Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Лестница восхождения есть мера великодушия, значит, великодушие может быть постигаемо ежедневно.
Мир Огненный, ч.2, 280

"Мочь помочь - счастье"
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Наши друзья
Одесский Дом-музей имени Н.К. Рериха

Музей Рериха в Одессе

Опубликовано: журнал "Восход", 2009, февраль

«Вы наполняете этот город светлой энергией!»

Ольга Ольховая

Ранним январским утром мой поезд подъезжал к Одессе. Я ехала сюда, чтобы познакомиться с Одесским Домом-музеем имени Николая Константиновича Рериха, о котором мы в Сибирском Рериховском Обществе пока только слышали. Нам было известно, что музей открылся 10 марта 2000 года, учредителями выступили Одесский комитет Пакта Культуры и Мира имени Н.К. Рериха и Южно-Украинский благотворительный фонд имени Н.К. Рериха.

Цель и задачи, которые поставили перед собой учредители, это, прежде всего, создание общественного музея, который бы пропагандировал идеи культуры и искусства, основанные на гуманизме, любви к человеку. За образец был взят первый Музей Николая Рериха в Нью-Йорке, при котором существовали культурные организации, объединённые общей целью. Как и музей, основанный при жизни Николая Константиновича Рериха, Одесский Дом-музей открыт для самого широкого сотрудничества и стремится дать приют различным организациям, основу деятельности которых составляют не только философские идеи, но и идеи подлинной культуры и искусства.

С недавних пор мы переписывались с его директором Еленой Григорьевной Петренко, обменивались своими изданиями, но личного знакомства ещё не было. Свой отпуск я проводила в Киеве, а оттуда, по нашим сибирским меркам, до Одессы рукой подать, и такую возможность упустить было нельзя.

Этот город помнит Пушкина и Гоголя, Короленко и Куприна, о старой Одессе писали Валентин Катаев, Исаак Бабель, Константин Паустовский, и список этот можно продолжить — мало кто из известных людей XIX – XX веков не коснулся города-легенды, жемчужины у моря, как ласково называют его одесситы.

Медленно иду по улице пробуждающегося города. Ещё очень рано, улицы пустынны, и у меня есть немного времени, чтобы познакомиться с Одессой и хотя бы в какой-то степени почувствовать её. Улицы из домов старой архитектуры, не испорченные внедрением современных строений, всегда радуют глаз, независимо от того, Нью-Йорк это или Иркутск, Ярославль или Одесса. Здесь же не только отдельные дома, но и «вся центральная часть города представляет собой уникальный архитектурный заповедник», как утверждает местный путеводитель.

Красивые дома разделяются проёмами-тоннелями, ведущими во внутренние дворы. «Улыбнитесь: вы в Одессе!» — советует тот же путеводитель, составленный, безусловно, одесситом. Я вспомнила этот совет, когда, заглянув в один из дворов, увидела картину, о которой раньше только читала: поперёк дворика между небольшими балконами густо натянуты верёвки, провисшие под тяжестью сохнущего белья, прикреплённого большими деревянными прищепками. И это вовсе не Одесса Бабеля — такова сегодняшняя Одесса с одной из её центральных улиц.

Здесь находится Одесский Дом-музей имени Н.К. Рериха

Музей нахожу без труда. Улицу Пушкинскую, уходящую от вокзала куда-то вглубь города, пересекает нужная мне Большая Арнаутская. Над балконом третьего этажа одного из домов развевается Знамя Мира, — я у цели. На фасаде вывеска: «Одесский Дом-музей имени Н.К. Рериха. Культурный центр». Войдя в подъезд, убеждаюсь, что это жилой дом. По мраморной лестнице с кованым ограждением поднимаюсь на третий этаж, стараясь при этом рассмотреть изображённую на потолке античную сценку. На площадке три двери. В центре — вход в музей, по обеим сторонам — жилые квартиры. Здесь же стенд с подробным планом мероприятий Музея Рериха.

Открывается дверь, вижу доброжелательные лица и улыбки сотрудников: меня давно ждут. Знакомимся, слышны восклицания по поводу того, из какого далека я прибыла. Действительно, из этого южного города Украины, где тепло даже в январе, Сибирь видится бесконечно далёкой.

