«Есть две категории людей. У одних всё позади, у других всё впереди, независимо от их возраста. Ретроспектива и перспектива — две точки зрения на жизнь. Они определяют духовное здоровье человека. Пессимизм и оптимизм проистекают из этого мировоззрения. (…)
Будущее помогает нам оценить происходящее в настоящем. «...Вдвигая факт в будущее, находим его ценность». Сейчас, например, мы стоим перед фактом выставки картин Рериха «Гималаи». Что несёт приход к нам картин священных гор, с высот которых стекаются к нам капли жизни, необходимые для роста нашего духа? Несёт «прикасание к величию, которое питает дух». Можем ли мы учесть все последствия этого факта?
По аналогии мы вспоминаем, как в 1960 году в этих же залах была открыта выставка 60 картин Н.К.Рериха, привезённых его сыном для города на Оби. В центре огромного города внезапно просиял несказуемый свет. Загорелись переливы красок, стали излучаться высокие энергии, наслоённые на них рукой великого художника, посланца нового мира. И через какое-то время духовный посев стал давать всходы. Многие пробудились к духовной жизни, и это пробуждение определило всю их дальнейшую судьбу…»
Далее в номере - несколько материалов 1956 года из Записей Бориса Николаевича Абрамова.
«Россия идёт к мировой общине и подаёт пример всем народам. Наблюдая её пути, познаем путь прихода общины. Она не страшится первая подавать пример, делиться своим опытом и знаниями. Она делает первый шаг, и за ней идут другие. Она является коллективным апостолом нового мира, и апостольское мужество присуще ей.
Путь эволюции есть поток энергии космической силы, и идущий с этим потоком наполняется и пользуется этой энергией; идущий против — сталкивается с непреодолимой космической силой и падает на дно, захлёстнутый ею. Мы видим на примерах отдельных людей, как возносит их волна эволюции и наполняет их сверхчеловеческими силами, которых никто из людей не имеет, то же происходит и со страной.
Напрасно пытаются идти против течения мировой энергии страны, полагающиеся на свою мощь и богатство. Их мощь — капля в потоке, и она растворится и будет унесена. Эволюция есть вечное движение космоса, и что перед ним материки?!
Чуткость к направлению эволюции приводит к кооперированию с ней. Так человек или страна становятся сотрудниками космоса. Как в стране, так и в самом человеке есть элементы протестующие, самостийно стремящиеся по своему личному направлению. Борьба с ними неизбежна. Эти элементы основывают свою правоту на очевидности, употребляя её как оружие против действительности. Очевидность есть враг эволюции. Первую видит всякий, вторую ощущает прозревший сердцем. Много ли таких и многие ли верят голосу сердца? Но они и есть сотрудники, способствующие космическому потоку. Апостольское мужество основывалось на действительности».
Доклад Натальи Кулаковой (г. Москва) «Содружество» посвящен 150-летию со дня рождения М.К. Тенишевой.
«Имена меценатки М.К.Тенишевой и художника Н.К.Рериха не случайно оказались рядом. Их объединяла большая человеческая дружба, основанная на общей любви к родине, к своему народу, к русской истории. Именно этим память о Марии Клавдиевне для нас особенно ценна.
«Большой человек — настоящая Марфа Посадница», — сказал Рерих о Тенишевой — замечательной женщине, созидательнице и собирательнице Культуры.
В Москве, в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи хранятся письма М.К.Тенишевой к Н.К.Рериху…»
В рубрике «Собеседования» - ответы Н.Д.Спириной на следующие вопросы присутствующих на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества:
- С астралом «надо покончить, расчленив элементы его, чтобы легче их было отбросить» (Грани Агни Йоги. Т. 1. 15.07.1960). Что это за элементы и как их надо расчленить?
