905), «Ангелы у престола» (1906), «Святой Михаил Архистратиг» (1906), «Два Архангела» (1907) и другие.
Так, расписывая храм Святого Духа в Талашкине, художник изобразил Царицу Небесную в окружении сонма Ангелов.
Грандиозна по своему замыслу и картина Н.К.Рериха «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне».
В 1912 году художник написал картину «Меч мужества», на которой изображён Ангел, принёсший меч спящим воинам, чтобы пробудить их для предстоящей битвы и вдохнуть в них дух мужества.

С.Н.Рерих написал картину «Воззри, человечество!», на которой Ангел опускает свой карающий меч на служителей зла. Это — последний призыв к людям, забывшим о своей божественной природе и о Высшей Помощи; это — предупреждение о катастрофах, которые неизбежны в том случае, если человечество не опомнится и не пойдёт по правильному пути.

Известны два варианта картины Н.К.Рериха «Ангел Последний» (1912, 1942), которая также сейчас особенно актуальна. «Это Ангел Последний, непреклонно стоящий среди клубящихся облаков, над землёй, пылающей последним пламенем». В одной руке он держит карающий меч, а в другой — свиток с написанными на нём грехами человечества.

Над всеми ангельскими чинами стоит Святой Архангел Михаил, Предводитель Небесного Воинства, почитание которого восходит к самым древним временам.


Статус(ы) выставки

► Передвижная (по России)

История передвижений выставки

► 2010 - 2011 гг. г. Новосибирск
► 30.07.17. - 31.05.18. г. Мыски Кемеровской обл.
Рассказать друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку