Сибирское Рериховское Общество            контакты          написать нам          (383) 218-06-71


Мысли на каждый день

Думающие беспорядочно подобны машущим руками в темноте и не знающим, какой предмет заденут.

Иерархия, 172
"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение
Живой Этики

Сибирское
Рериховское
Общество

Музей Рериха
Новосибирск

Музей Рериха
Верх-Уймон

Сайт Н.Д. Спириной

ИЦ Россазия
"Восход"

Книжный
магазин

Город
мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей:         
                   
                   
Книги:         


 
 
 

Путешествие по рериховским местам. Индия



Путешествие по рериховским местам. Индия

04.10.2009

Галина Токарева, Новосибирск

2009 год знаменателен юбилейными датами у членов семьи Рерихов. 12 февраля - 130-летие Елены Ивановны, 9 октября – 135-летие Николая Константиновича, 23 октября – 105-летие Святослава Николаевича. Нам захотелось в этот год побывать в местах, которые связанны с жизнью Рерихов. Мы любим и почитаем эту семью.

Часть вторая. Путешествие по рериховским местам в Индии.

…Следующий этап нашего путешествия проходил в Индии, мы вылетели 31 января из Санкт-Петербурга в Москву, а оттуда в Дели. В Москве к нам присоединились еще три человека, и наша группа продолжала это увлекательное путешествие.

В Дели мы посетили ряд достопримечательностей. Больше всего произвела впечатление крупнейшая мечеть Индии Джама Масджид.

Хранитель мечети показал нам её реликвии, которые, как считается, принадлежали Пророку Мухаммеду. Это глава из Корана на оленьей коже, отпечаток ступни пророка, одна сандалия, которую привез Тамерлан в Индию, и волос бороды, который хранится в специальном сосуде. Волос бороды Мухаммеда есть еще в двух городах: в Стамбуле и Шринагаре.

Через сутки мы перелетели в Варанаси. Это самый священный город Индии, которому более трех тысяч лет и где находятся около 700 храмов. Этот город еще называют Каши («Город света») или Бенарес, расположен он на западном берегу Ганга.

Тысячи людей прибывают ежедневно в Варанаси, чтобы омыться в Ганге и отдать ему дары. Здесь индийские дети и взрослые продают цветы и масляные светильники паломникам, которые должны опустить их как подношение в реку Ганг. Тут же можно увидеть индуистских святых – садху, последователей Шивы – бога творческой и разрушительной энергии, которые совершают молитвенный обряд (пуджу). Мы совершили лодочную прогулку на восходе солнца, чтобы увидеть, как начинается обычный день у жителей Варанаси. На рассвете они выбираются из лабиринтов узеньких улочек и направляются к гхатам. Гхаты – это дворцы раджей, расположенные на берегу реки, обрамленной ступеньками, и протяженность их - около трёх километров. Всего гхат 84, и они носят имена раджей. Здесь жители города стирают белье, жертвуют цветы и благовония реке, совершают омовения и погружаются в молитвенное сосредоточение. Все это мы наблюдали, плавая по Гангу на лодке. После этого мы посетили «Золотой Храм» Шивы, который произвел на нас большое впечатление. В книге Н.К. Рериха «Алтай - Гималаи» упоминается, о том, что они были здесь в Бенаресе в Золотом Храме1.

В 10 километрах к северо-востоку от Варанаси находится Сарнатх, в котором мы тоже побывали.

Сарнатх в глазах буддистов столь же священен, как и Варанаси в глазах индуистов. В 528г. до н.э. Будда явился сюда в Олений парк, чтобы прочесть свою первую проповедь Дхармачакра (Колесо Закона) после обретения просветления. Впоследствии на этом месте в V в. возвели ступу Дхамекх – главный памятник Сарнатха. Все, кто подходил к этой ступе, а это были люди разной национальности, касаясь ее, обходили вокруг нее по часовой стрелке и произносили: «Ом мани падме хум». Это молитва буддистов. Рядом со ступой находится целый комплекс, полуразрушенных храмов, монастырей и большой археологический музей, построенный в начале XX века. В археологическом музее демонстрируется прекрасная коллекция буддийских реликвий. Особенно здесь славится львиная капитель эпохи Ашоки (3 век до н.э.) из шлифованного песчаника, ставшая символом Индии. Эти два священных города посетили Рерихи, поэтому и нам захотелось там побывать.

