12 августа - день рождения Елены Петровны Блаватской
11.08.2024
Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия, служение Общему Благу, делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества. Такой была миссия Елены Петровны Блаватской.
Прошло 133 года с тех пор, когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать её жизнь, которую можно назвать подвигом.
Е.П. Блаватская родилась 12 августа 1831 г. на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепр), в аристократической семье. Бабушка по материнской линии, княжна Елена Павловна Долгорукая (в замужестве Фадеева), принадлежала к одному из самых древних русских родов, восходящих к Рюрику.
Мать Блаватской Елена Андреевна Ган была талантливой писательницей, её даже называли «русской Жорж-Занд». Она ушла из жизни рано, не достигнув 25 лет, оставив двух малолетних дочерей.
Походная жизнь отца Елены Петровны, офицера-артиллериста, лишала его возможности самому воспитывать дочерей, и воспитание их взяла на себя бабушка Е.П. Фадеева. Она была доброй и прекрасно образованной женщиной, владела в совершенстве пятью иностранными языками, углублённо занималась естественными науками, замечательно рисовала.
Светлое детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей, в раннем детстве — в общении с природой на Украине, а затем — в средней полосе России и на Кавказе.
Блаватская с детства имела Высокого Покровителя, который являлся ей в сновидениях, в моменты опасности для жизни появлялась незримая помощь. Она предчувствовала своё предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет при встрече со своим Покровителем.
В 17 лет начинаются её странствия по разным странам и городам.
Первая встреча Е.П. Блаватской с Великим Учителем состоялась в Лондоне в 1851 году. Вся дальнейшая её жизнь — это непрерывное сотрудничество с Учителем с целью сдвига сознания людей посредством передачи им сокровенных знаний Востока, необходимость которых слагалась всеми особенностями данной эпохи.
Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству, но на Востоке к этому отношение иное. В 1886 г., подтверждая публикации Блаватской о Махатмах, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором подтверждали Их существование.
Последний период жизни Е.П. Блаватской, который она, начиная с 1873 года, провела последовательно в Америке (1873 – 1878), Индии (1878 – 1884) и Европе (1884 – 1891), был настолько известен, что его можно проследить день за днём во всех подробностях.
В 1875 году в Нью-Йорке Блаватской было основано Теософское общество, председателем его стал полковник Г. Олькотт — преданный сотрудник Елены Петровны, а сама она заняла скромную должность «секретаря для связи с корреспондентами».
Были определены цели Теософского общества: 1. Создание ядра всеобщего братства человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи. 2. Изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения. 3. Исследование необъяснённых законов природы и психических сил, скрытых в человеке.
В Америке Елена Петровна создаёт своё первое произведение — «Разоблачённая Изида» в 2 частях. В нём около 1500 страниц. Начата книга в 1876 году, издана — в 1877-м.
Знания, даваемые человечеству Великими Учителями через Е.П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», — это Откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, о вечности и периодичности Бытия, об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная.
Изида символизирует собой Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова (разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, это часть тех знаний, которые были даны человечеству для ускорения его продвижения по пути эволюции.
«Тайная Доктрина» — труд в 2 томах — создавался с 1884 по 1891 год. В первом томе повествуется о происхождении миров, излагается, как развивался наш земной шар и его низшие царства до появления на нём человеческой формы; во втором — об эволюции человека. Первый и второй том были переведены с английского языка на русский Е.И. Рерих.
Елена Ивановна пишет, что своим недоверием и преследованиями люди убили Е.П. Блаватскую и не дали ей возможности завершить свою миссию — «она не смогла написать третий том…» «Третий том "Тайной Доктрины", как он собран Безант, является сборником статей, оставшихся после Блаватской, неопубликованных и даже не просмотренных ею окончательно».
Пробыв в Америке пять с половиной лет, Блаватская приехала в Индию и основала в Адьяре Теософское общество, которое во многом способствовало возрождению буддизма и индуизма в этой стране. Теософское движение оказало индусам великую услугу, возвращая им их же духовные ценности.
Влажный климат Индии оказался вредным для здоровья Елены Петровны, и в 1884 г. ей пришлось окончательно переехать в Европу.
По приезде в Европу Блаватская избрала местом жительства тихий Вюрцбург, потом Остенде, а с 1888 до 1891 год она жила в Лондоне. Жизнь её после отъезда из Индии полностью была посвящена работе над «Тайной Доктриной», которую она считала делом своей жизни.
Пять лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий, мученичеством, но несмотря на это работала она по 12 часов в сутки, не давая себе отдыха среди дня. А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были ученые, писатели, репортёры и простые люди.
Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А. Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А. Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогали ему в его творчестве.
«Факелы клеветы» очень ярко освещали путь Е.П. Блаватской — клеветники и невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных писем, предательство облагодетельствованных ею людей — всё пришлось перенести этой мученице за Свет и Истину.
8 мая 1891 года Е.П. Блаватская ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом, — как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь.
Е.И. Рерих писала: «Подвиг её был велик. Одинокая, всеми преследуемая, всеми и во всём подозреваемая, без средств, без знания языка прибыла она в Америку, чтобы явить миру прекраснейшее Сокровенное Учение, дать впервые религиозно-философский синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним. Кто не преклонится перед нею, принявшей на себя такой подвиг среди бездны невежественных отрицаний, подозрений и гонений? Истинно, она была мученицей за уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и разлагающего материализма. Но это мученичество сплело ей новый прекрасный ВЕНЕЦ. Пошлём ей наше восхищение, нашу признательность и нашу любовь».
Текст составлен на основе Учения Живой Этики, писем Е.И. Рерих, выступлений Н.Д. Спириной, биографического очерка Е.Ф. Писаревой «Елена Петровна Блаватская», книги С. Крэнстон «Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения».
Рассказать друзьям:
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом: