Сибирское Рериховское Общество       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Мысли на каждый день
Живая Этика должна прежде всего выражаться в Этике явленных действий каждого дня.
Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934

"Мочь помочь - счастье"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться


Музей

Трансляции
Книги


Самосовершенствование как духовное творчество



Самосовершенствование как духовное творчество

05.05.2016
* Фотослайдер листается щелчком мыши,
изображение появляется после загрузки всех кадров *

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5


Н.В. Башкова,
к.ф.н., Тульский Рериховский исследовательский центр
cvetokachestv@mail.ru



Самосовершенствование как духовное творчество1
Концепция Музея Образов


С давних времён этико-философские и религиозные учения направляют внимание человека к пути духовного самосовершенствования как особой формы творчества самосозидания, то есть созидания своего сознания. Идея о том, что именно оно есть истинный Путь жизни, имеет исторические параллели в буддизме (Восьмеричный путь просветления Будды), в индийской классической йоге, христианстве («обoжение» человека) и в исламском суфизме.

Христианские подвижники красиво и глубоко характеризовали самосовершенствование как «духовное художество» и «науку всех наук». Это значит, что перед каждым человеком поверх обычной земной жизни со всеми её заботами и суетой стоит высокая задача самопознания и творческого самосозидания. Это — главная наука из всех наук, то основное искусство, которым должен овладеть человек.

В религиозной философии Серебряного века мы также находим созвучные идеи. В.С. Соловьёв отмечал: «Какой-то залог высшей природы в глубине души человеческой заставляет нас хотеть бесконечного совершенства… Человеку естественно хотеть быть лучше и больше, чем он есть в действительности, ему естественно тяготеть к идеалу сверхчеловека. Если он взаправду хочет, то и может, а если может, то и должен»2.

В книге «Свет невечерний» С.Н. Булгаков писал: «И задачей земного человеческого творчества является, в конце концов, найти свой подлинный, вечносущий лик, себя выявить. …Всякое творчество по своему существу есть самосозидание, самотворчество. Вся земная жизнь суммируется в нахождении своего собственного лика. …Остальные пути творчества приводят к цели лишь постольку, поскольку совпадают с этим путём в самом главном и существенном».3

Согласно Учению Живой Этики сила, которая не даёт человеку самоуспокоиться и постоянно побуждает его стремиться к Высшему, более совершенному, заключена в нём самом — это его духовное начало, дух. Именно дух есть тот «залог высшей природы», о котором писал В.С. Соловьёв; тот «подлинный лик» человека, который мы должны выявить в себе, по мысли С.Н. Булгакова. Так, источником подлинного творчества является именно духовное начало человека. «…Дух в ядре своём несёт намеченный путь Беспредельности в Космосе, — подчёркивается в Учении. — Ищите в ядре духа!»4 «...Зерно духа знает все законы творчества…»5 «…Лишь обновление духа даст прочный фундамент для нового строительства. В нём человечество найдёт своё великое назначение и своё место в Космосе. Истинно, воскресение духа будет творчеством Новой Эпохи»6. Так духотворчество предстаёт жизненным назначением человека.

Дух, говорит Учение, содержит в своём потенциале беспредельный спектр свойств и способностей, которые постепенно разворачиваются в различных формах жизни. На определённой ступени эволюции каждый человек должен сделать важнейший переход от инертной жизни, основанной на инстинктах, рефлексах и стереотипах повседневного окружения, к сознательному овладению законами психической жизни и целенаправленному творчеству духовного самосозидания. Привычка и автоматизм уступают место активному познанию Законов жизни, выработке новых, более благородных, культурных форм поведения и отношений. И главное — в Учении человек побуждаем учиться планировать, управлять развитием собственного сознания.

Елена Ивановна Рерих мудро отмечала, что утончённость человеческого сознания, уровень его развития «определяется именно степенью его почитания высших ценностей»7. Как человек относится к таким высоким понятиям, как Общее Благо, Красота, Справедливость, Духовный Учитель, Служение, Самоотверженность, Подвиг? Как к духовным ценностям, в соответствии с которыми необходимо строить свою жизнь, или как к наивным мечтам и нежизненным абстракциям? Елена Ивановна сформулировала очень важный критерий для самопроверки, для развития нашего распознавания.

Чем чище сознание человека, чем сильнее в его природе проявлено духовное начало, тем ярче он чувствует созвучие, родственность высоких понятий и тем глубже испытывает к ним симпатию и влечение. Пусть даже пока в реальной жизни не всегда удаётся их применить в достойной мере. Но очень важно, и это подчёркивается в Учении, сохранить это стремление в себе, ведь оно — яркое проявления магнетизма духа, духовной воли.