В последний день пребывания в Варанаси мы поехали в Аллахабад, который находится от него на расстоянии в 135 км.

Самое главное, что нас привлекало в городе - Аллахабадский государственный музей. Н.К.Рерих официально передал в дар этому музею 21 картину: 19 своих работ и две - С.Н.Рериха. Все картины представлены на выставке в одном из залов музея. Зал находится на втором этаже и посвящен только Н.К. Рериху. Официальное письмо оформлено в рамке и находится тут же, на выставке. В письме указана дата 16 февраля 1937 года – именно тогда Н.К. Рерих был в Аллахабаде, а в это время проходило празднование Магх Мелы. Наверное, Николай Константинович присутствовал на празднике.

Со всей Индии собираются в Аллахабад индусы на ритуальные омовения во время празднества Кумбх Мела, чтобы смыть свои грехи. По легенде, во время войны между богами и демонами за сосуд (кумбх) с нектаром бессмертия (амритой), Вишну передал эту чашу своему «коню» – птице Гаруде. Во время полета четыре капли волшебной жидкости пролились на землю: в Насике, Уджанне, Харидваре и Аллахабаде. Теперь каждые три года при определенном положении планет в каждом из этих мест устраивается Кумбх Мела. Считается, что воды Ганга превращаются в божественный нектар. В Аллахабаде празднование Маха Кумбх Мела проводится раз в 12 лет и в последний раз проходило в 2001 году. Но ежегодно в январе – феврале здесь проходит промежуточный праздник Магх Мела, на котором нам и удалось побывать. На празднике совершается омовение, люди молятся солнцу о своем духовном продвижении. Сюда собираются индуистские святые - садху, духовные странники и много простых индийцев. Это священное место, где происходит слияние трех рек: Ганга, Джамны (Ямуны) и мифической Сарасвати.

6 февраля мы выехали из Варанаси на поезде и ехали 14 часов, затем на машине 5 часов и вечером были в Ганктоке, столице Сиккима. Нам пришлось получать внутреннюю визу, чтобы попасть в Ганкток, хотя Сикким входит в состав Индии с 1975 года и является самым маленьким ее штатом с населением всего 400 тыс. человек. Утром мы посетили красивейшее озеро Тцомго (Тsomgo Lake), которое находится на высоте 3700 метров над уровнем океана. Посмотрели мы и другие достопримечательности, но главная из них – это институт Тибетологии.

Ю.Н. Рерих перед отъездом в Россию передал один из экземпляров своего труда «Голубые анналы» («The Blue Annals») в институт Тибетологии. Как мы узнали, в институте до сих пор хранится этот труд. В нем рассказывается история буддизма на Тибете. На Западе историю этой страны узнали благодаря Ю.Н. Рериху. До него о Тибете всё было написано только на хинди, он же написал свой труд на английском языке. Е.И. Рерих так говорит об этом труде в своем письме: «Мы сейчас находимся в Калимпонге, в малом местечке недалеко от Тибетской границы. Юрий усиленно продолжает изучать восточные языки и преуспел замечательно. Готовит новые научные труды. Один его труд в тысячу страниц, так называемая «Синяя Книга», или «Историческая хроника Тибета», был переведен им с тибетского и сейчас печатается в Азиатском Обществе в Калькутте. Первый том уже вышел, но, к сожалению, все это на английском языке.»2

8 февраля из Ганктока мы переехали в Дарджилинг. В настоящее время Дарджилинг и Калимпонг не входят в состав Сиккима, а относятся к Западной Бенгалии и находятся на севере этого индийского штата. Ночью мы поехали на смотровую площадку - Тигровый холм, встречать восход солнца над Канченджангой.

