Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Вся земная жизнь состоит из чередования снисходительности и сострадания.
Надземное, § 553

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Новосибирск - город будущего



Новосибирск - город будущего

15.01.2016

Любовь Усманова

НОВОСИБИРСК — ГОРОД БУДУЩЕГО

Доклад на "Круглом столе" СибРО 29 декабря 2015 г.

Когда создаётся великое построение,
то каждая страница имеет своё значение.
Беспредельность,780

Ещё в 1944 году Николай Константинович Рерих произнёс такие слова: «Не умерло Знамя Мира… Придёт час, когда люди вновь сознательно обратятся к заботе об охране культурных ценностей... Народы вспомнят о трудах бывших и восполнят их прочными достижениями. Идеи живут! Развернётся Знамя Мира». «…Нужно всеми силами духа развернуть Знамя Мира, в нём содержатся все устои культуры».

В год 80-летия Пакта Рериха хочется, чтобы тема, посвящённая истории г. Новосибирска, прошла под Знаком Знамени Мира. Ведь одно из значений символа Знамени Мира — «это — прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности». Знание истории, своих корней — одна из граней культуры, которую мы призваны защищать.


«Память противостоит уничтожающей силе времени». В этом высказывании русского мыслителя и гуманиста Дмитрия Сергеевича Лихачёва также звучит призыв знать, помнить и защищать историю и культуру своей малой Родины.

Сегодня мы будем говорить о прошлом нашего города, о прошлом, которое проросло в настоящее и устремлено в будущее. И будем помнить мысль из Учения Живой Этики, что ничего случайного не бывает, всё имеет своё значение.

Сибирь — это уникальный край с богатой и интересной историей. С изучения родного края, его истории и культуры начинается постижение таких высоких понятий, как Родина, Отечество, Отчизна. Обратимся к истории региона, где мы живём.

Географическое расположение Новосибирска не случайно. История нас отсылает к 1716 году. Это год возникновения Бердского острога.

«К концу XVIII века Бердский острог был довольно развитым в демографическом и хозяйственном отношении населённым пунктом. На огромной территории, образовавшейся в пространстве между Омском, Томском и Кузнецком, это был один из крупных экономических центров». Возникла даже мысль о перенесении губернского города Томска в Бердский острог. В 1783 году были предприняты серьёзные попытки создать в 16 верстах от Бердского острога новый крупный административный и экономический центр — Колывань. И только сопротивление местных властей, поддержанное томскими купцами, не позволило воплотиться этим замыслам Екатерины II.

Можно предположить, что по каким-то причинам в этом районе сибирской земли всё-таки суждено было быть крупному экономическому центру, так как всего через 100 лет, в 1890-х годах возникает сначала посёлок строителей, а потом и город Ново-Николаевск. Он растёт такими темпами, что поглощает в итоге остатки Бердского острога.

Строить Ново-Николаевск в конце XIX — начале XX века приехала интеллигенция из Санкт-Петербурга, Москвы, Самары и других городов. Это были люди высокой культуры.

«В январе 1909 г. в газете “Народная летопись” сообщалось следующее: “Вечный памятник. Такой памятник создан нашим городом 21 писателю и 1 художнику, именем которых названы улицы. Центральная часть может гордиться двенадцатью именами следующих писателей: Ломоносова, Державина, Карамзина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова, Кольцова, Жуковского, Достоевского, Некрасова и Писарева, а Закаменская — девятью именами следующих писателей: Толстого, Чехова, Тургенева, Белинского, Лескова, Шевченко, Никитина, Грибоедова, Короленко и художника Маковского”. Названия этих улиц, пережив все революции, войны, перестройки и реформы, сохранились до наших дней. Мне видится в их сохранении своего рода символ — это великая русская литература устояла под жестокими ветрами двадцатого века. И насколько же мудрыми были люди, которые поставили в нашем городе “вечный памятник” не только отдельным писателям, а именно всей русской литературе» — так писал заслуженный писатель России Михаил Щукин в своей книге «Белый фартук, белый бант», посвящённой Первой женской гимназии Ново-Николаевска.

У каждого города, как и у каждого человека, своя судьба, своё предназначение. Те, кому было суждено оказаться в самом начале его создания, совершили свой духовный подвиг — отдали ему свою любовь, заботу, преодолевая определённые трудности.

Собираясь в далёкую Сибирь, строители уже думали о культурном облике своего нового места жительства. Мы можем утверждать, что Ново-Николаевск изначально был городом читающим. Первая библиотека прибыла в город с первым обозом строителей. Это была личная библиотека Григория Моисеевича Будагова, известного инженера путей сообщения, мостостроителя. Свою личную библиотеку он передал городу для создания первой городской библиотеки.