Директор Елена Григорьевна Петренко — человек потрясающей созидательной энергии, именно её трудами создан Музей Рериха в Одессе. Рассказывая историю его становления, она провела меня по залам, показала экспонаты, объясняя идеи, заложенные в каждой экспозиции. В журнальной статье невозможно написать обо всём, что я узнала, проведя здесь всего несколько часов. Богатые фонды, необычная деятельность, мало похожая на то, с чем нам приходилось сталкиваться раньше, — всё это очень интересно и стоит того, чтобы специально приехать сюда и посетить Музей Рериха, «один из пяти имеющихся в мире и, конечно же, единственный на Украине», как написала одна из местных газет.

Когда-то в этом помещении была большая жилая квартира, но её площадей для фондов музея, а главное, для его интенсивной деятельности, конечно же, недостаточно (что, впрочем, характерно для всех музеев Рериха). Здесь очень продуманно используется каждый квадратный метр как самих залов, так и огромных стен, высота которых более 4, 5 м.

Длинный узкий коридор, куда сразу попадает посетитель, выполняет несколько функций. На стенах размещаются репродукции картин Н.К. Рериха, стенды, освещающие жизнь и деятельность всей семьи. Здесь же находятся передвижные выставки. Сразу у входа — экспозиция, составленная из картин художников, выставлявшихся здесь раньше: по традиции каждый из них дарит музею несколько своих работ. Коллекция собралась уже достаточно большая, на стенах можно видеть только её часть — это картины украинских художников Н. Мартыненко, Ф. Павленко, В. Литвина и др.

Выставка картин одесских художников

Нина Феодосьевна Шепеленко, библиотекарь му­зея, рассказала о библиотечном фонде, который составляет более трёх тысяч единиц, но стеллажей с книгами не видно. Улыбаясь, она показывает на стоящие вдоль коридора высокие пристенные тумбы, в которых находятся книги (эти же тумбы используются и как столы для киоска). Небольшая витрина знакомит посетителей с новыми изданиями Одесского Дома-музея Н.К. Рериха. Здесь же выставляются и книги СибРО, которые мы присылаем из Новосибирска. Читателей в библиотеке достаточно много.

Лежат две книги отзывов: одна общая, вторая — для передвижных выставок. Открываю наугад, читаю: «Громадное спасибо! Пройдя по вашим залам, заряжаешься каким-то дивным светом — это так! Теперь другими глазами буду смотреть на мир. Ваши картины — изумительные светофильтры». «Дай Бог, чтобы вы были долго-долго и к вам не иссякал поток людей!»

В Музее четыре выставочных зала: зал семьи Рерихов, зал Учителей, зал Б.А. Смирнова-Русецкого и конференц-зал.

Зал, посвящённый семье Рерихов

Экскурсию Елена Григорьевна начала с зала Рерихов: «Здесь только репродукции, многие из них я сделала на ксероксе. Я хорошо знакома с подлинными работами, и по цветовой гамме эти репродукции настолько близки к оригиналу, что менять их не хочу».

В центре, над портретами Рерихов, висит картина Николая Константиновича «Сострадание». «Как нам кажется, — поясняет Елена Григорьевна, — она олицетворяет суть всех членов великой семьи».

Далее она рассказывает об экспонатах в витринах: «У нас есть 26 подлинных писем Н.К. Рериха к Эрлу Шраку — американскому художнику, возглавлявшему Академию искусств при Музее Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Они выкуплены у коллекционера из Сан-Диего. Мы издаём каждое письмо, это факсимильное издание. Книгу "Алтай – Гималаи" с автографом Рериха мы приобрели в Швеции у частного коллекционера. Ещё одна редкая книга, изданная в 1916 году в Лондоне, — "Душа народов", для зарубежных искусствоведов она была основополагающей».

Вижу маленькую шкатулку, в которой находится часть праха Юрия Николаевича Рериха, — её передала Людмила Степановна Митусова.

Перед нами витрина с материалами, касающимися Пакта Рериха. Елена Григорьевна поясняет: «Эту маленькую брошюру 1947 года мы впервые перевели на русский язык и издали к 50-летию Пакта небольшим тиражом. Сейчас это уже библиографическая редкость».