На Тигровом холме собираются люди со всего света, слышна речь на разных языках. Людей очень много, всем хочется увидеть рассвет, сфотографировать и заснять на видео восход солнца над Канченджангой. Солнце постепенно начинает восходить, и его первые лучи освещают и заливают золотым светом вершину Канченджанги. Это природное таинство завораживает всех присутствующих. При этом любительские съёмки обычно не передают незабываемых впечатлений, и многие тут же покупают альбомы с профессиональными фотографиями. Но не это важно, главное - соучастие с природным чудом, которое входит глубоко в душу и запоминается на всю жизнь.

Рерихи очень любили Канченджангу. У Николая Константиновича и Святослава Николаевича есть несколько картин, посвященных этой горе, очень правдивых, в чём мы убедились сами. Елена Ивановна Рерих многократно упоминала Канченджангу в своих письмах. Николай Константинович впервые узнал об этой гималайской вершине еще в детстве, в имении родителей - Изваре. В одной из комнат висела картина с изображением Канченджанги. В книге «Алтай – Гималаи» Николай Константинович пишет: «Далеки еще пещеры Канченджанги, где хранились сокровища. В одной из пещер находится статуя Падмасамбхавы (Учитель Тибета), а за нею виднеется каменная дверь – никем никогда не открытая. А они говорят: «Ничего сокрытого не осталось»!3 Одна из картин Николая Константиновича так и называется: «Гора пяти сокровищ».

На обратном пути в наш отель мы посетили монастырь Гхум, где видели большую статую Майтрейи. Это монастырь новый, построен в конце прошлого века, его обычно и показывают туристам. А старый монастырь Гхум, построенный в 1850 году, мы увидели позже.

Здесь, в Дарджилинге, мы хотели найти дом Далай-ламы ХIII, где Рерихи жили до Средне-Азиатской экспедиции. Полдня с помощью местного населения мы искали место, где располагался этот дом. Сейчас там находится поселение тибетских беженцев. Это несколько десятков жилых домов, магазин одежды и сувениров, музей с фотовыставкой. Фотовыставка рассказывает историю этого поселения, начавшуюся с 1959 года. Мы отыскали одного пожилого тибетца, Томпу Тензина, который смог рассказать о доме, который мы искали. Когда Томпа сюда приехал, ему было всего 8 лет, дом в те годы уже был разрушен. Тогда пожилой тибетец Дорже Томэй рассказал ему о доме Далай-ламы и показал место, где он раньше находился. На этом месте - тут же за музеем - осталась небольшая часть стены, поросшая мхом и травой. Эту оставшуюся часть стены мы отсняли. Когда же разрушился этот дом?

В своем письме к С.Н. и Д.Р. Рерихам Елена Ивановна пишет: «По всем обстоятельствам видно уже, что нам придется провести еще одно лето и осень в Индии, значит, все здесь будет спокойно. Хотелось бы следующее лето провести в Дарджилинге в нашем старом доме, говорят, он пустует, но стоит»4. В другом письме, написанном через несколько месяцев З.Г. и Д. Фосдикам, читаем: «Родные мои, вероятно, Вы уже знаете и по радио и из газет о катастрофе, которая грянула в нашем мирном Сиккиме. Вследствие трехдневного ливня и небольшого землетрясения произошли многочисленные и на большом протяжении сползания почвы с холмов со всеми постройками и посадками на них. Очевидцы этих обвалов говорят, что грохот и ужас этого можно только сравнить со взрывами нескольких бомб. Дарджилинг стал неузнаваем, настолько его конфигурация изменилась. (...) Говорят, что Дарджилинг никогда не вернется к своему прежнему виду и значению»5. Скорее всего, дом был разрушен в это время. Мы смотрели с этого места на Канченджангу, вид ее был великолепен. Гора была, как нам казалось, совсем рядом и вызывала просто ликование, может быть, поэтому мы не сильно расстроились нашими не очень удавшимися поисками.