Построить город — дело непростое и нелёгкое. Естественно, что наряду с людьми интеллигентными собралось здесь очень много самого разного люда. Сюда спешили за длинным рублём, за свободой, кто-то хотел затеряться среди сибирских просторов, скрываясь тем самым от наказания властей, кто-то просто хотел выбиться из нужды. Многие из первых поселенцев жили в землянках. Средств на постройку добротного жилья хватало далеко не у всех. В силу таких обстоятельств возникла, мягко говоря, непростая ситуация. Краеведы и историки пишут о том, что на первых порах своего становления в городе сложилась очень криминальная обстановка. Днём улицы города не были столь опасны для жителей и гостей, но вот ночью всё менялось, словно кто медаль поворачивал обратной стороной. Власти города старались справиться с этой ситуацией, принимая самые разные меры к её ликвидации.

В чём же видели власти пути выхода из сложной обстановки в городе? Один из них — стала борьба с невежеством. Это самое большое зло, в борьбу с которым вступили самые образованные силы. Мы коснёмся только одной стороны жизни города — сферы образования и скажем немного о бывших горожанах, вложивших так много усилий в культурный облик Ново-Николаевска.

«Отцы» города и передовая интеллигенция создали Ново-Николаевское «Общество попечения о народном образовании». Совет попечителей приступил к решению одной из первых и важнейших задач, которая прозвучала таким лозунгом — «Осуществить всеобщность обучения…». В те годы только два российских города — Ново-Николаевск и Ярославль — претворили этот лозунг в жизнь, о чём пишет М. Щукин, причём молодой сибирский город занял первое место в этом столь благородном деле.

В архивах сохранились имена членов Совета попечителей образования. Это была их общественная нагрузка, так как все они имели и свои профессиональные обязанности. Председателем был врач Михаил Павлович Востоков, получивший образование на медицинском факультете Императорского Томского университета. Как пишет писатель Михаил Щукин, «обязанности председателя Попечительного совета Михаил Павлович исполнял истово!» Столь же ответственным человеком, как и председатель, был член Совета А.Г. Беседин и многие другие.

В 1902 году с группой строителей из Самары в Ново-Николаевск приехала молодая женщина — Павла Алексеевна Смирнова. Она родилась в 1869 году в семье православного священника. В 1884 году окончила Самарское епархиальное женское училище и получила звание домашней учительницы.

По прибытии в Ново-Николаевск Павла Алексеевна открыла частное учебное заведение, которое представляло собой двухклассную начальную школу, при ней она дополнительно организовала хоровой и музыкальный кружки. Вот эта начальная школа и выросла в будущем в самое престижное учебное заведение для девочек — Первую женскую гимназию.

Учителя, которых Павла Алексеевна тщательно отбирала для своего учебного заведения, тоже вложили немало сил в становление гимназии и обучение гимназисток.

Стиль общения П.А. Смирновой с коллегами и учащимися, обслуживающим персоналом являлся высоким нравственным образцом для всего коллектива гимназии.

«Гимназия росла очень быстро, даже стремительно, столь же стремительно, как и сам город. Перечислить, через запятую, этот быстрый рост не сложно. Но когда знакомишься с документами, невольно думаешь, что “шапка”, которую возложила на свою голову Павла Алексеевна, была отнюдь не лёгкой. И каждая ступень в быстром росте её детища одолевалась с большими трудами. Не только связанными с организацией учёбы воспитанниц, но и с делами хозяйственными — прежде всего, с отсутствием собственных помещений…», — писал М. Щукин.

«В 1912 году законоучитель гимназии пишет очень красноречивое письмо, которое, пожалуй, ни в каких комментариях не нуждается. Вот оно, дословно: “В Попечительный Совет Ново-Николаевской женской гимназии. Наблюдаю в течение почти двух лет за работой библиотекаря нашей гимназии учительницы госпожи Никольской по выдаче ученицам и приёме книг, по составлению каталога книг и вообще по улучшению библиотеки и по приведению её в должный порядок, я всегда краснел от стыда за несоответствие вознаграждения за её труд — 120 р. в год. За последнее же время, когда госпожа Никольская вместо летнего отпуска проводит вот уже около месяца не только дни, но иногда чуть ли не ночи за работой по библиотеке (подобное замечалось и в прошлом году), я не могу не доложить Попечительному Совету Гимназии, что плата госпоже Никольской — как библиотекарю — за её тяжёлый, беспокойный и ответственный труд, безусловно мала…”» — такое письмо приводится в книге «Белый фартук, белый бант».