Рассматриваю фрагмент мольберта Николая Константиновича Рериха, к нему прикасалась рука Мастера; хорошо видны следы красок. Лежит его визитная карточка, доверенность, заполненная и подписанная Константином Фёдоровичем — отцом художника; стоят прижизненные издания книг и журналов, среди которых сочинения М. Метерлинка с рисунками Н.К. Рериха, документы с автографами С.Н. Рериха и другие бесценные материалы по рериховской тематике.

Переходим в зал, посвящённый Духовным Учителям человечества. Центральное место в нём отведено картине Н.К. Рериха «Fiat Rex». Здесь посетители знакомятся с основателями мировых религий и философских течений. Мы видим работы Рерихов, посвящённые этой теме, а также православные иконы и репродукции келейных икон Преподобного Сергия Радонежского — «Святой Николай Угодник» и «Богоматерь Одигитрия». Экспозиция иллюстрирует идею единства всех религий, в основе которых — духовные знания, исходящие из единого Источника.

Елена Григорьевна Петренко, директор Одесского Дома-музея Н.К. Рериха

В центре зала — рельефная карта маршрута Цен­трально-Азиатской экспедиции Рериха; представлены предметы буддийской и индуистской культуры. Елена Григорьевна рассказывает: «Это всё подлинники. Мы их приобретаем, но очень многое нам и дарят. У нас есть статуэтки, каких нет в других музеях Украины и России, некоторые экспонаты имеют мировое значение. В научном журнале Института востоковедения Украины напечатана статья тибетолога Е.Д. Огнёвой, в которой она рассматривает нашу коллекцию предметов буддизма*. И меня уже приглашают в Институт востоковедения с выступлением. Там, в академической среде, уже звучит и будет звучать имя Рериха».

В августе минувшего года в музее была выставка древних буддийских святынь. В 2002 году по благословению Его Святейшества Далай-ламы из монастырей Тибета были извлечены святыни, которые нигде никогда не демонстрировались, и отправлены в большое путешествие по миру — так начался Тур Реликвий Майтрейи. Эти реликвии представляют собой необычные, похожие на жемчужины, кристаллы, найденные в пепле после кремации великих духовных Учителей буддизма — Будды Шакьямуни, Ананды, Цонкапы, Миларепы, Нагарджуны, Ринпоче и других. Кристаллы хранятся в специальных стеклянных контейнерах.

Священные реликвии

На Востоке считается, что эти кристаллы, называемые «рингсэ», являются материальным проявлением высокой духовной энергии, известной как благодать. Учение Живой Этики говорит об этом так: «Каждая зримость есть рефлекс вещественной реакции. ...Каждая возвышенная мысль должна создавать... благодатное вещество — так оно и есть. Конечно, благодать есть полная реальность. (...) Тибетское "рингсэ" имеет глубокое значение, как кристалл, отлагаемый явлением благодати» (Иерархия, 422).

Многие ныне живущие учителя различных религиозных традиций из Бирмы, Индонезии, Таиланда, Тибета принесли в дар эти реликвии для статуи Майтрейи, которую после окончания тура планируется воздвигнуть в Кушинагаре (Северная Индия). В этом месте, по преданию, Будда Шакьямуни покинул земной мир. Для того чтобы получить в Одесский музей святыни-реликвии, пришлось очень много потрудиться, провести длительные согласования, выполнить много необходимых требований. В итоге реликвии прибыли на Украину. После Одессы тур продлился в Калмыкии по приглашению её президента.

Далай-лама, предоставивший для тура реликвии Будды Шакьямуни, сказал: «Это действительно удивительный проект, который является результатом огромного мужества и решимости. Я всем сердцем восхищаюсь и высоко ценю этот проект».

Выставка предметов буддийского искусства

Подумалось: в какое удивительное время мы живём! В христианских храмах мироточат иконы, их численность всё увеличивается. Расширяется число церквей, в которые передаются частицы мощей святых. Всё это общеизвестно. А теперь мы видим, как из страны в страну совершается тур со святыми реликвиями буддизма.