В этот день после поисков дома Далай-ламы мы посетили старый буддийский монастырь Гхум, который был основан в 1850 г. Этот монастырь был интересен для нас тем, что в нем побывала Е.П. Блаватская.

Она писала к знакомому князю 1 октября 1882 года: «…Как видите, мой дорогой князь, сейчас я наслаждаюсь одиночеством в тиши Гхума. Что такое Гхум? Это гора в Сиккиме, а на ней — монастырь, где останавливаются ламы по дороге в Тибет. Отсюда три остановки до Тибета и 23 мили до Дарджилинга (Дарджилинг — британская территория)».

Е.П. Блаватская отметила в письме, что монастырь Гхум находится на высоте 13000 футов. Это место до сих пор остается уединенным относительно других монастырей. Безусловно, Рерихи знали о том, что Елена Петровна была в этом монастыре, и посещали Гхум. Николай Константинович, принимал активное участие в строительстве буддийского храма Дацана в Санкт-Петербурге, и ему должно было быть это интересно как художнику и как человеку разносторонних интересов.

Уже вечером этого дня мы посетили придорожный храм Шивы, где была встреча Великих Учителей с Рерихами.

Махатмы в этом храме передали послание в Москву: письмо для русского правительства и ларец с землей. С большой радостью и душевным трепетом мы присутствовали на этом месте. Рядом с храмом находится святой источник, из которого местные жители берут воду.

Нам тоже захотелось набрать воды. На следующий день, 10 февраля, мы вновь побывали возле храма Шивы и набрали воду из святого источника.

Несколько часов спустя мы уже были в Калимпонге. Место это очень живописное, там теплее, чем в Дарджилинге.

Е.И. пишет из Крукети: «Здесь мне душно. Мне нужна большая высота. Здесь только 4500 футов, а Дарджилинг – 6500 футов высоты»6. Расположились мы в Гималайском отеле, там же, где Е.И. и Ю.Н. Рерихи жили до Крукети. Вокруг отеля разведен прекрасный сад с великолепными цветами. Нас ждал сюрприз в номерах отеля – репродукции Н.К. Рериха. Они были также и в коридоре. Постоянно думая о Рерихах, мы восприняли это как знамение, что у нас все сложится удачно.

Рерихи жили в Калимпонге с февраля 1949г. по 1955г. В своем письме Е.И.Рерих пишет: «В наших планах произошло некоторое изменение. (...) Нам Указано направиться в Сикким, в Калимпонг, в направлении прекрасной Канченджанги. Юрий очень радуется, ибо он может с пользою поработать там над своими книгами и усовершенствовать свое знание языков»7. И в следующем письме мы читаем: «…мы добрались до Калинпонга без всяких затруднений. (…) Добрались до Гималайского отеля. (…) С нашего балкона видна Канченджанга и прилегающая Тибетская гряда. Вид не так грандиозен, как из нашего Потонга в Дарджилинге, ибо передние холмы слишком близки и закрывают часть гор, видны лишь самые вершины – но все же снежная гряда прекрасна»8.

Вид с нашего балкона тоже был замечательный, и ветки цветущего дерева спускались прямо на него, правда, мы не знаем точно, в каком из номеров проживали Рерихи. Гималайский отель приравнивают к уровню пятизвездного отеля. Поэтому проживание там дорогое - и сейчас, и во время пребывания там Рерихов. Мы жили там всего четыре дня и рассчитывали пробыть в Калимпонге в период юбилейного празднования 130-летия Елены Ивановны.

На следующий день после нашего приезда мы отправились в Крукети.