Учителя тоже трудились с полной отдачей своих сил. Надо сказать, что гимназистки находились под строгим наблюдением педагогического коллектива с утра и до восьми вечера.

За период до 1917 года гимназия, благодаря усилиям многих новониколаевцев, приобрела статус самого престижного учебного заведения города и стала называться «Первая Ново-Николаевская женская гимназия Министерства Народного просвещения». Чтобы это стало возможным, П.А. Смирнова передала свою частную гимназию городу, когда этого потребовала от неё жизнь.

Каждый год гимназия «поднималась» на новую ступень. Здесь мечтали учиться и учились девочки не только из Ново-Николаевска, но также из Каинска (сейчас город Куйбышев), Коченёво, Болотное, Ордынское и других мест. Если девочка была способной, то для неё были открыты двери гимназии, несмотря на её принадлежность к крестьянской или рабочей семье. Плата за обучение в учебном заведении П.А. Смирновой была самой высокой в городе. Павла Алексеевна сама занималась решением вопроса оплаты, если родители не могли платить за учёбу. Власти города тоже помогали родителям, если те обращались за помощью. Да ещё и благодарили их за желание обучать своих детей грамоте.

Все девочки, независимо от того, к какому сословию они принадлежали, носили единую форму и подчинялись одинаковым правилам. Атмосфера в гимназии была довольно демократичной.

То, что к вопросу образования в Ново-Николаевске относились серьёзно, говорят и такие факты. Несмотря на большой пожар, случившийся в 1909 году, когда сгорели дома всей центральной части и на плечи городских властей легли дополнительные обязанности, образование в Ново-Николаевске не ушло из поля зрения общественности и руководителей. Всё продолжало развиваться. Школы и гимназии того периода оснащение имели самое лучшее: оборудование выписывалось из Парижа. Дети не хотели уходить из школы домой. В Первой женской гимназии была создана одна из лучших библиотек города. Несмотря на самые трудные моменты в жизни города, забота Попечительного совета о пополнении библиотеки никогда не прекращалась.

Самоотверженность всех, кто служил делу образования в Ново-Николаевске, имела свои следствия. Ученицы гимназии получали не только прекрасные знания в стенах этого учебного заведения, но и прекрасное воспитание.

Жизнь разбросала учителей и учениц Первой женской гимназии по городам и весям. Расскажем о судьбе одной из них, об Анне Рульковой (в замужестве Беневоленской).

В статье, опубликованной в газете «Аргументы и факты» за октябрь 2015 года о ней говорилось: «После окончания гимназии, а затем Иркутского мединститута вернулась в родной город дипломированным врачом-инфекционистом. С 1926 года она стала бессменной главой Бугринской больницы № 10, а в годы Великой Отечественной войны дополнительно руководила и больницей № 9 (сейчас — № 34). В военный период она по приглашению директора комбината № 179 (так назывался завод “Сибсельмаш”) организовала ночной туберкулёзный профилакторий, куда отправляла обессилевших рабочих даже вопреки приказам начальства, а сама едва не падала от усталости. Причём дома её ждали трое детей, больной муж, требовавший ухода, и огромный огород. Однажды она продала весь урожай картошки с него, чтобы сдать деньги на военный самолёт. А после войны подкармливала выращенными в огороде овощами пленных немцев, ютившихся в землянках».

«Сын её, Алексей Павлович Беневоленский, офицер-артиллерист, воевал на фронте. Храбро воевал, за что и был удостоен высокого звания Героя Советского Союза». «Четверть века её [А.И. Беневоленскую] избирали депутатом горсовета, а в те годы это было не столько солидным статусом, сколько серьёзной общественной нагрузкой. Известность женщины-врача была невероятной. (…) Когда в 1961 году Анну Беневоленскую хоронили, народу на прощание пришло столько, что милиционерам пришлось перекрывать движение от сада Кирова до площади Станиславского».

И это только одна судьба. Те, кто окончил учебное заведение Павлы Алексеевны Смирновой в годы Советской власти вошли в ядро истинной интеллигенции — людей, которые очень много трудились на благо города и никогда не требовали для себя чего-то большего, чем мог получить любой другой горожанин.

Сохранились воспоминания очевидцев о воспитанницах Первой гимназии. Все они говорят о том, что это были необычные девушки: их манера поведения, умение держаться с достоинством, большие знания неизменно вызывали восхищение. Встречи и знакомства с ними запоминались на всю жизнь. Имена и дела некоторых навсегда останутся в летописи Новосибирска. Имена других нам, может быть, предстоит ещё открыть в будущем. Так формировалась культурная составляющая города.