- Что означает выражение: «Вабили сокола огненной вабой» (Грани Агни Йоги. Т. 1. 12.01.1960), а также слово «исполать» в выражении «Исполать тебе, путь к сердцу Владыки нашедшему» (Грани Агни Йоги. Т. 1. 15.01.1960)?
- «Не приучайте малых ожидать великих явлений в их человеческой мере. Настолько ветхая мера не отвечает действительности; настолько люди извратили понятие величин, даже в физическом смысле. (...) Так научите малых сперва помыслить о Беспредельности, помня к тому же, что никто не должен считать себя ничтожной песчинкой, как обычно поступает лицемер» (Иерархия, 52). Поясните понятие «малых».
- Как наработать Основы — тот фундамент, без которого нет распознавания ликов подходящих людей и совершаются большие ошибки?
- Явных лжеучителей люди уже научились распознавать. А как быть с теми, кто очень тонко действует на внешнем плане? Они якобы работают на общее благо, они организованны, дисциплинированны, помогают друг другу, но в то же время проводят свою линию и приносят очень большие бедствия.
- Нужно ли стремиться изучать чакры человека?
- Как всё-таки правильно общаться с Учителем: памятованием или представлением Его Лика перед собой?
В Сибирское Рериховское Общество продолжают поступать материалы о Наталии Дмитриевне Спириной. Многие люди из разных городов, имевшие счастье встречаться и близко общаться с этим удивительным человеком, делятся своими воспоминаниями. Они добавляют всё новые штрихи к любимому образу, раскрывают его новые грани. В этом номере - интервью Александра Кочергина (г. Екатеринбург), названное «От неё исходила любовь».
«…Уходя от Наталии Дмитриевны, мы всегда ощущали, что получили что-то такое, чему надо учиться. С каким бы вопросом мы ни приходили к ней, она всегда вела себя так, что мы сами находили ответ. Что интересно — в её присутствии мы чувствовали себя такими большими, начитанными и умными людьми. Наталия Дмитриевна умела обратиться к хорошим сторонам нашей души, разговаривала именно с хорошей частью нас. Человек мудрейший, она видела все наши недостатки и хорошие стороны и умела всё это повернуть так тонко, так деликатно, обходя все острые углы. Она всегда давала человеку возможность исправиться. Наталия Дмитриевна чувствовала ядро человека, его стержень. И когда мы покидали её квартиру, наверное, всех охватывало ощущение лёгкости и огромной силы в себе, которая может и горы свернуть.
Она любила каждого и боролась за каждого…»
Продолжает тему рубрики стихотворение Сергея Деменко «Живительный свет».
«Эта видимость вечной
гнетущей сердечной разлуки
Отступает пред сердцем,
стремящимся к радости встреч,
И живительный свет
облекается в чудные звуки
И течёт не смолкая
родная и тихая речь...»
30 августа в Музее Н.К.Рериха состоялось заседание педагогической секции. В этот раз были затронуты темы, очень разные по содержанию: использование фильма студии СибРО «Живая вода» в работе со школьниками; беседа с детьми младших классов о подвиге и героизме; рассматривая картину Н.К.Рериха «Поход Игоря» (1942), пытались найти ответ на вопрос, почему Рерих обратился к этой теме в роковое для своей Родины время. В заключение встречи было прочитано сообщение школьного преподавателя физики из Севастополя Сергея Игоревича Плывча. Он старается применять основы Учения Живой Этики в преподавании своего предмета.
В номере – статьи И.Серебровой «Поход Игоря» и С.Плывча «Неделима область духа от физических законов».
«…Во время Второй мировой войны Николай Константинович Рерих трудится над созданием ряда картин, которые можно объединить в героическую серию: «Александр Невский» (1940), «Богатыри проснулись» (1940), «Ковка меча» (1941), «Победа» (1942), «Настасья Микулична» (1943). В 1942 году он написал картину «Поход Игоря». Почему художник обратился к этой теме в поистине роковое для своей родины время? Ведь поход, как повествует «Слово о полку Игореве», памятник литературы Древней Руси, завершился поражением русских войск?..»