Сейчас Крукети является общественным музеем. Этот дом купили итальянские сотрудники Общества Живой Этики и сделали его музеем. Мы познакомились с сотрудниками музея: Элизабет и Марией Грацией. Мы узнали от них, что итальянское общество состоит из 18-ти человек, они постоянно приезжают в Крукети и работают по одному или по двое, сменяя друг друга через месяц. Оказывается, Элизабет была в Новосибирске и 1 августа 2008 года посетила Музей Рериха. Ей очень понравился наш Музей. Элизабет сказала: «В этот день было солнечное затмение, но в Музее Рериха было светло и чувствовалось присутствие Духа». Мы подарили им несколько журналов «Восход» и книжечку «Психическая энергия», которую составила Н.Д. Спирина по книгам Учения. Эти издания были на английском языке, чему итальянские сотрудники очень обрадовались, так как русского языка они не знают. Мария Грация сказала, что за неделю до нашего приезда она читала в одном из писем у Е.И.Рерих о Наталье Дмитриевне Спириной, о том, как много нужных книжечек напишет Ната, а тут вдруг мы приехали и привезли такую книжечку. Они были приятно удивлены.

Элизабет и Мария Грация пригласили нас на встречу-чаепитие на следующий юбилейный день Е.И. Рерих. После этого мы отправились на место кремации Е.И.Рерих, где расположена ступа. Это место выше дома Крукети, на расстоянии десяти минут езды на автомобиле.

Раньше здесь было уединенное место с видом на Канченджангу, но теперь рядом построен буддийский монастырь. Место это ограждено, на воротах висит табличка с надписью: «В этом месте покоится прах Е.И.Рерих, одной из наиболее замечательных женщин XX столетия, автора книги «Агни Йога». Она жила последние вдохновенные годы жизни в Калинпонге, где покинула этот мир в доме Крукети». Надпись сделана на английском языке. За оградой находится ступа. На ступе - некролог на русском языке. Это как бы подтверждает, что Е.И.Рерих была русской, хотя нигде об этом не написано. Все вокруг ступы прекрасно ухожено, везде цветут цветы, за которыми уже много лет ухаживает один садовник. Мы решили, что обязательно завтра привезем сюда живые цветы.

На следующий день - 12 февраля – был 130-летний юбилей Елены Ивановны Рерих. Мы вместе с Элизабет привезли к ступе живые розы. Поставили розы на ступеньку ступы, зажгли тибетские палочки и минутным молчанием почли память о Е.И.Рерих. Потом поехали к дому Крукети.

Дом и территория вокруг него выглядят очень ухоженными. Елена Ивановна так писала о Крукети: «…сидим в своих Теремках и любуемся великолепным видом на всю Гималайскую гряду и роскошным цветником перед нашим домиком. Собраны все мои любимые цветы и в необыкновенном изобилии»9.

На веранде дома Крукети сотрудницы итальянского общества торжественно встретили нас: каждому из гостей они надели на шею хатык - белый шарф (его считают «платом счастья», это почетный дар уважения в Индии), угощали чаем. После этого мы поднялись на 2-й этаж, в комнату Юрия Николаевича, где читали параграфы из книги «Мир Огненный». На подставке лежали три тома этой книги на итальянском, английском и русском языках, которые мы читали по очереди, каждый на своем языке. Затем мы перешли в комнату Елены Ивановны, где предстояли перед ее портретом, зажгли большую свечу. Мы чувствовали присутствие духа Елены Ивановны, сердца и души трепетали от радости. Ведь именно в этом месте она заканчивала свой духовный подвиг, свой огненный опыт: «Да, я прошла этот огненный опыт и сейчас заканчиваю положенные мне ступени. Без моего принятия этого опыта книги Агни Йоги не могли бы быть даны. Они являются пояснением этого опыта. Каждое огненное проявление, каждое указание о центрах и деятельности их относятся к моим переживаниям. Все дается, все познается только на личном опыте – таков закон Учения древнейшего»10.