Входим в зал Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого. В музее находится 240 его работ из циклов «Алтай», «Храмы», «Прозрачность», «Космос» и других, дневники и письма. Видим картину Бориса Алексеевича, которую он написал сразу после выхода из лагерей, где провёл 10 лет с последующими пятью годами высылки, — так он заплатил «за связь с русским эмигрантом, художником-мистиком Н.К. Рерихом». Здесь много и ранних работ художника, созданных до ареста.

Картины Б.А. Смирнова-Русецкого

«Борис Алексеевич вернулся в Москву в 1965 году, — продолжает рассказ Елена Григорьевна. — Свою книгу, посвящённую Рерихам, он закончил в 1993 году, но отредактировать и издать не смог — в августе того же года Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий покинул этот мир. Она была издана нами уже после его ухода и называется "Семья Рерихов. Воспоминания". Мы издали и дневники Смирнова-Русецкого, которые он вновь начал вести с 1970-х годов (в связи с арестом его архив был уничтожен). В 1993 году Борис Алексеевич открывал в Одессе выставку полотен Н.К. Рериха из фондов МЦР. Он успел заложить здоровое зерно в нашем Одесском комитете Пакта Культуры. Смирнов-Русецкий передал нам большую коллекцию своих картин, которую потом пополнила его вдова, Вера Леонидовна Яснопольская. Позднее к нам пришли и её работы, и картины её учителя, всемирно известного акварелиста Артура Владимировича Фонвизина, которых нет в других музеях Одессы».

В этом же зале находятся стенды с передвижными выставками, в застеклённых шкафах демонстрируются образцы декоративно-прикладного искусства Западной Украины.

Каждый из залов музея имеет свой цвет: в неж­но-зелёный выкрашены стены в зале Рерихов, в ро­зовато-пурпурный — в зале Учителей; светло-серый цвет призван подчеркнуть любимую прозрачность Б.А. Смирнова-Русецкого. Лампы большой итальянской люстры, специально приобретённой для этого зала, напоминают льдинки, как бы перекликающиеся с зимними пейзажами художника.

Директор музея Елена Григорьевна Петренко коренная одесситка, по специальности врач-кардиолог. После окончания института работала в кардиологической клинике Одессы. Давно написана диссертация, которую она так и не сочла нужным защитить: «Зачем? У меня сейчас совсем другие интересы — с 1990-х годов я стала серьёзно заниматься Рериховским наследием». Помимо руководства музеем, она работает в Областном центре здоровья и преподаёт в Институте усовершенствования учителей, где на кафедре мировой литературы уже более десяти лет читает цикл лекций «Творческое наследие семьи Рерихов». Петренко хорошо знают в городе, она автор многих программ на телевидении, ряд лет вела беседы на радио, рассказывая об Учении Живой Этики.

«Как всё начиналось? Как у многих. Сначала одна, потом с группой друзей изучала Учение Живой Этики. Затем с 1990 года мы образовали секцию Агни-Йоги при японском клубе. К этому времени в Одессе уже существовало Общество Н.К. Рериха, в котором чего только не было! Конечно, нас это никак не устраивало. Я искала традицию, понимая, что она должна идти от тех, кто непосредственно воспринял её от Рерихов. У меня была мечта познакомиться со Смирновым-Русецким, и неожиданно легко эта встреча состоялась. Меня представили женщине, которая сказала: "Бориса Алексеевича я знаю 20 лет, мы занимаемся по пятницам, приезжайте, я вас познакомлю"».

Тёплые, дружеские отношения сложились сразу. Борис Алексеевич ввёл Елену Григорьевну к себе в дом, познакомил с женой. К этому времени Елена Григорьевна уже многое прочла из литературы по восточной философии, издававшейся до революции: «Провозвестие Рамакришны», труды Вивекананды, Патанджали и другие книги. Борис Алексеевич был удивлён и её познаниями в этой области, и количеством имеющихся у неё книг. Они беседовали о «Бхагават-Гите» в переводах Смирнова и Манциарли; Елена Григорьевна получала ответы на многие вопросы. «Мне было важно знать, что верно в моём понимании прочитанного. Смирнов-Русецкий не только общался со всеми членами семьи Рерихов и переписывался с ними — он был признанным учеником. С Рерихами он встретился в 1926 году. Можно сказать, что группа художников "Амаравелла", в которую входил Борис Алексеевич, была первой на территории Советского Союза, принявшей от Рерихов духовное провозвестие — Учение Живой Этики».

Борис Алексеевич познакомил Елену Григорьевну с Натальей Михайловной Сазановой (1931 – 2006) — профессором-индологом Института стран Азии и Африки МГУ, которая была дружна со Святославом Николаевичем Рерихом. Наталья Михайловна, изучавшая творчество выдающегося индийского поэта XIV – XV веков Сурдаса, много времени провела в Индии, встретила там своего духовного учителя. Она была не просто почётным гостем, но добрым другом музея.

Шло время, у Елены Григорьевны появилось много знакомых-единомышленников, и она решила зарегистрировать организацию. Так на базе Дома учёных был создан Одесский комитет Пакта Культуры и Мира имени Н.К. Рериха.

Интенсивная работа началась сразу. Е.Г. Петренко вспоминает: «С 1995 года я организовала цикл лекций, проводила каждый месяц конференции, стараясь привлечь к ним внимание горожан. Работа строилась таким образом: например, предлагалась тема "чаша". Эту тему можно рассмотреть с точки зрения христианской религии, буддизма; образ чаши в живописи, литературе и в Учении Живой Этики. Приходили искусствоведы, литераторы, музейные работники и раскрывали эту тему. Или другая тема — Образ Богоматери в иконах, в живописи, в традиции разных религий».

На мой вопрос о взаимоотношениях с церковью последовал ответ: «Постоянно взаимодействуем. Помещение музея освятил священник. Видели крест над входом?»

Елена Григорьевна рассказала о бывшем ректоре Одесской духовной семинарии, кандидате богословия о. Александре Кравченко, который сказал ей: «Когда я впервые увидел картины Рериха в Новосибирске, я был в восторге. Но философию Рерихов давайте обойдём». На это Елена Григорьевна ответила: «Давайте, и будем контактировать на том, что нас объединяет, а не разъединяет». Мне она убеждённо сказала: «Они принимают Рериха как художника, ну и прекрасно! Мы взяли за правило: все наши контакты основываются на том, что людям близко».

Она показала письмо, присланное ей священником одного из одесских монастырей: «Вы и Ваша фирма обладаете в городе авторитетом и прекрасной репутацией, потому мы решили обратиться именно к Вам...» — так современный духовный пастырь говорит о Музее Рериха и его руководителе! Елена Григорьевна приводит ещё ряд поразительных примеров.

Она поведала историю становления музея, о том, как пришлось несколько раз менять помещение, но всегда выручали друзья, и работа продолжалась без перерыва. В конце концов пришла Помощь, и сейчас у музея есть замечательное помещение. По документам это частный музей, но по своей сути и формам работы — общественный. Посещение всех его мероприятий — экскурсий, лекций, концертов и т.д. — бесплатное. Все сотрудники, включая директора, работают на общественных началах.

«У нас такой принцип: музей открыт тогда, когда пришёл посетитель, — чтобы не было бюрократизма. Человек приехал в Одессу, он пришёл в музей за духовной пищей, и будьте любезны ему открыть, даже если он пришёл в 9 часов утра. Сколько раз я, приезжая куда-то, хотела бы, пусть бегло, на что-то взглянуть, а музей уже закрыт. Нет, такого мы у себя не допускаем».

Е.Г. Петренко также осуществила идею создания культурного центра, который составляет одно целое с музеем.

Музейная библиотека не ограничивается только выдачей книг. В последнюю пятницу месяца она, совместно с Литературным музеем Одессы, университетом или другими организациями, проводит литературные вечера. Рассматриваю яркие буклеты. «Люди-люди — высокие звёзды. Долететь бы мне только до вас» — так назывался вечер, посвящённый 85-летию Расула Гамзатова, народного поэта Дагестана; литературно-музыкальный вечер «Там пел Мицкевич вдохновенный», и сколько всего другого — вечера поэзии, поэтические турниры, презентации книг одесских писателей и поэтов...

Лекцию читает С.А. Малыш

Школа для особо одарённых детей им. П.С. Столярского имеет в музее своё фиксированное время для выступлений; юные музыканты дали уже 150 концертов. Вагнеровское общество, старейшее в городе — ему 60 лет, — дважды в месяц проводит здесь встречи. Общество им. С.В. Рахманинова, литературно-музыкальная гостиная Ж.М. Мигаль, общество по­этов, хор ветеранов — для всех находится место.

У Одесского Музея Рериха налажено сотрудничество с другими музеями Украины. По обмену, как это сейчас практикуется, здесь экспонировались картины Н.К. Рериха из Николаевского художественного музея. Взамен есть что предложить: картины Б.А. Смирнова-Русецкого, И.Р. Рудзите, В.Л. Яснопольской, А.В. Фонвизина.

По мере знакомства с деятельностью музея росла радость о том, что в культурной жизни города Дом-музей Рериха является такой весомой составляющей! Его хорошо знают, он занесён во все справочники и значится на карте города. В Одессе стало обычным выражение: «Идём к Рериху».

Ежегодно в октябре в музее проходят конференции, посвящённые творческому наследию семьи Рерихов. Приглашаются научные сотрудники музеев Украины, России, Прибалтики, директора библиотек, институтов. При этом тема даётся самая широкая. «Если мы обозначим узкую специализированную тему, посвящённую только Николаю Константиновичу Рериху, то не удастся привлечь большой круг деятелей культуры. Уже ряд лет мы работаем над темой "Николай Константинович Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры". Я её не меняю — эта тема сейчас очень актуальна».

Елена Григорьевна рассказывает, как формируется список участников: «Звоню в Калугу: "У вас в музее есть работы Рериха?" — "Есть". — "Приезжайте к нам и расскажите о них". Обращаюсь в Государственный исторический музей России: "У вас есть письма Рериха?" — "Есть". — "Можете рассказать о коллекции вашего музея?" История одного предмета, одной рукописи, одного художника... Они же не рериховцы. Пусть приезжают со своими профессиональными разработками, расскажут, как формировались их коллекции, что в них особенно ценного. А акценты мы здесь расставим. Звучат доклады рериховской и другой тематики. У нас порой такие открытия происходят! Первая конференция была в 1997 году, и с тех пор они проходят ежегодно, таким образом, состоялось уже 11 конференций. Сборники материалов, которые мы издаём, широко расходятся, и везде звучит имя Рериха».

Частыми гостями музея являются сотрудники дипломатических представительств Грузии, Болгарии и, конечно же, России, Греческого консульства и Греческого фонда культуры, Французского общества. Также и музей проводит у них выездные выставки. «Когда отмечалось 90-летие Республики Польши, нас посетил генеральный консул Польши. Звучали баллады Шопена. Второй вечер был посвящён пребыванию Адама Мицкевича в Одессе, в третий звучала музыка известных польских композиторов. У нас выступают профессионалы, причём бесплатно. Мы привлекли лучшие культурные силы не только Одессы».

Вместимость конференц-зала — около 120 мест. Стоят рояль и пианино, есть большой плоский телевизор, мультимедийный проектор. Над сценой — икона Почаевской Божией Матери, где есть изображение Знака Триединства. Помимо лекций и мероприятий, по субботам в зале проходят занятия изостудии. «Покупая стулья, — рассказала Елена Григорьевна, — я учла, чтобы они ставились один на другой. Когда начинает работать изостудия, стулья собираются, на ковёр расстилается клеёнка, выставляются мольберты. А что делать? — В наших условиях надо продумывать всё до мелочей».

Елена Григорьевна продолжала: «Иногда в одном зале проходит выставка, в другом — вторая, а в коридоре третья. Я не упускаю никакой возможности. Чердак наверху тоже принадлежит музею, но надо собраться с силами, чтобы обустроить его; задумки есть, а пока там хранилище».

В маленьком кабинете директора, где также идёт работа над архивом, я познакомилась с обаятельными молодыми сотрудниками, активно работающими в музее, — Надеждой Голубевой, занимающейся распространением книг, Оксаной Богацкой, курирующей взаимодействие со школой Столярского, Вячеславом Жердецким, заведующим технической частью. Я познакомилась и со Светланой Александровной Малыш — музыковедом, преподавателем Одесского музыкального училища, председателем Одесского общества им. С.В. Рахманинова, которым она руководит уже десять лет. Светлана Александровна — автор нескольких книг. У неё есть интересное исследование о том, какие музыкальные произведения созвучны работам Н.К. Рериха. В музее она постоянно читает лекции, на которых рассказывает о событиях в музыкальном мире, о знаменательных датах и выдающихся музыкантах-исполнителях.

Работает видеолекторий. Из большого списка видеоматериалов любой посетитель может выбрать то, что его интересует. Бегло просматриваю перечень: документальные фильмы об открытии улицы Н.К. Рериха в Риге, о Почаевской и Троице-Сергиевой Лаврах; беседы Смирнова-Русецкого о жизни; фильмы о науке, культуре, искусстве; художественные фильмы Тарковского и других известных режиссёров — диапазон очень широк.

Здесь ведётся обширная издательская деятельность. Издаются не только архивные материалы, переданные частными лицами, но и книги, альманахи различной тематики, представляющие интерес для широкого круга читателей. В настоящее время Е.Г. Петренко работает над альбомом «Картины Н.К. Рериха в музеях Украины», а также готовит к изданию полноцветный альбом «Произведения Н.К. Рериха на открытых письмах Общины святой Евгении».

Вся обширная деятельность Дома-музея Рериха освещается в городской прессе: газеты «Думская площадь», «Одесские известия», «Слово», «Вечерняя Одесса» постоянно публикуют репортажи о его мероприятиях.

Одесский художественный музей

С Еленой Григорьевной мы посетили Одесский художественный музей, где в постоянной экспозиции находится четыре работы Н.К. Рериха: «Знамение», «Заморские гости» (вариант), «Колдун» и эскиз костюмов к пьесе М. Метерлинка «Принцесса Мален». Здесь Елена Григорьевна обратила моё внимание на выставку картин заслуженного деятеля искусств Украины Г.З. Крыжевского, который в прошлом был председателем Союза художников Одессы. Когда в 1979 году встал вопрос о проведении в городе выставки картин Н.К. Рериха, а лица, от которых зависело принятие решения, находились в состоянии неопределённой задумчивости, веское и решительное слово Крыжевского сыграло свою роль.

Картины Н.К. Рериха в Одесском художественном музее

Подходило к концу моё пребывание в Одессе. Как много интересного я успела узнать и услышать! За то время, которое я провела в этом неповторимом городе, Елена Григорьевна постаралась показать мне как можно больше и рассказать о городе и его архитектуре. Мы заглянули в знаменитый оперный театр, недавно открытый после 11-летней реконструкции, чтобы посмотреть его интерьеры; прошлись по Морскому бульвару, увидели лестницу Потёмкина, памятники Дюку Ришелье и Екатерине II. Стемнело, и при свете фонарей мы ещё успели осмотреть небольшой сквер юмористических скульптур.

Перед расставанием Елена Григорьевна сказала: «У нас есть ещё одно правило: мы никогда никуда не вмешиваемся. Корабль наш идёт самостоятельно и без конфликтов. С самого начала мы взяли курс на учёных, на библиотеки, институты, музеи. Сотрудничаем с Музеем-институтом семьи Рерихов в Санкт-Петербурге. Круг нашего общения очерчен, мы никуда не стремимся внедриться или дать какие-то оценки». Передавая наилучшие пожелания сотрудникам Сибирского Рериховского Общества, Елена Григорьевна Петренко сказала: «Знайте, что в Одессе у вас есть друзья. Приезжайте, всегда будем рады».

С благодарностью к директору Одесского Дома-музея имени Н.К. Рериха и его сотрудникам я заканчиваю репортаж о разноплановой деятельности этого замечательного очага Культуры и целиком присоединяюсь к последней на то время записи в книге отзывов: «Огромное спасибо за прекрасную экспозицию, великолепную экскурсию по музею. Вы наполняете этот город светлой энергией! Желаем вам славного продолжения дела великого Мастера. Продолжайте нести истину в души одесситов и гостей города!»


* Огнёва Е.Д. Образцы сакральной пластики калмыцкого происхождения в собрании Дома-Музея Николая Рериха // Восточный Свет. 2008. № 2 (на укр. яз.).