Восприятие высших идей, допущение и принятие в наше сознание, их глубокое познание составляют первый этап духовного самосовершенствования. Этот этап можно соотнести с высшим Огненным Миром, откуда и приходят духовные идеи в земную жизнь.

Онтологическая эволюция: миросозидание Уровни микрокосма Антропологическая эволюция: духотворчество
Огненный Мир Духовное начало Восприятие высших идей, допущение и принятие в сознание, их глубокое познание.
Тонкий Мир Сознание (ментально-психическая деятельность) Оформление идей в индивидуально близкие сознанию, устойчивые мыслеобразы, выработка форм их воплощения в своей жизни, ритмическое наращивание устремления к этому.
Плотный Мир Образ жизни, поведение Выявление в жизненном применении, в действии8.


Задачей второго этапа духотворчества является адаптация этих идей к своему личному опыту и возможностям. Как сделать высшие идеи более доступными, осязаемыми для нашего сознания? Один из универсальных методов — выработка ёмких, выразительных мыслеобразов, соединяющих возвышенную идею с конкретным образным представлением, взятым из жизненной практики. Красивые, целостные, сердечно прочувствованные мыслеобразы становятся магнитами, фокусирующими наши внутренние силы. В процессе ритмического усиления их силою воображения происходит мощная тонко-энергетическая поляризация нашего сознания. По сути, мы сознательно строим устойчивые психоструктуры в своём микрокосме.

Согласно законам психожизни, изложенным в Учении, только когда создастся необходимое внутреннее напряжение, созреет готовность сознания, тогда духовная идея воплотится и во внешнем поведении и деятельности человека. Сколько на это потребуется времени и усилий от нас, сколь глубоки окажутся слои психики, претерпевающие необходимые изменения, — всё это очень индивидуально и зависит от жизненных накоплений и знаний. Не следует требовать скорых результатов, разочаровываться, упрекать себя или других людей. Насилие в психической области особенно опасно, всё должно протекать естественно и последовательно.

В процессе духовного самосовершенствования особую силу и убедительность имеют мыслеобразы, несущие в себе внутреннюю аналогию психических проявлений с процессами в окружающем мире. В Учении выделяется принцип подобия и аналогий как один из плодотворных в самопознании и совершенствовании: «Если бы люди научились сравнивать свои внутренние действия с физическими явлениями, они значительно бы обогатили своё сознание»9, — утверждается в Живой Этике. «Мышление нужно направить к более тонким принципам для того, чтобы найти точки соприкасания. Вдумываясь в самые простые процессы, мы дойдём до самых высших понятий»10.

Приведём примеры мыслеобразов, которые щедро рассыпаны на страницах книг Живой Этики и «Граней Агни Йоги». Начнём с наиболее простого и вместе с тем заключающего в себе ценнейшую нравственную идею духовного равновесия образа ёлочки. О нём Б.Н. Абрамов даже написал стихотворение:

Ёлочка

Ёлочка стройная, вечно зелёная,
Скромным нарядом горда,
Лето ли, осень, зима ли суровая, —
Ты неизменна всегда.

Ёлочку дальнюю, ёлочку дикую,
Хочется просто спросить:
Как равновесие, силу великую,
В жизни земной сохранить?

Также в «Гранях Агни Йоги» читаем: «…Дан символ ёлки, ибо одинакова зимой и летом. Полюсность плотных условий (то есть жара лета и холод зимы. — Н.Б.) на форму её проявления не влияет. Такого же иммунитета должен достичь и дух. Ёлка — растение огненное, огонь конденсирующее. Огнём собранным (то есть жизненной энергией. — Н.Б.) имеет силу противостоять сменам стихийных явлений. Так же и человек, огонь накопивший, огнём сможет и устоять. Явите огни спокойствия и огни равновесия, огонь конденсируя и накопляя в организме своём»11.

Для иллюстрации сложного, многомерного микрокосмоса человека используется много мыслеобразов — цветка, пламени, стеклянной линзы, приёмника, многострунной арфы. Так же как и музыкальный инструмент — арфа, человеческий микрокосм отзвучит на окружающие влияния и требует сознательной тонкой настройки в тональности духа. Каким большим знанием и терпением должен обладать человек, чтобы ежедневно следить за состоянием и настроем своего сознания и тела. «Микрокосм человеческий, — утверждается в «Гранях Агни Йоги», — представляет собою как бы многострунную арфу, струны которой реагируют на воздействия различных энергий, идущих отовсюду: из пространства, от далёких космических тел, от Земли, человечества и отдельных людей»12. «Чем выше дух, тем многоструннее и утончённее его арфа и тем выше её способность звучать на высшие воздействия»13.