Мы испытывали чувство благодарности Елене Ивановне Рерих за то, что мы можем соприкасаться с этим Великим Учением и читать книги Агни Йоги, данные через нее, с нашими друзьями. Так закончился этот знаменательный день.

На следующий день - последний день нашего пребывания в Калимпонге - мы еще раз были у ступы и попрощались с этим дорогим для нас местом. Садовник посадил наши пять роз у ступы Елены Ивановны, они смотрелись очень торжественно. Мы знаем, как Елена Ивановна любила розы.

Утром следующего дня мы выехали из Калимпонга в аэропорт, затем долетели до Дели. В Дели мы посмотрели старинную крепость Красный форт и современный индуистский комплекс Акшардхам, построенный в 2005 году, посвященный мальчику-йогу Свами Нараяну. Мы пробыли там сутки, посещая достопримечательности, но мысли постоянно возвращались к семье Рерихов.

Рерихи были в Дели неоднократно: «Едем в Дели и остановимся в Нью-Дели в Манди Хауз, в доме наших друзей Махараджи и Махарани Манди»11. Рерихи посещали делийское посольство, но сейчас оно находится на другом месте. Безусловно, они смотрели исторические памятники, связанные с династией Великих Моголов и другие.

14 февраля наша группа вылетела в Москву. Там мы расстались с остальными участниками группы и пробыли четыре дня. Мы ездили в Сергиеву Лавру. Посетили ЦАК – музей на территории Лавры. Были в МЦР, музее Востока, в Пушкинском музее на выставке старинных икон.

В последний день мы навестили могилу Ю.Н. Рериха на Новодевичьем кладбище.

На надгробном камне изображена такая же огненная чаша со знаком триединства, как и на некрологе, на ступе Е.И.Рерих. Мы принесли на это место, где находится прах Юрия Николаевича, землю с места ступы Елены Ивановны и мысленный привет с тех мест, где жил он в последние годы в Индии.

Осознать все, что с нами произошло в Индии и во всей поездке, пока еще трудно, но осмысление, наверное, придет со временем. Осталось ощущение чего-то очень важного, близкого и дорогого нам. Ведь мы соприкоснулись с местами, где жили и пребывали Великие Духи, которые принесли для человечества так много, что мы не можем оценить это в полной мере, все это дано на века для нас и для будущих поколений.


1 Н.К. Рерих. Алтай – Гималаи. М.: Сфера, 1999. – с.31.

2 Е.И. Рерих. Письма. Том VIII. – М.: МЦР, 2008. – с. (Письмо № 177 от 19 апреля 1950 г.)

3 Н.К. Рерих. Алтай – Гималаи. М.: Сфера, 1999. – с.63.

4 Е.И. Рерих. Письма. Том VIII. – М.: МЦР, 2008. – с.266 (Письмо № 126 от 8 октября 1949 г.)

5 Е.И. Рерих. Письма. Том VIII. – М.: МЦР, 2008. – с.373-374 (Письмо № 192 от 30 июня 1950 г.)

6 Е.И. Рерих. Письма. Том VIII. – М.: МЦР, 2008. – с.258 (Письмо №122 от 30 сентября 1949 г.)

7 Е.И. Рерих. Письма. Том VIII. – М.: МЦР, 2008. – с.196 (Письмо № 87, февраль 1949 г.)

8 Е.И. Рерих. Письма. Том VIII. – М.: МЦР, 2008. – с.197-198 (Письмо № 89 от 1 марта 1949 г.)

9 Е.И. Рерих. Письма. Том VIII. – М.: МЦР, 2008. – с.199-200 (Письмо № 90 от 15 марта 1949 г.)

10 Е.И. Рерих. Письма. Том VIII. – М.: МЦР, 2008. – с.52 (Письмо № 21 от 13 июля 1948 г.)

11Е.И. Рерих. Письма. Том VIII. – М.: МЦР, 2008. – с.11 (Письмо № 4 от 13 января 1948 г.)