В утверждениях великих людей не бывает ничего случайного, и всё, что они говорят, имеет глубокий и многогранный смысл. Что же такое то Прекрасное, та Красота, которую исповедует и которую призывает исповедовать Святослав Рерих? Её можно понимать и однозначно, по-житейски, и широко и глубинно, и космически. Как всегда, обратимся к Учению Живой Этики, к Учению Жизни и о Жизни. Что говорит оно? Вчитываясь в слова Учения, сказанные по этому поводу, мы начинаем понимать, что красота не только в искусстве и природе, но она может и должна быть выявлена в мыслях, словах и действиях; мы начинаем понимать, что она — этична.
Публикацию сопровождает большой фотопортрет С.Н. Рериха (1925 год) и выдержки из его выступлений.
Платон сказал: «Созерцанием прекрасного мы возвышаем себя», а Достоевский говорил: «Красота спасёт мир». Предмет красоты нужно уметь ценить и видеть как таковой. Иными словами, отклик на красоту исходит изнутри нас самих. Мы реагируем на то, что нам созвучно, а если этого нет внутри нас, то и не можем реагировать. Способность видеть красоту нужно воспитывать, мы должны напитывать себя высшими вибрациями, и тогда постепенно мы пробудимся к восприятию новых понятий, новых идей.
Стихотворение Н.Д. Спириной «Дух Христа веет через пустыни жизни...» опубликовано к значительному празднику Рождества.
В Записях Бориса Николаевича Абрамова за 1956 год говорится об освобождении от земных ограничений, о развитии воли – «лишь увеличение её потенциала может служить гарантией от увеличения чужого влияния». Большая запись посвящена судьбе и назначению России.
Россия идёт к мировой общине и подаёт пример всем народам. Наблюдая её пути, познаем путь прихода общины. Она не страшится первая подавать пример, делиться своим опытом и знаниями. Она делает первый шаг, и за ней идут другие. Она является коллективным апостолом нового мира, и апостольское мужество присуще ей.
Путь эволюции есть поток энергии космической силы, и идущий с этим потоком наполняется и пользуется этой энергией; идущий против — сталкивается с непреодолимой космической силой и падает на дно, захлёстнутый ею. Мы видим на примерах отдельных людей, как возносит их волна эволюции и наполняет их сверхчеловеческими силами, которых никто из людей не имеет, то же происходит и со страной.
Опубликованы ответы Н.Д. Спириной на вопросы:
О значении нового года и о тех испытаниях, которые нам предстоят (1993 год).
В «Гранях Агни Йоги» (т. 1) сказано: «Этот путь становления заключается в слиянии сознаний — Моего и идущего за Мною» (4 августа). «При общении мир свой вытесняется Миром Моим совершенно» (22 августа). Не означает ли это утрату индивидуальности человека?
Что такое духовное взяточничество и духовная подкупность?
В январе завершается публикация большого материала Нины Васильковой «Рерих в России. Штрихи к биографии».
С 1907 года начинается сотрудничество Николая Константиновича Рериха с театром. Вагнер, Римский-Корсаков, Стравинский, Бородин, Мусоргский, Метерлинк, Ибсен, Островский — вот те композиторы и драматурги, которые вдохновляли Рериха на создание театрально-декорационных шедевров. Знаменитый балетмейстер Михаил Фокин (1880 – 1942) в статье о театральных работах художника отметил, что «театр многим обязан Рериху. Его работы для русской оперы, балета, драмы всегда создавали атмосферу высокой художественности, помогали артисту. ...Его декорации не развлекали зрителя... а помогали ему сосредоточиться и почувствовать смысл, дух, характер действия и музыки».
Кроме театральной, освещаются и другие грани творчества Рериха в дореволюционный период.
- После распада Союза русских художников в 1910 году воссоздаётся общество художников «Мир искусства». Н.К. Рерих становится его председателем и по-прежнему участвует в его выставках...
- В 1912 году создаётся комиссия по реставрации собора Василия Блаженного в Москве...
- В Казани выходит первая монография, посвящённая творчеству Н.К. Рериха...