«…Сейчас во всём мире остро стоит проблема школьного образования. Если в прошлом веке задачей школы являлась подготовка детей к поступлению в техникумы, вузы, получению профессии и каждый человек знал, что ожидает его, то сейчас задача школы — подготовить детей к взрослой жизни, полной неожиданных ситуаций и неопределённости, а также помочь в вопросах выбора. Нынешняя школа потеряла связь с жизнью, с современной наукой. В результате заинтересованность детей падает, они специально начинают учить те предметы, которые, как они считают, пригодятся им для поступления. Если же заставлять их изучать все предметы, то дети не выдерживают.
Решением этих проблем может быть введение основных жизненных принципов и законов в преподавание предметов. Учитель должен показать связь науки и культуры. Другими словами, ввести основы Учения в преподавание предмета.
Работа над собой, стремление к пониманию основ, применение в жизни полученных знаний, умение различать причины и следствия, вот чему должна учить физика и школа в целом».
Лирическая зарисовка В.Е.Житяева «Зарницы Алтая» - по следам вахтовой поездки в Музей Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне.
«…Сентябрь — первый месяц осени, но природа выглядит ещё по-летнему: одеты в тёмно-зелёный бархат горные склоны, сияет дивным разноцветьем Уймонская долина. Днём ещё по-летнему тепло, по утрам стелется густой туман, а вечерами налетает ветер и молнии рассекают хмурое, серое небо, грохочут раскаты грома.
В такой вечер мы собрались в выставочном павильоне посмотреть фильм. За окном — всполохи зарниц, а перед внутренним взором проходят дни, проведённые на Алтае. Многое из задуманных планов воплотилось: уже идут занятия в отремонтированных нами музыкальных классах клуба — сияющих и пахнущих свежей краской; проведена вода во флигель Музея; сделаны запланированные работы в мастерской...
В рабочей комнате на стене висят рядом две репродукции картин Н.К.Рериха — «И Мы трудимся» и «Заморские гости». Эти картины отражают реальную жизнь Музея. Да, приходится много трудиться, чтобы донести до людей духовные знания. А сколько ищущих приезжают издалека в Музей! С раннего утра до позднего вечера принимаем посетителей из разных стран ближнего и дальнего зарубежья — несколько тысяч человек в год! Неутомимо трудятся экскурсоводы...»
Стихотворение Ирины Серебровой «Возвращение в лето» - о вдохновляющей красоте природы.
«…Как хочется снова вернуться туда,
Где сердцу легко и привольно,
Где щедро струится живая вода,
Сбегая по кручам проворно!..»
Завершает журнал обзор книжных новинок Издательского центра РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества.
Н.Д.Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Т. 2. Отблески. 1994 – 2003. — 704 с.
Во второй том вошли выступления, доклады и очерки Н.Д.Спириной, созданные ею в последние годы жизни. Посвящённые вопросам нравственного усовершенствования и духовного выживания человека, литературные труды Наталии Дмитриевны являются бесценным вкладом в развитие идей Учения Живой Этики и мировую сокровищницу духовной культуры.
Л.Н.Толстой. УЧЕНИЕ ХРИСТА, изложенное для детей. — 176 с., 7 илл. Формат 120 х 167. Тв. переплёт.
В книге в доступной для детей форме изложен смысл Учения Христа и события Его жизни с опорой на евангельские тексты. Повествование сопровождается вопросами, помогающими ребёнку осмыслить прочитанное.
Д.Р. ДЕТИ СВЕТА.
Д.Р. ДУХ НЕРОЖДЁННЫХ.
Эти книги, по утверждению Е.И.Рерих, являются откровением из Высших Сфер. Они обращены к тем, кто сделал свой духовный выбор и встал на путь самоусовершенствования, кто утвердился в стремлении достичь Истины под руководством Старших Братьев человечества.