А город рос… Ему исполнилось всего 33 года, когда в 1926 году в Ново-Николаевске побывали Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи вместе со своими сотрудниками. Теперь, когда вышло уже много литературы об этом событии, нам известно, что их приезд в город был связан с Центрально-Азиатской экспедицией. Посещение нашего города было одним из этапов этого пятилетнего путешествия. Они сфотографировались у Дома Ленина. Это здание теперь является местом, где в будущем обязательно должна появиться памятная доска в честь посещения города такими удивительными людьми, как семья Рерихов. Гостиница «Метрополь», где останавливались члены Центрально-Азиатской экспедиции, тоже напоминает об этом значительном событии. Все эти места должны иметь опознавательные знаки, как напоминание о важных событиях, память о которых нельзя утерять.

В 1959 году в Новосибирск из китайского города Харбина приехали ученик Николая Константиновича Рериха Борис Николаевич Абрамов со своей духовной ученицей Наталией Дмитриевной Спириной. Их приезд явился тем импульсом, который дал начало развитию Рериховского движения в Сибири. Вместе они цементировали пространство новыми эволюционными мыслями на необъятных сибирских просторах.

Благодаря их работе, участию и поддержке крупных учёных Академии наук стало возможным организовать в Новосибирске в 1976 году научную конференцию «Рериховские Чтения».

С тех пор эти конференции проводятся регулярно до настоящего времени.

В начале 1990-х годов Наталия Дмитриевна Спирина вместе с сотрудниками создаёт Сибирское Рериховское Общество, а в 1997 году прозвучало её огненное обращение к людям о строительстве Музеев Николая Рериха — одного в Новосибирске, а другого на Алтае, в селе Верхний Уймон.

И ещё один штрих из истории Новосибирска. 2015 год — это год, который проходит под знаком 70-летия Великой Победы нашей Родины над фашисткой Германией. Все встали тогда на защиту рубежей нашей страны от лютого врага.

Журналист и писатель Евграф Васильевич Кончин в своей книге «Сохранённые сокровища: О спасении художественных ценностей в годы Великой Отечественной войны» пишет о роли нашего города следующее: во время войны в Новосибирском Оперном театре нашли защиту картины Николая Константиновича Рериха вместе с произведениями искусства других художников.

Среди этих предметов искусства хочется отметить уникальную коллекцию русских балалаек из собрания Марии Клавдиевны Тенишевой и её портрет кисти великого Валентина Серова, а также «археологические памятники, обнаруженные в двенадцати километрах от Смоленска, на славном пути “из варяг в греки”: предметы быта, керамика, монеты, стрелы, мечи, кольчуги, золотые женские украшения X – XI веков. Эти находки исключительно важны для восстановления облика славянского государства, уровня его культуры и искусства».

Известно, что Н.К. Рерих на протяжении всей жизни занимался археологией, изучал древний маршрут «из варяг в греки». Мы знаем, как высоко ценил Николай Константинович деятельность М.К. Тенишевой, какие деловые и дружественные отношения объединяли их.

В самый трудный момент нашей истории памятники культуры, связанные с именами этих двух деятелей, нашли защиту в далёком сибирском городе Новосибирске. Не может быть, чтобы это было простой случайностью.

В Художественном музее г. Новосибирска в постоянной экспозиции находятся 60 полотен Н.К. Рериха и 5 картин его сына С.Н. Рериха. В Доме учёных Новосибирского Академгородка находится одно из самых значительных произведений Николая Рериха — картина «Победа».

Как радостно совершать путешествия во времени и по-новому смотреть на давно прошедшие события или открывать то, чего не знал ранее. А затем увидеть взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Ни один город нашей страны так не торопился развиваться, как Новосибирск. Нашёлся только один город на карте планеты, с которым можно сравнить темпы его роста, — это американский город Чикаго. Те, кто трудились в нашем городе в первые годы его существования, и предположить не могли, для чего они преодолевали все трудности и каким город станет в будущем. На каждом этапе его роста приходилось прилагать немалые усилия всем непосредственно причастным к этому, чтобы город рос и развивался. Новосибирские историки Игорь Маранин и Константин Осеев в своей книге «Новосибирск. Пять исчезнувших городов» пишут о том, что город в начале своего пути пять раз был на грани исчезновения, но каждый раз возрождался и преображался. Какие силы хранили его?.. Далёкий сибирский город за сто с небольшим лет своего существования стал третьим городом нашей страны по многим показателям. И до сих он пор сохраняет за собой звание самого быстрорастущего города мира. В одном из документальных фильмов, посвящённых Новосибирску, было сказано, что город наш неудержимо мчится в будущее…

Учение Живой Этики устремляет нас к Дальним Мирам, изучение истории своего края помогает нам прочно стоять на земле. Так мы обретаем равновесие.