- 6 мая 1913 года император Николай II пожаловал академику Николаю Рериху орден Св. Владимира
4-й степени. В августе Рерих назначается директором женских курсов Высших архитектурных знаний, позже перешедших в ведение школы Общества поощрения художеств...
- В декабре 1913 года Общество поощрения художеств начинает готовить к изданию «Русскую геральдику» — руководство по составлению и описанию гербов. Эта работа была поручена комиссии, которую возглавлял академик Н.К. Рерих...
- С января 1914 года начинает издаваться новый журнал — «Русская икона», в нём печатаются труды Николая Константиновича о художественном значении иконы...
- В начале этого же года в Риме и затем в Венеции на международных выставках были представлены картины Николая Рериха. Летом на «Балтийской выставке» в Швеции, в Мальмё, в отдельном павильоне выставили 28 его полотен, и Рерих был единственным из русских художников, кто удостоился высшей награды шведского правительства — командорского креста ордена Полярной Звезды...
- В Москве в издательстве И.Д. Сытина вышел в свет первый том собрания сочинений Н.К. Рериха, содержащий статьи по искусству и философские сказки...
- В 1913 году, по сообщению прессы, он принимает предложение о создании росписи для русской виллы в Ницце. Через год этот заказ из четырнадцати грандиозных холстов был выполнен. Общая площадь панно составила более 50 квадратных метров...
Завершают публикацию выдержки из прессы: "В периодических изданиях начала века печатались благопожелания русских деятелей культуры и науки. И нам особенно интересно узнать, что же желал России Николай Константинович Рерих в канун Нового года".
Татьяна Бугаева и Сергей Деменко в статье «Сердечное притяжение» рассказывают о поездке в Вильнюс, Каунас и Таллинн. Целей поездки было несколько: встреча с членами Литовского Рериховского Общества, запись их воспоминаний о Н.Д. Спириной, посещение мест, связанных с семьёй Рерихов. Часть воспоминаний опубликована.
Ирена Залецкене: Наталия Дмитриевна говорила много и интересно. Она говорила всегда очень ясно, прямо, понятно. Всегда было впечатление, что она устремлена всей своей сущностью к самому главному. Чувствовалось, что цель, которую она себе поставила, — это самое главное.
Сколько может сделать один человек и как он может своим огнём зажечь такие массы людей! На конференции мы увидели, как много людей приехало, сколько километров они преодолели, несмотря на мороз! Только очень сильный огонь может зажечь столько сердец. Вот она и была этим огненным вулканом.
Ауксе Нарвилене: Она обладала редкой женской сердечностью. Общение наше было не только словами, а именно сердцем. И тот светлый очаг, который мы почувствовали у неё дома, действительно всё время вспоминался и вспоминался. Всегда очень поражала её искренность, которая чувствуется и в её стихотворениях. Я была удивлена, когда их впервые прочла, — насколько они глубоки.
Неринга Даргите: Я не помню, когда я впервые услышала этот голос, который просто потряс. Когда в сентябре 1999 года мы готовили международную конференцию, которая проходила в Вильнюсе, было очень важно, чтобы из Новосибирска кто-нибудь приехал. На конференции было много учёных, именитых людей, они произносили приветствия, но когда прозвучал её голос — Слово Наталии Дмитриевны, — в зале наступила глубокая тишина и большая пауза. Была такая тишина, словно Ангел пролетел, и это было как благословение конференции. И всё, что было намечено на этой конференции на все эти годы, — осуществилось.
Индре Мисявичене: Я очень ярко представляю Наталию Дмитриевну такой, какой увидела её на фотографии в этой книге — где она сидит на стуле и ждёт, когда придёт экскурсия, — я её особенно полюбила. Мне это особенно близко. И жизнь её — как подвиг. Музей, который возник как будто из ничего, и эти люди, о которых мы знаем из рассказов Ирены Залецкене, и вся ваша работа — это мне кажется чудом. И жизнь этой женщины — сначала в Харбине, потом здесь — это как подвиг, такой великолепный, такой внушительный! Я восхищаюсь ею и всем Обществом, которое возникло благодаря ей и благодаря Рерихам. Всё это прекрасно, и наши отношения — это очень важно! Связь с Сибирским Обществом — это связь и с Абрамовым, книги которого нам очень много дали, оказали реальную помощь в нашем стремлении вверх. Когда мы стали читать Абрамова, мы сразу поднялись на несколько ступеней, и не только я или кто-то другой, а всё Общество, это было очень заметно.