А что же будет струнами в этой чудесной арфе? Конечно, это наши мысли, чувства, побуждения, желания, которые, согласно Учению, имеют энергетическую основу, то есть по сути речь идёт о тончайших энергиях. «Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии, — подчёркивается в книге «Надземное». — Нужно утвердить жизнь на этих основах. Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы своего счастья. …Тонкие энергии представляют чудесную, многострунную арфу»14.

Ещё пример. Рассказывать о сложном космическом Законе Кармы и его действенности в нашей жизни можно на основе образа сеятеля и жнеца. Зёрнами же являются идеи, нравственные качества, принципы жизни, которые мы стремимся воспитать в себе. «Не знают люди ценности времени и не думают о том, что всё приносит следствия по роду закладываемых причин. Вечному сеятелю на ниве земной уподобляется человек, — отмечается в «Гранях Агни Йоги». — …Цепь причинности непрерывна. Сеет и жнёт, жнёт и сеет всегда человек. Это и будет жизнью. …Всё сущее есть следствие прошлого и причина будущего»15.

Многогранным по смыслу предстаёт часто встречающийся образ корабля. Причём здесь оказалась идейно разработанной почти каждая деталь корабля, которой найдено подобие с психическими процессами: нос корабля (предчувствие), форштевень (устремление), парус (утверждаемые ценности), якорь, руль, груз корабля, даже ракушки, облепляющие его, и, конечно, особое внимание — капитану корабля.

Даже такой сложный вопрос, как смысл жизни, тоже иллюстрируется Духовным Учителем на примере плавания корабля: «Многие полагают смысл жизни в самой фильме её, но смысл не в ней, но в цели конечной. Вся жизнь корабля приспособлена и утверждена для того лишь, чтобы гавани достигнуть. Бесцельное блуждание по морю было бы нелепо, но люди продолжают смысл её находить в делах дня, конечного смысла лишённых. Получается неуравновесие и бесплодные попытки ухватиться за гребешки волн и удержать преходящее. …Победен путь утвердившихся, и шаток полагающих его в чём-то внешнем»16.

Если подобные мыслеобразы выстроить последовательно и системно, художественно проиллюстрировав, они смогут успешно ввести человека в сложный, красивый мир Учения Жизни. Продуманные, яркие, ёмкие, они производят глубокое впечатление и могут стать крепкой и надёжной лестницей помощи для восходящего сознания человека.

Выработка системы таких мыслеобразов имеет прямое практическое значение — прежде всего для педагогики, психологии и музейного дела. Так, например, в будущем перед нами стоит задача создания Музея Бориса Николаевича Абрамова. И хотя он писал и стихи, и прозу, и музыку, но мы понимаем, что главным в его жизни было — творческое развитие идей Учения Живой Этики, запись Высоких бесед и знаний, которые он получал от Духовного Учителя. Этот духовный опыт необычен и уникален. Именно он должен стать центром музейной экспозиции. Вспомним, как в Учении указывается: «Правильное жизнеописание должно отметить не столько внешние действия деятеля, сколько поток его мысли, только так можно исследовать сущность человека»17.

Достойно, тонко описать внутренний облик Бориса Николаевича, напряжённое восхождение его духа в самых, казалось бы, неблагоприятных обстоятельствах; бережно ввести посетителей будущего музея в философию «Граней Агни Йоги» — этим целям, мы убеждены, будет способствовать продуманная система философских и духовно-нравственных мыслеобразов. Она позволит нам соединить наглядность, дающую убедительность, и богатую идейную содержательность творчества Б.Н. Абрамова.


1 Доклад прозвучал на Венёвских Чтениях 2015 г. (г. Венёв, Тульская область).
2 Соловьёв В.С. Идея сверхчеловека // Сочинения в 2 т. Том 2. М.: Мысль, 1988.
3 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. С. 212.
4 Беспредельность, 86.
5 Беспредельность, 659.
6 Мир Огненный. III. 186.
7 Рерих Е.И. Письмо от 1 окт. 1935 г. // Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 36. В письме от 24 марта 1941 г. Е.И. Рерих также отмечала, разделяя понятия цивилизация и культура: «Даже за несколько лет в одном поколении можно стать цивилизованными, но культура слагается только величайшими усилиями и стараниями в царстве высочайших понятий на протяжении веков».
8 Действие понимается здесь в широком смысле, в том числе и как сознательное суждение («Всякое суждение есть уже проявленное действие». Листы Сада Мории. Зов. 24.03.1923 г.).
9 Агни Йога. 463.
10 Мир Огненный. III. 110.
11 Грани Агни Йоги. 1954. 60.
12 Там же. 1967. 200.
13 Грани Агни Йоги. 1953. 535.
14 Надземное. 812.
15 Грани Агни Йоги. 1955. 230.
16 Там же. 1953. 589.
17 Надземное. 642.