Дануте Стукайте: Не могу забыть одну из последних встреч с Наталией Дмитриевной, у меня осталось от неё очень яркое впечатление. Я путешествовала туристическим поездом по Сибири и, конечно, написала Наталии Дмитриевне об этом. И когда я приехала к ней, она проявила очень большое внимание и участие ко мне. Было такое впечатление, что она готова сделать для человека всё, что ему было необходимо, во всём помочь.
Йозас Шидишкис: И общее впечатление о Наталии Дмитриевне такое: она относится к тому типу людей, которые имеют богатое внутреннее содержание, но никогда не кичатся этим. С таким человеком легко общаться, даже говорить много не надо, видимо, есть какая-то духовная родственность. Воспринимаешь не только слова, не только внешность, но и содержание — дух, который как бы просвечивает через эту хрупкую оболочку.
Ремигиюс Аушкялис: Наталия Дмитриевна такой человек, который видит в другом, что именно для него важно. Она создала большое и сильное Общество и является человеком огромного значения. Я рад, что имел возможность встретиться и познакомиться с ней.
Рута Иванаускайте: Когда я увидела Наталию Дмитриевну Спирину в этой комнатке и мы там общались, у меня было впечатление, что это тоже Свамиджи*. Такая духовная высота и вместе с тем простота бесконечная! И ещё мне очень понравилось её чувство юмора, такое лёгкое и такое красивое. Для меня это был урок, очень драгоценный. Спасибо судьбе за эту встречу. Сердце очень отзывается на таких людей. И не важно даже, о чём разговор шёл, — можно говорить о простых вещах, можно и о более глубоких, но вся атмосфера была пропитана совсем особенными ощущениями.
Рута Дачулите: Встречу трудно передать словами, потому что она была тихая, но настоящая. Мы сидели в фойе, и я очень отчётливо помню, как у меня внутри сама собой появилась большая благодарность, и я её очень спонтанно выразила. Просто очень захотелось поблагодарить Наталию Дмитриевну, без всякой видимой причины. У меня вырвалось: «Спасибо Вам за всё!» — и я почувствовала в ответ её отклик, тоже тихий... Она ко мне наклонилась, и произошла какая-то внутренняя встреча, такая настоящая... Я до сих пор очень благодарна ей за это.
* Свамиджи — Духовный Учитель, высокодуховный человек, Святой.
«Труд, приближающий мечту» - рассказ о выставке деревянных резных изделий в Усть-Коксинском Доме культуры.
Третий год в школе горно-алтайского села Верхний Уймон работает кружок резьбы по дереву. Все юные резчики, несмотря на загруженность в школе, постоянно трудятся — не только во время учебного года, но и на каникулах. Сергей Николаевич Гречушников, открывая выставку, сказал: «Радостно осознавать, что, благодаря людям, приехавшим сюда и объединившим своё умение и творчество с местным потенциалом, на нашей Усть-Коксинской земле появляются новые таланты. Всё, что мы видим здесь, — репродукции Рериха, акварели местных художников и сделанные руками школьников деревянные поделки, совмещённые с камнем, — очень радует глаз. Я поздравляю с открытием выставки всех умельцев, которые своими руками создали эти шедевры».
Многие посетители смогли приобрести в подарок резные изделия из солнечного кедра. А в книге отзывов Музея кто-то из посетителей оставил такие строки:
Как хорошо, что дерево и камень,
Вобрав в себя Природы Красоту,
Преображаются под добрыми руками,
Что высекают из породы Пламень,
Труд приложив, приблизивший мечту.